8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный
с 6:00 по 21:00
?>

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В ПЕРВОМ КЛАССЕ В РАМКАХ УМК «ГАРМОНИЯ»

Автор: Бархатова Ольга Петровна

О. П. Бархатова

МОАУ «Лицей №7»,          

г. Оренбург

 

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В ПЕРВОМ КЛАССЕ В РАМКАХ УМК «ГАРМОНИЯ»

 

 

Коммуникативная компетентность – основа практической деятельности человека в любой сфере жизни. Роль владения своей речью трудно переоценить. Речевая деятельность любого человека является каждодневной потребностью. Профессиональные, деловые контакты, межличностные взаимодействия требуют от современного человека универсальной способности к порождению множества разнообразных высказываний в устной и письменной форме. Обучение в школе устному и письменному речевому общению (коммуникативной компетентности) приобретает особую значимость в современной ситуации, когда неуклонно снижается уровень национальной языковой культуры в целом: в средствах массовой информации, в художественной литературе, в публицистике и в повседневном общении носителей языка. Сегодня дети увлечены боевиками, детективами, что зачастую порождает агрессивность, жестокость. Мы всё чаще сталкиваемся в обыденной жизни с небрежным обращением с русским языком. Коммуникативная направленность в изучении русского языка не только служит практической цели – формированию навыков общения и речи школьников, но и развивает общую образовательную культуру личности.

Компетенция в переводе с латинского competentia означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлён, обладает познаниями и опытом. Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетентный в определённой области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней [1, с. 141].

Формирование компетенций происходит средствами содержания образования. В итоге у ученика развиваются способности и появляются возможности решать в повседневной жизни реальные проблемы – от бытовых до производственных и социальных. Заметим, что образовательные компетенции включают в себя компоненты функциональной грамотности ученика, но не ограничиваются только ими [1, с. 142].

В настоящее время обучение русскому языку в начальной школе приобретает всё более чёткую коммуникативно-речевую направленность. Очень важная задача начальных классов – обучение школьников выражению собственных мыслей. Учителя начальных классов должны с первых шагов приучать детей к содержательным, подготовленным, четким, ясным и правильным высказываниям. Борьба с пустословием, с неорганизованной речью, с повторениями, расплывчатостью выбираемых языковых средств – задача трудная. Процесс формирования коммуникативной компетентности является длительным и достаточно сложным. Именно поэтому так важно вызвать интерес к родному слову, правильно научить слушать, говорить, сочинять, писать.

Наиболее успешно развивается речь младших школьников на уроках русского языка при условии внедрения УМК «Гармония».

Одними из ведущих концептуальных положений курса «Русский язык» (М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко) по УМК «Гармония» являются:

1.              Создание методических условий для осознания ребёнком себя как языковой личности и на этой основе формирования у него уважения к языку и к себе как его носителю, а потому – сознательного отношения к своей речи.

2.              Осуществление коммуникативного подхода к изучению языка, то есть нацеленность учебной работы на становление (совершенствование) всех видов речевой деятельности: говорения, слушания, письма, чтения.

3.              Направленность обучения не только на развитие лингвистического мышления детей, но и их языковой интуиции, природного чувства слова и интереса к изучению языка.

4.              Обеспечение базы для повышения грамотности учащихся за счёт системного развития их орфографической зоркости и орфографического самоконтроля.

Для реализации обозначенных положений:

1. Расширен круг сведений о способах выполнения языковых и речевых действий.

2. Для формирования орфографического самоконтроля и снятия у учащихся страха перед ошибкой введён особый способ письма – «с окошками».

3. Организуются регулярные наблюдения за назначением и значением всех единиц языка; обеспечивается внимание к вопросам правильности, точности, богатства и выразительности речи.

Приведу примеры заданий для учащихся 1 классов:

·                Запиши полное имя мальчика, потом краткое, затем ласковое; добавь и его добрые прозвища [3, с. 27].

·                Перед тобой слова, которые часто произносят с неверным ударением. На странице 136 узнай правильное ударение и укажи его [3, с. 69].

