8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный
с 6:00 по 21:00
?>

Эффект удивления на уроках обществознания.

Автор: Кондратьева Надежда Сергеевна

ГБОУ СОШ № 8 п.г.т. Алексеевка г.о. Кинель Самарской области имени Воина- интернационалиста С.А.Кафидова

Учитель обществознания Кондратьева Надежда Сергеевна

Эффект удивления на уроках обществознания.

В.Ф.Шаталов утверждал, что для того, чтобы работа в школе была эффективной, должен сработать «эффект солёного огурца». Главное — создать рассол, тогда какой бы ни был огурец, плохой или хороший, попав в рассол, он просолится. Как создать такой «рассол»?          

        Для создания  ситуации эффекта на уроке я использую различные приёмы и методы. Я расскажу о некоторых из них.

 

Приёмы и методы.

Обоснование

Тема

Класс

 

На доске делаю такую запись, которую дети горячо начинают обсуждать  до начала занятия. …некоторые ученые предлагают предоставить избирательное пра­во животным…»

 

Механизм избирательной системы, в которой будут учте­ны и права животных, может значительно переориентировать интерес политиков в сторону защиты биоразнообразия и дикой природы… при условии, что за них будут голосовать их опекуны — природоохранные организации, имеющие задачу защиты прав животных в своем уставе. (В.Е. Борейко, октябрь 2005 г.)

Избирательные системы.

11 класс

2.

Рассказ материала «в обратном направлении», как это делается в хороших интригующих детективах, когда мы видим развязку драмы и затем распутываем клубок событий. (Фрагменты писем осуждённых подростков.

Развитие способностей осмысленного оценивания с правовой и нравственной стороны происходящего.

Преступление.

9 класс.

3.

  Создание в кабинете декорации «тихого бара», конечно, с безалкогольными коктейлями.

Например, рассказывая о временах «сухого закона»,

Развитие  общества.

8 класс.

4.

Лепка из пластилина что-нибудь такое, что как-то охарактеризует их самих, настроение в данный момент.

Создание условий для пробуждения некоторой совокупности переживаний, направленный на личностный смысл жизни детей.

Межличностные отношения.

6 класс.

5.

Провокационный эксперимент. Учитель объявляет классу, что у школы трудности с финансированием, очень много денег уходит на отопление, поэтому принято решение летом учиться, а каникулы перенести на декабрь- февраль.

Темой обсуждения после прослушивания записи на диктофоне стало составление памятки об умении дискусировать, конструктивно общаться.

Общение.

6 класс.

6.

Драматизация притчи о кувшине, согласно которой необходимо заполнить сначала кувшин камнями, потом горохом, затем песком и при завершении налить воды.

«Я хотел, чтобы Вы осознали, что кувшин — это наша жизнь. Камни — самая главная составляющая жизни каждого: дети, семья, друзья, здоровье. Горох — это вещи, которые иметь приятно, но это не самое важное: дом, работа, машина, ценности и пр. Песок символизирует мелочи, которых полно в жизни любого человека.

Социализация.

5 класс.

7.

Микромодуль интригующего образа. Учитель: «Пятиклассники, сколько вам лет? А если бы вы были в Индии, то проходили бы обряд «упанаяна» (Дети высказывают предположения, учитель крепит слово «упанаяна»в качестве транспаранта на доску)

Ассоциативно пробуждает внутренний эвристический потенциал детского сознания и направляет своё влияние на открытие пространства для воображения, мысли и чувства.

Что такое гендер.

5 класс.

8.

Проблемный тренинг.
Учитель предлагает написать на листочке бумаге самое дорогое для учеников, то, что приносит радость, дарит смысл жизни. И предлагает смять листочки. Затем снова развернуть. 
Вопросы учителя:
Что Вы почувствовали, когда смяли листок?
Что Вы почувствовали, когда вновь развернули?
Это и есть Ваши ценности! То, что Вы боялись потерять, но не потеряли!

 

Учащиеся приходят к пониманию, что всё то что попадает в поле зрения, до чего он касается  и что вовлекает в круг своей деятельности, наделяется значением.

Ценности и идеалы общества.

10 класс.

10.

Использование литературного произведения как проблемную задачу. Учитель используя произведение А.Дюма «Три мушкетёра» предложил учащимся определить основные стадии движения продукта, например: кардинал Ришелье выделил Миледи франки на расходы- это распределение.

Понятия усваиваются, но с ориентацией на их априорное существование в детском сознании.

Экономика и её основные участники.

7 класс

11.

Использование афоризмов при определении ключевого понятия как например «Маленький комарик наделал много шума в большой комнате» Про гражданское общество или правовое государство идёт речь?

Демонстрация структуры рационально- логического опережения (ассоциативное воображение; схематическое опережение; главное символическое событие)

Гражданское общество и правовое государство.

11 класс

 

Опыт показал, что условия, в которых детские образные интуиции переходят в своё знаково- символическое бытие,- это явление гораздо более эффективное как для «чистого» сознания ребёнка, так и для его предметно- содержательного выражения.

 

×
×

Статьи
«Новый порядок
аттестации» для учителей
и воспитателей

Подпишитесь на нашего бота в
Telegram, чтобы забрать статьи

Получить статьи