Автор: Жаринова Ирина Алексеевна
План-конспект
проведения классного часа «Мы хотим светлого неба», направленного на профилактику экстремизма в подростковой среде
Тема: «Мы хотим светлого неба».
Дата проведения: 13.02.2022 г.
Место проведения: ГП-4
Участники: воспитанники 9 «А» класса.
ФИО воспитателя: Жаринова Ирина Алексеевна.
Форма проведения: информационный час.
Цель: воспитание подростков миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать.
Задачи:
Образовательные: формирование навыков вежливого общения между воспитанниками.
Воспитывающие: формирование негативного отношения к насилию и агрессии в любой форме; формирование уважения и признания культуры других народов; создание атмосферы доверия и взаимопонимания в группе как основы для открытого общения с собой и другими.
Развивающие: развитие способности к межнациональному и межрелигиозному взаимодействию; развитие способности к толерантному общению, к взаимодействию с представителями социума независимо от их принадлежности и мировоззрения.
Использование современных педагогических технологий
Название современных педагогических технологий, применяемых в воспитательном процессе |
Инновационные приёмы и методы работы |
Этапы мероприятия, на которых технологии применяются |
Элементы информационно-коммуникационной технологии |
Метод психологического и эмоционального настроя
|
Подготовительный этап |
Элементы технологии педагогического общения |
Работа в группах. Создание воспитательных ситуаций. Создание ситуации успеха |
Организационный этап |
Элементы технологии дискуссии Игровые технологии |
Метод ценностной ориентировки-привитие моральных ценностей обучающимся |
Основной этап |
Элементы технологии развития критического мышления |
|
Подведение итогов Рефлексия |
Оборудование, оформление, реквизиты: проектор, интерактивная доска, колонки, презентация в Microsoft Power Point, видеоролики «Улыбка – она ничего не стоит», «Все оставляет свой след», мультфильм «Чучело-мяучело», задания с ситуациями, кружки разных цветов: красные, синие.
Ход мероприятия:
I. Мотивационный этап.
Воспитатель.
Слайд 1.
Человечество всегда воевало. За последние пять тысяч лет зафиксировано около 15 000 больших и малых войн, в которых погибло несколько миллиардов человек. Более 70 лет назад отгремели бои Великой Отечественной войны.
Дожимая фашистов, наши отцы и деды мечтали и свято верили, что после победы на планете не будет больше войн и наступит удивительное время всеобщего братства. Победа была одержана, но всеобщий мир так и не наступил.
Продолжаются локальные войны, военные конфликты, связанные с религиозными, территориальными и национальными спорами. В нашу, казалось бы, мирную жизнь все настойчивей вторгается такое зловещее явление, как терроризм.
Слайд 2.
Терроризм — это тоже война. И от него не застрахован никто.
В том числе и мы. Стремительный и блистательный, жестокий и равнодушный ХХI век. Его можно смело назвать монстром с железным сердцем, он не хочет слышать стоны, не замечает слезы, принимая их часто за прозрачную росу на лице человека.
Полны экстремизма события в Чечне. Ненависть, злоба, жестокость, крайние меры, крайние взгляды, крайние действия. Это все те слова, которые характеризуют эти события
II. Вступление
Слайд 1.
Некоторое время назад в наш лексикон плотно вошли такие страшные слова, как «терроризм» и «экстремизм». Теперь уже каждый ребенок знает о том, что скрывается за этими понятиями.
Из толкового словаря мы видим, что понятие «экстремизм» уходит своими корнями в латинский язык и переводится как «крайний» (крайние взгляды и меры). Крайним проявлением экстремизма является терроризм. Явление, связанное с насилием, угрожающее жизни и здоровью граждан. Терроризм — «terror» — переводится как «ужас» (устрашение смертными казнями, убийствами и всеми ужасами неистовства). Рост экстремизма — серьезная угроза стабильности и общественной безопасности. Попробуем разобраться в причинах возникновения экстремизма и терроризма. Выясним, кто составляет социальную базу экстремизма и терроризма
III. Основная часть.
Слайд 1.
