Автор: Елизавета Кузьминична Горюнова
Практика использования современных дидактических методов обучения – императив к обновлению школьного математического образования
Наше российское общество в условиях развернувшегося против него санкционного давления многих стран мира в сфере технологий как никогда заинтересовано в людях высокого профессионального уровня и деловых качеств, способных принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить.
Сегодня время диктует, чтобы выпускники школы были конкурентно способными на рынке труда. Для этого школе необходимо не просто вооружать выпускника набором знаний, но и сформировать в нем такие качества личности как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. Математика в формировании этих качеств играет огромную роль.
Какие же практические знания должна давать математика? Совершенно очевидно, что математика не в состоянии обеспечить ученика отдельными знаниями на всю жизнь:
как оформить кредит,
как вычислить налоговые отчисления,
выбрать телефонный тариф,
рассчитать коммунальные платежи,
но она должна и обязана вооружить его методами познания, сформировать познавательную самостоятельность.
На уроках математики школьники учатся рассуждать, доказывать, находить рациональные пути выполнения заданий, делать соответствующие выводы, одним словом – думать. Научиться думать и творчески искать ответы — самая важная задача ученика. Думать самому, а не как надо думать, чтобы от этого была польза кому-то стороннему. Наличие мыслей в голове – это еще не способность думать, — это лишь извлечение из памяти ассоциативных образов. Эти образы вызываются автоматически под влиянием различных ситуаций.
В основе всех перечисленных мною действий и процессов уроках математики лежит мышление учащихся, которое понимается как форма мыслительной деятельности, основанная на глубоком осмыслении, анализе, синтезе, ассоциативном сравнении, обобщении и системном конструировании знаний об окружающем мире, направленная на решение поставленных проблем и достижении истины.
Поэтому в современных условиях, в образовательной деятельности школы важны ориентация на развитие познавательной активности, самостоятельности учащихся, формирование умений проблемно-поисковой, исследовательской деятельности. Решить эту проблему старыми традиционными методами невозможно.
Для этого требуются методы и способы активного обучения: исследовательскую работу непосредственно в ходе уроков,
модель смешанного обучения «Ротация станций»,
систему самостоятельных работ на любом из этапов урока.
Исследовательская работа имеет очень важное значение в развитии творческих способностей обучающихся. Школьник учится наблюдать, анализировать объект, сравнивать, оценивать, находить общее с другими. Умение наблюдать тесно связано с умением видеть проблемы.
Вслед за выявлением проблемы идет поиск ее решения. Поиск решения осуществляется в форме выдвижения догадок, предположений или гипотез. Умение выдвигать гипотезы, строить предположение — одно из главных базовых умений исследования. Не любое предположение можно назвать гипотезой. Но для детских исследований, направленных на развитие творческих способностей ребенка, наиболее важным является наличие гипотез и поиск их доказательств.
Изначально гипотеза не истинная и не ложная, она просто не определена. Стоит ее подтвердить, как она становится теорией, стоит опровергнуть, как она превращается в ложное предположение.
Способы проверки гипотез:
теоретические (логика, анализ имеющихся знаний)
эмпирические (наблюдения, эксперименты, исследования)
При проверке гипотез может быть организована следующая деятельность (индивидуальная или групповая):
дополнительный сбор фактов;
обоснование известными теоретическими знаниями;
экспериментальная проверка и наблюдение;
лабораторная или практическая работа.
В ходе учебного процесса следует использовать:
мозговой штурм,
защиту выработанных позиций,
технологию критического мышления,
технологию «погружений»,
что придаст работе организованность и поэтапность.
Выводы могут представлять собой:
новые формулы,
правила,
свойства рассматриваемых объектов,
а также
обобщения,
методы,
способы,
алгоритмы деятельности.
Были разработаны и апробированы на уроках математики проведение исследовательских работ по темам:
в 6 классах:
Экспериментальное получение числа П
Осевая симметрия;
в 7 классах:
График уравнения Ах+Ву+С=0
Возведение в квадрат трехчлена
Взаимное расположение графиков линейных функций
Система двух линейных уравнений с двумя переменными
Свойства прямоугольного треугольника
Первый признак равенства треугольников;
в 8 классах:
Нахождение значения многочлена
Теорема Виета
в 9 классах:
Теорема синусов
Выводы исследовательской деятельности обучающимися оформляются в зависимости от целей урока и дальнейшего использования в виде:
устного сообщения,
отчета,
реферата или доклада,
проекта,
презентации.
Смешанное обучение – технология организации учебного процесса, в основе которого лежит концепция объединения технологий традиционной классно-урочной системы и технологий электронного обучения, базирующегося на новых дидактических возможностях, предоставляемых ИКТ и другими образовательными платформами для самостоятельного обучения через Интернет.
