8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный с 6:00 по 21:00

открытый урок истории в 5 классе по теме «Олимпийские игры в древности»

Автор: Оксана Владимировна Амелина

Тема. «Олимпийские игры в древности»

Продолжительность урока. 40 мин

Цели урока:

1. Познакомить учащихся с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями;

 2. Продолжить формирование умений работать с текстами, иллюстрациями, выделять главное, составлять рассказ, высказывать свою точку зрения.

3. Пробудить в детях желание серьёзно заниматься каким- либо видом спорта.

 

Планируемые результаты:

Предметные: знать —  историю появления Олимпийских игр,

уметь – давать определения  понятиям «атлет», «ипподром»,  «пятиборье», «Олимпия».

Личностные: развитие сотрудничества при работе в парах и группах; формирование чувства самоуважения и взаимоуважения, оценка значения спорта для формирования ЗОЖ, Смогут осознать, что такое уважение и принятие межэтнической толерантности в современном Олимпийском движении

Метапредметные: развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия, дальнейшее развитие навыков работы с текстами, иллюстрациями,  документами, умение работать с учебником, самостоятельной работы с информацией,  умения находить её, осмысливать и использовать

Регулятивные

1.     Определять цель, проблему в учебной деятельности.

2.     Выдвигать версии.

3.     Планировать деятельность в учебной ситуации.

4.     Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.

Познавательные

1.     Владеть смысловым чтением (вычитывать фактуальную, подтекстовую, концептуальную информацию).

2.     Выявлять причинно-следственные связи.

3.     Делать выводы.

4.     Самостоятельно работать с информацией, находить её, осмысливать и использовать.

5.     Доказывать.

6.     Сравнивать.

7.     Анализировать – выделять главное.

8.     Представлять информацию в разных формах (текст).

 

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, эвристический

Формы организации познавательной деятельности обучающихся:  работа в группах, коллективная, индивидуальная

Основные понятия урока: атлет, ипподром, пятиборье, Олимпия

 

План урока:       

1.История возникновения Олимпийских игр.

2.Пять незабываемых дней.

3.Легендарные атлеты.

Технология проведения урока:  элементы технологии проблемного обучения, развития критического мышления, формирования ключевых компетенций, элементы здоровьесберегающей технологии.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, эвристический

 

Оборудование урока:

1.      Учебник «История Древнего мира» Вигасина, Свенцицкой, Годера, Москва, 2020, п. 33;

2.      Энциклопедия «История. Древний мир». Издательство «Олма-Пресс», 2010 г.

3.       Мультимедийный проектор.

4.      Презентации.

5.      Карта «Древняя Греция».

6.      Раздаточный материал (тесты, карточки с заданиями).

7.      музыкальный фрагмент «Олимпиада-80

 

Ход урока:

I.Организационный момент:

Обучающиеся входят на перемене в кабинет истории под музыкальное сопровождение – песню Д.Тухманова на слова Р.Рождественского в исполнении Н.Королевой «Олимпиада-80». 

 

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок. На нашем сегодняшнем уроке присутствуют гости. Я прошу вас, не смущаться, и  работать в нашем обычном режиме. Желаю всем нам сегодня, плодотворной работы, быть внимательными   и активными.

Мы как всегда рады видеть друг друга и готовы к совместной творческой работе. Перед вами на столах лежат цветные полоски: красная, синяя, зеленая. Посмотрите на них внимательно и выберите ту, которой соответствует ваше эмоциональное настроение именно сейчас. Красный цвет – вы полны энергии, готовы активно работать. Зеленый цвет – вы спокойны, вам всё равно, что будет происходить на уроке. Синий цвет – вы хотите узнать что-то новое». Спасибо! Надеюсь, что сегодня на уроке все будут хорошо работать и к концу урока у всех будет хорошее настроение!

 

II. Мотивация учебной деятельности. Актуализация знаний

Сегодня мы с вами продолжаем путешествие по удивительному, загадочному миру, миру Древней истории.

   1. С каким государством мы с вами знакомились на прошлых уроках? ( Древней Грецией.) 2.  Что нам известно о Древней Греции? (Я знаю, что…) 

Итак, начнём разминку – отвечать только с поднятой рукой, не выкрикивая,  и не перебивая друг друга.

