Автор: Кондратьева Надежда Сергеевна
ГБОУ СОШ № 8 п.г.т. Алексеевка г.о. Кинель Самарской области имени Воина- интернационалиста С.А.Кафидова
Учитель обществознания Кондратьева Надежда Сергеевна
Эффект удивления на уроках обществознания.
В.Ф.Шаталов утверждал, что для того, чтобы работа в школе была эффективной, должен сработать «эффект солёного огурца». Главное — создать рассол, тогда какой бы ни был огурец, плохой или хороший, попав в рассол, он просолится. Как создать такой «рассол»?
Для создания ситуации эффекта на уроке я использую различные приёмы и методы. Я расскажу о некоторых из них.
№ |
Приёмы и методы. |
Обоснование |
Тема |
Класс |
|
На доске делаю такую запись, которую дети горячо начинают обсуждать до начала занятия. …некоторые ученые предлагают предоставить избирательное право животным…»
|
Механизм избирательной системы, в которой будут учтены и права животных, может значительно переориентировать интерес политиков в сторону защиты биоразнообразия и дикой природы… при условии, что за них будут голосовать их опекуны — природоохранные организации, имеющие задачу защиты прав животных в своем уставе. (В.Е. Борейко, октябрь 2005 г.) |
Избирательные системы. |
11 класс |
2. |
Рассказ материала «в обратном направлении», как это делается в хороших интригующих детективах, когда мы видим развязку драмы и затем распутываем клубок событий. (Фрагменты писем осуждённых подростков. |
Развитие способностей осмысленного оценивания с правовой и нравственной стороны происходящего. |
Преступление. |
9 класс. |
3. |
Создание в кабинете декорации «тихого бара», конечно, с безалкогольными коктейлями. |
Например, рассказывая о временах «сухого закона», |
Развитие общества. |
8 класс. |
4. |
Лепка из пластилина что-нибудь такое, что как-то охарактеризует их самих, настроение в данный момент. |
Создание условий для пробуждения некоторой совокупности переживаний, направленный на личностный смысл жизни детей. |
Межличностные отношения. |
6 класс. |
5. |
Провокационный эксперимент. Учитель объявляет классу, что у школы трудности с финансированием, очень много денег уходит на отопление, поэтому принято решение летом учиться, а каникулы перенести на декабрь- февраль. |
Темой обсуждения после прослушивания записи на диктофоне стало составление памятки об умении дискусировать, конструктивно общаться. |
Общение. |
6 класс. |
6. |
Драматизация притчи о кувшине, согласно которой необходимо заполнить сначала кувшин камнями, потом горохом, затем песком и при завершении налить воды. |
«Я хотел, чтобы Вы осознали, что кувшин — это наша жизнь. Камни — самая главная составляющая жизни каждого: дети, семья, друзья, здоровье. Горох — это вещи, которые иметь приятно, но это не самое важное: дом, работа, машина, ценности и пр. Песок символизирует мелочи, которых полно в жизни любого человека. |
Социализация. |
5 класс. |
7. |
Микромодуль интригующего образа. Учитель: «Пятиклассники, сколько вам лет? А если бы вы были в Индии, то проходили бы обряд «упанаяна» (Дети высказывают предположения, учитель крепит слово «упанаяна»в качестве транспаранта на доску) |
Ассоциативно пробуждает внутренний эвристический потенциал детского сознания и направляет своё влияние на открытие пространства для воображения, мысли и чувства. |
Что такое гендер. |
5 класс. |
8. |
Проблемный тренинг.
|
Учащиеся приходят к пониманию, что всё то что попадает в поле зрения, до чего он касается и что вовлекает в круг своей деятельности, наделяется значением. |
Ценности и идеалы общества. |
10 класс. |
10. |
Использование литературного произведения как проблемную задачу. Учитель используя произведение А.Дюма «Три мушкетёра» предложил учащимся определить основные стадии движения продукта, например: кардинал Ришелье выделил Миледи франки на расходы- это распределение. |
Понятия усваиваются, но с ориентацией на их априорное существование в детском сознании. |
Экономика и её основные участники. |
7 класс |
11. |
Использование афоризмов при определении ключевого понятия как например «Маленький комарик наделал много шума в большой комнате» Про гражданское общество или правовое государство идёт речь? |
Демонстрация структуры рационально- логического опережения (ассоциативное воображение; схематическое опережение; главное символическое событие) |
Гражданское общество и правовое государство. |
11 класс |
Опыт показал, что условия, в которых детские образные интуиции переходят в своё знаково- символическое бытие,- это явление гораздо более эффективное как для «чистого» сознания ребёнка, так и для его предметно- содержательного выражения.