Смешанное обучение призвано помочь преодолеть минусы технологий, используемых сегодня в практике обучения в школе по ряду причин, среди них:
снижение эффективного использования предметных учебных кабинетов из-за соблюдения санитарных ограничений пандемийный период,
пропуски уроков по болезни обучающихся и учителей,
длительный период использования дистанционного обучения,
слабое владение ИТ- технологиями, недостаток и многопрофильность применения в дистант-обучении компьютерной техники, отсутствие унификации на них установленного программного обеспечения.
«Ротация станций» – одна из самых популярных и часто используемых моделей смешанного обучения. Она предполагает перемещение, ротацию учащихся между различными обучающими станциями таким образом, чтобы, как минимум, на одной из них проходило онлайн-обучение.
Другие станции могут задействовать учеников в работе в малых, либо в больших группах, групповых проектах, индивидуальной работе, выполнении письменных заданий. В этой модели учащиеся перемещаются между всеми станциями.
Распределение учеников и учителей в классе выглядит следующим образом. Класс делится на группы (обычно — три) и в течение урока (иногда — двух) каждая из групп перемещается со станции на станцию. За отведенное учебное время дети успевают поработать в группе с учителем, выполнить задания онлайн и заняться проектной деятельностью.
Можно разделить класс на четыре группы, добавив станцию индивидуальной самостоятельной работы. Деление на группы может быть проведено по разным критериям.
Модель «ротация станций» позволяет ученикам переходить от станции к станции по фиксированному расписанию.
Для организации работы по этой модели требуются компьютеры или планшеты по количеству человек в одной группе учащихся.
1 СТАНЦИЯ. РАБОТА С УЧИТЕЛЕМ. На этой станции учитель управляет учебной деятельностью, используя различные её формы, в том числе и фронтальную. Цель работы – получение индивидуальной обратной связи от учителя. Это очень важный момент: чем больше времени учитель уделяет каждому ученику, ориентируясь на его особенности, тем точнее будет его оценка – что у ученика получается хорошо, а над чем ещё стоит поработать.
2 СТАНЦИЯ. РАБОТА ОНЛАЙН. Цель данной станции – создать условия для развития навыков самостоятельной работы, личной ответственности, самоорганизации. Дети должны научиться учиться самостоятельно. На этой станции они могут как знакомиться с новым материалом, так и повторить и закрепить уже изученный или проверить свои знания на онлайн-платформе – например, в Якласс, Учи.ру, LECTA, Яндекс Учебнике и др.
Количество заданий должно быть достаточно большим, чтобы дети смогли глубоко познакомиться с темой урока. Предлагается классу как обязательный список заданий, так и дополнительные задания / материалы для углублённого освоения темы. Это могут быть задания, относящиеся не к одному конкретному уроку, а целой теме, чтобы обеспечить каждому ученику возможность продвигаться в её изучении в своём темпе. Онлайн-работа предусматривает наличие электронного устройства у каждого ученика. Такими устройствами могут быть: планшет, ноутбук, персональный компьютер. Устройства должны иметь возможность выхода в интернет.
3 СТАНЦИЯ. ПРОЕКТНАЯ РАБОТА В ГРУППЕ. На этой станции дети работают над созданием совместного проекта. Способ организации групповой работы зависит от задач урока. В зависимости от размера группы и выбранного задания по необходимости можно внутри них создать подгруппы по два–четыре человека, каждая из которых может работать над одной из его частей. В конце урока все части соединяются в единое целое, и продукт обсуждается всеми участниками.
Таким образом, преимуществами смешанного обучения являются формируемые в классно-урочном режиме личные (человеческие) связи, спонтанность, дающая возможность более быстрого усвоения новых знаний, и формируемые при электронном обучении в информационно-образовательной среде гибкость, адаптивность, индивидуализация, интерактивность обучения и глубина рефлексии. Разработан и проведен урок математики в 5 классе по теме «Все действия с дробями».
Разработка системного подхода в развитии учебной самостоятельности при обучении математики учащихся II ступени на основе включения с/р во все этапы работы на уроке.
Мы с Марией Борисовной применяем следующие виды самостоятельной деятельности на своих уроках математики и способы развития самостоятельности учащихся:
Самостоятельную работу по образцу;
Изучение новой темы с включением самостоятельной работы учеников;
Обучающие самостоятельные работы на изучаемые правила, свойства;
Тренировочные самостоятельные работы по карточкам- заданиям с выборочной формой ответа;
Самостоятельные работы по индивидуальным карточкам.
Автор статьи Горюнова Елизавета Кузьминична,
учитель математики(высшая категория)
МОУ СОШ №5
имени 63-го Угличского пехотного полка
города Углича Ярославской области.
26 мая 2022 г.