4. Работа над сочинениями осуществляется как обучение школьников созданию текстов конкретных речевых жанров, актуальных для практики их общения: записок, писем, поздравлений, загадок, инструкций, дневниковых записей, рассказов о своей жизни и т.д.

Работа ведётся с первых дней обучения в школе. Например:

·                Узнай, когда и как ты заговорил(а). Приготовься рассказать, как это было. Начни так: … (предлагается памятка с опорными словами) [3, с. 10].

5. Каждый раздел учебника построен так, чтобы обеспечить:

5.1. Постановку учебной задачи на основе использования речевого опыта детей, их способности исправить ошибки персонажей (дошкольника Антона и мальчика – иностранца, изучающего русский язык), которые включены в учебник:

·                Как ты думаешь, прав ли Антоша? Достаточно ли для грамотного письма знать буквы и алфавит [3, с. 76]?

·                Исправь ошибки и объясни, с какой трудностью русского языка мальчик – иностранец ещё не справляется [3, с. 87].

5.2. Осмысление особенностей языковой системы и формирование соответствующих языковых умений:

·                Спиши один из отрывков, выбирая нужную букву. Как будешь рассуждать [3, с. 28]?

·                Расскажи другу, как ты обозначаешь мягкость согласных звуков буквами. Для этого назови действия, которые ты выполняешь [3, с. 84].

5.3. Выполнение детьми речевых действий на новом уровне, обусловленном приобретёнными умениями:

·                Придумай хитрые задания для конкурса знатоков русского алфавита. Приготовься и ты к участию в конкурсе [3, с. 76].

6. В учебнике целенаправленно отбирается дидактический материал:

6.1. Тексты детских писателей и мемуарной литературы, отражающей видение мира глазами ребёнка;

6.2. Реальные детские высказывания, выполняющие функции обучения самоконтролю за речью – за её содержанием и языковым оформлением:

·                Легко ли понять эти записи школьников? Если нет, то почему? Внеси исправления. Правильно запиши те слова, которые ученики написали неверно. Букву безударного гласного в первом из этих слов узнай в словаре [3, с. 100].

·                Исправь ошибки в записи ученика. Чему ещё не научился мальчик [3, с. 99]?

Учебник – тетрадь для 1 класса является специальным средством обучения, позволяющим не только формировать у школьников отдельные умения, закладывать основы их учебной самостоятельности, но и более экономно расходовать время и силы каждого ученика.

Таким образом, на примере упражнений для первоклассников мы видим, что для возрастания уровня развития коммуникативных компетенций, необходимо систематически и целенаправленно включать в учебный процесс речевые задания. Путём чередования различных упражнений мы повышаем интерес к родному языку, культуре общения, способствуем развитию языкового мышления. Работа по формированию коммуникативных компетенций у учащихся требует от учителя высокого методического мастерства, такта, умения видеть всех и каждого, учитывать индивидуальные особенности, способности детей.

 

 

ИСТОЧНИКИ

1.              Елизарова, Е.М. Ключевые образовательные компетенции обучающихся / Е.М. Елизарова, Ю.А. Киселёва // Справочник учителя начальных классов. – Волгоград: Учитель, 2011. – С. 140-145

2.              Истомина, Н.Б. Особенности учебно-методического комплекта «Гармония» / Н.Б. Истомина и др. // Начальная школа. – 2002 — №2. – С. 34-36

3.              Соловейчик, М.С. Русский язык: к тайнам нашего языка: учебник-тетрадь для 1 кл. общеобразовательных учреждений / М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко // Смоленск: Ассоциация XXI век, 2006. – 144 с.: ил.

4.              http://budud.narod.ru/psu2.html

5.              http://festival.1september.ru/articles/515968/

6.              http://lib.rus.ec/b/166285/read

7.              http://luba-chapligina.narod.ru/communicative.html

8.              http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/master-–-klass-«razvitie-kommunikativnoi-kompetentnosti-mladshikh-sh

 

×
×

Статьи
«Новый порядок
аттестации» для учителей
и воспитателей

Подпишитесь на нашего бота в
Telegram, чтобы забрать статьи

Получить статьи