Как вы думаете, каковы причины возникновения экстремизма?
(Ответ воспитанников).
Воспитанники, работая в группах:
Слайд 1.
К причинам возникновения экстремизма можно отнести следующие:
· большое имущественное расслоение населения, которое приводит к тому, что общество перестает функционировать как целостный организм, объединенный общими целями, идеями, ценностями;
· нарастание социальной напряженности;
· снижение идеологической составляющей в воспитательном процессе, что привело к утрате нравственных ценностей;
· отсутствие четких представлений об истории и перспективах развития страны, утрата чувства сопричастности и ответственности за судьбу родины.
Социальную базу экстремистских групп составляют люди, не сумевшие адаптироваться к новым условиям жизни.
Молодые люди, не способные критически подходить к содержанию публикаций в средствах массовой информации, ввиду отсутствия жизненного опыта оказались наиболее подверженными этому влиянию.
Это очень хорошая среда для экстремистских групп. Большинство молодежных экстремистских группировок носят неформальный характер. Ряд их членов имеют смутное представление об идеологической подоплеке экстремистских движений.
Громкая фразеология, внешняя атрибутика и другие аксессуары, возможность почувствовать себя членом своеобразного «тайного общества», имеющего право безнаказанно творить расправу над неугодными группе лицами, все это привлекает молодежь.
Слайд 1.
Статья 13 Конституции Российской Федерации гласит:
1. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие.
2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
3. В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность.
4. Общественные объединения равны перед законом.
5. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни». Конституция закрепила равенство всех религий перед законом, право граждан на свободу вероисповедания, гарантировала защиту религиозных убеждений. Её принятие поставило наше государство на одну ступень с ведущими странами мира по степени решения религиозного вопроса. Но сегодня общество всё равно обеспокоено тем, что свобода религиозных убеждений в нашей стране иногда используется экстремистами в целях разрушения достигнутого общественного согласия и единства.
Первыми жертвами политического обмана со стороны экстремистов, маскирующихся религиозными учениями, становится молодежь, в которой пытаются сформировать ложное представление о поведении верующего и подтолкнуть к совершению преступления.
Слайд 1.
Экстремизм — это приверженность к крайним взглядам и мерам, действия или деяния направленные на насильственный захват власти и ее удержание, а также смену конституционного строя различными способами, в том числе и применением террористических актов.
Религиозный экстремизм — это когда люди используют религию в своих целях, для подавления и установления власти над другими людьми, либо навязывают насильно и насаждают свою религию.
Слайд 1.
Составление памятки.
Примите во внимание следующие рекомендации, которые обезопасят вас от воздействий ложных учений, проповедующих беззаконие и насилие: 1.Избегайте общения с незнакомыми людьми на улицах, общественных местах;
2.Предложенную религиозную литературу постарайтесь не брать, а если все же она у вас оказалось, то обязательно покажите ее родителям, педагогам, психологам;
3.Если вас приглашают незнакомые люди посетить их собрания, откажитесь, иначе вы делаете шаг в неизвестность;
4.Не оставляйте незнакомым людям свой адрес, телефон, данные о себе. Помните, что это секретная информация;
5.Если вас интересует какой- либо вопрос о религии, духовной жизни, обратитесь к родителям, педагогу-психологу, преподавателю обществознания или педагогу, которому вы доверяете.
Помните, что данными правилами нельзя ограничиться, это лишь рекомендация. Нужно также самому человеку понимать и помнить, что экстремистские объединения являются реальной опасностью и могут причинить непоправимый моральный вред человеку.
Слайд 1.
Творческое задание.
Давайте немного отвлечемся и выполним интересное задание. У вас на столах лежат кусочки нашей планеты, но для того, чтобы всю планету соединить, надо каждому из вас оставить на ней частичку себя.
Все мы разные, но мы вместе и будем жить на одной планете в мире и согласии. У вас есть разноцветные фломастеры, нарисуйте на своих частях планеты частичку себя, пусть это будут ваши улыбающиеся лица. (Звучит музыка «дети Земли»).
Слайд 1.
Что такое толерантность?