  РАЗМИНКА:

1). На каком полуострове располагалась Древняя Греция? ( Балканский полуостров)
2) Какой город являлся столицей Аттики? (Афины)
3) Что такое полис? (город-государство)
4) Назовите один из самых могущественных и воинственных полисов Греции? (Спарта)
5) Каковы особенности спартанского воспитания? (строгость, дисциплина, порядок).
6) Кто создатель поэм «Одиссея» и «Илиада»? (Гомер)
 7 ) Какое место избрали боги для своего пребывания? (гора Олимп) 

8) На фронтоне Парфенона
Необычная картина:
В спор вступила с Посейдоном
Богиня мудрости …( Афина)

9) Белолика и стройна,
Из пены родилась она.
Полна любви и не сердита
Богиня эта … (Афродита)
10) Своей наружностью пугает всех невест
от горы его огонь пылает до небес.
Троны, щит для героя и много чудес
Кует в своей кузнице умелец …(Гефест )

11) Он собьет с пути
Или на путь наставит,
От усталости глаза сомкнуть заставит.
Весть как молнию,
Доставит всем с небес,
И зовут его … (Зевс)

 

-На партах у вас лежат пазлы контурной карты. Это карта древнейшей Греции. Соберите ее и отметьте на ней основные географические обьекты: полуострова, острова, водные пространства, основные полисы Греции. (проверка слайд 1)

 

 

III. Постановка цели и задач урока

-Входя в кабинет, вы все слышали песню. О чем она?

(Ответ-о спорте).

— Кто из вас занимается спортом? Зачем люди занимаются спортом? Что спорт развивает в человеке?

Демонстрация слайда с изображением олимпийских колец слайд 2.

 

-Какое отношение к спорту имеют кольца, изображенные на слайде?

-Это символ Олимпийских игр. Это самые главные спортивные соревнования, которые ждут спортсмены всего мира и все люди на Земле.

   Кто знает, что  символизируют эти кольца? (Переплетенные кольца символизируют объединенные в Олимпийское движение  пять континентов. Цвета континентов:  голубой — Европа, черный — Африка, красный- Америка, желтый – Азия, зеленый- Австралия ) слайд 3

-Олимпийские игры проводятся 1 раз в 4 года.

Древнегреческий  философ Пиндар много лет назад написал такие  строки: «Нет другой звезды благороднее Солнца, звезды, дающей столько тепла и блеска в пустыне мира. Так и мы прославляем те состязания, что всех игр благороднее,—  Олимпийские игры»

Отталкиваясь от моих слов и символа на экране слайд 4 , сформулируйте тему урока. Запишите в тетрадь.

Тема: «Олимпийские игры в древности» слайд 5

 

Какие цели мы поставим к уроку? (Постановка целей урока учениками. Узнать, где и когда  проводились первые олимпийские игры; кто принимал участие в первых Олимпийских играх; каким был порядок проведения Олимпийских игр, и какие были виды состязаний, познакомиться с известными атлетами)   слайд 6

                                                                                                                 

У современных Олимпийских игр есть девиз «Citius, altius, fortius!» («Быстрее, выше, сильнее!»), а для нашего урока девиз будет такой: «Слушаем, смотрим, читаем, запоминаем, отвечаем, применяем!» Победителей награждали оливковыми венками, а у нас знак отличия на уроке будет «Олимпий», а в итоге – отметка. И ещё: «КАЖДЫЙ РАБОТАЕТ САМ ЗА СЕБЯ, ВЕДЬ В ЖУРНАЛЕ КЛАССНОМ (ДЛЯ ОТМЕТОК) НЕ КОМАНДНАЯ СТРОКА!

 

IV. Изучение нового материала

 

Проблемное задание:

— Слушая сегодня моё объяснение, проводя собственные исследования, к концу урока вы должны дать ответ на следующий вопрос: Кто эти люди на фотографиях, которые я для вас приготовила и что их связывает? Зачем греки проводили олимпийские игры?                                                                      

Слайд 7 (3 щелчка) и показывает фотографии золотых медалистов Олимпийских игр. Дети по мере возможности называют имена спортсменов. Но вот что их связывает? Ответ на этот вопрос мы получим с вами в конце урока.

 

Знакомство с историей возникновения  и прохождения Олимпийских игр в Древней Греции

Для начала предлагаю вам поработать с картой на стр. 115 и ответить на вопрос, почему игры называются Олимпийскими?

Слайд 8, 9 Олимпийские игры проводились в Олимпии. Олимпия располагалась на территории Эллады, в северо-западной части полуострова Пелопоннес, у слияния рек Алфей и Кладей.