Толерантность – терпимость
Паззлы.
Что такое паззлы? Наш класс – это тоже единое целое, а каждый ученик в нём – паззл, составляющая, без которой нет единения. Каждый по-своему важен и нужен. Но мы все разные. Может ли один человек сказать, какой он? У каждого человека есть свое мнение на происходящее вокруг. Одну и ту же вещь или ситуацию все видят по-разному.
А сейчас обсудим некоторые ситуации.
Воспитатель раздает задания с ситуациями, воспитанники читают и отвечают на вопрос: Как бы вы поступили в том или ином случае?
Ситуации.
· В класс приходит новенький ученик. В первые два дня он успевает получить 3 двойки. Кто-то говорит, что он «дурачок», не будем с ним дружить!» Твои действия.
· Твой друг-одноклассник попросил у тебя тетрадь и испачкал ее. Учитель в понедельник решил проверить ее. Предположите возможное развитие событий. Как ты себя поведешь ? Твой друг? Учитель?
· Твои родители запрещают тебе дружить с мальчиком, потому что их семья не такая обеспеченная. Что скажешь ты в защиту своего друга или согласишься с мнением родителей?
Игра.
А теперь проведем такую игру. Перед вами на столе кружки разных цветов. Я называю ситуацию, а вы поднимите синий кружок, если вы согласны с утверждением, если нет — красный.
· Младший брат сломал твою игрушку.
1. Ты его прощаешь.
2. Ты ударяешь его.
· Ты поссорился со своей сестрой.
1.Ты попытаешься объясниться с ней.
2. Ты обижаешься и мстишь.
· Ты недоволен собой.
1. Ты говоришь, что людей без недостатков не бывает.
2. Ты все сваливаешь на других.
· Тебе не хочется идти на прогулку со своими близкими.
1.Ты устраиваешь истерику.
2. Ты идешь с ними гулять.
7. Вопросы для обсуждения: Какие качества присущи толерантной личности? Зачем нужно быть толерантным? Трудно ли поставить себя на место другого человека и понять его переживания?
Сегодня мы с вами задумались над проблемой толерантности. Посмотрите в себя и ответьте на вопрос – я толерантная личность? Если ответ будет отрицательным – подумайте, что же нужно сделать, чтобы измениться. И тогда поверьте – Ваша жизнь обязательно станет лучше!
В училище, как и везде, все разные: есть маленькие, большие, худые, полные. Почему мы иногда смеемся над ними. Потому что мы их боимся, мы не хотим делиться, или мы не уверены в себе.
Быть толерантным – означает уважать других, невзирая на различия. Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает.
Игра «Подойдите, у кого….». Но в чём же мы похожи?
– русый цвет волос;
– родился зимой;
– в имени есть буква А;
– любит мороженое (и т.д.).
IV. Подведение итогов.
Слайд 1.
Мы еще раз убедились в том, что экстремизм – это жестокость, основанная на ненависти и злобе, а порой и глупости, подчиненной слепой вере. Наш ХХI век можно смело назвать монстром с железным сердцем. Он не хочет слышать стоны, не замечает слезы, принимая их часто за прозрачную росу на лице человека. Это ненависть, злоба, жестокость, крайние меры, крайние взгляды, крайние действия. 13 сентября 2004 года на заседании правительства В. В. Путин отметил: «Борьба с террором — это общегосударственная задача, задача, для выполнения которой требуется мобилизация всех ресурсов».
Что нас объединяет?
Земля – Россия – Краснодар – КПКУ – 9 курс – 9а класс.
Наш класс – это одна большая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание.
V. Рефлексия.
Каждый воспитанник, по возможности, должен откровенно ответить на эти вопросы, включая и свое личное самочувствие, которое тоже влияет на продуктивность работы.
Метод «ХИМС» демонстрирует личностную значимость мероприятия для каждого воспитанника.
Каждый воспитанник на карточке пишет:
Х – что было хорошего;
И – что было интересно;
М – что мешало работе;
С – что взял бы с собой.
Затем листочки собирает дежурный, по желанию воспитанники зачитывают свои записи.