-Какой географический объект на карте Греции имеет похожее название? (гора Олимп).

-Что мы о ней знаем? (На ней жили греческие боги).

До Олимпии было легко добираться из всех греческих городов. В Олимпии располагался храм Зевса -главного бога Древней Греции, поэтому она объявлялась священным местом, и всякий, кто вторгался  сюда с оружием, объявлялся богоотступником.

Слайд 10 В год Олимпийских игр глашатаи разносили по городам Эллады радостную весть: Слайд 11 «Все в Олимпию! Священный мир объявлен! Дороги безопасны! Да победят сильнейшие!»

— Какую информацию об Олимпиаде мы можем узнать из этого призыва?

1. В Олимпиаде участвовали все греческие полисы.

2. На время проведения Олимпиады, прекращались войны. Под страхом проклятия и немилости богов никто не мог появиться в Олимпии с оружием. Даже разбойники и пираты не нападали на путников.

3. Игры были честными.

 

УЧИТЕЛЬ: Олимпия — начальный пункт эстафеты при проведении современных Олимпийских игр. Его зажигают за несколько месяцев до открытия игр. Одиннадцать женщин, в основном актрисы, изображающие жриц, проводят церемонию, в ходе которой одна из них зажигает огонь с помощью параболического зеркала, фокусирующего лучи Солнца. Затем этот огонь доставляют в город, проводящий Олимпийские игры. Обычно используют факел, который несут бегуны, передавая его друг другу по эстафете. И он горит непрерывно до их окончания. (Видеофрагмент) слайд 12

 

-Что послужило причиной появления Олимпийских игр?

Существует несколько версий. Некоторые из ребят заранее получили задание найти информацию о появлении первых Олимпийских игр. Послушаем их.

Сообщения учащихся.

1 ученик:  Одна из легенд приписывает честь основания игр самому Зевсу. В Элиде правил жестокий бог Кронос. Из опасения принять смерть от руки одного из своих детей он глотал новорожденных младенцев. Богиня Рея, родив очередного сына, подала отцу завернутый в пеленках камень, который тот проглотил, не заметив подмены, а новорожденного Зевса поручила пастухам. Мальчик вырос, вступил в смертельный бой с Кроносом и победил его. В честь этого события Зевс основал спортивные состязания.

2 ученик: Другая легенда повествует о том, что основателем Олимпийских состязаний является сын Зевса Геракл. Именно в этом месте он совершил один из своих подвигов – вычистил конюшни царя Элиды и в честь победы над Авгием организовал первые состязания.

3 ученик: По третьей версии царь Элиды Ифит, видя, что его народ устал от бесконечных войн, отправился в Дельфы, где жрица Аполлона передала ему повеление богов: устроить общегреческие атлетические празднества. После чего Ифит и спартанский царь Ликург установили порядок проведения таких игр и заключили священный союз. Олимпию, где надлежало проводить это празднество, объявили священным местом, а любого, кто войдет в ее пределы вооруженным, – преступником.

 

-Пользуясь учебником, скажите, когда состоялись первые Олимпийские? (776 г. до н.э.) слайд 13

-Сколько лет назад это произошло?  Работа с лентой времени. (2798г.)

 

Физкультминутка слайд 14

Учитель: В Древней Греции, перед тем как начать состязания, атлеты проводили разминку, давайте встанем и разомнемся.

 

Чтобы сильным стать и ловким,

Приступаем к тренировке (шагаем на месте)

Круг почета пробежать (бег на месте),

Или тяжести поднять (сгибание и разгибание рук)

Сделать вдох и сделать выдох (вдох-выдох)

Сделать выдох, сделать вдох (выдох-вдох)

Будь атлет всегда готов! (аплодисменты)

 

Итак, ребята, собираемся в дорогу. А в дорогу каждый из вас должен взять портфель. Как называется портфель? Правильно, «Портфель знаний». Давайте посмотрим, что же находится в ваших портфелях?

Здесь у вас задания для работы по группам.

Итак, портфели собраны, подпишите их, чтобы в пути они не потерялись. И мы с вами отправляемся в какой город? Правильно, в Олимпию.

На своей контурной карте отметьте, пожалуйста, город Олимпию, опираясь на карту Древней Греции в атласах.

 

Итак, мы в городе Олимпия. Слайд (15 минут- 10 мин выполняют задание и 5 минут проверяем)

Учитель: Сейчас работаем по группам:  откройте свои портфели и из кармашка возьмите задания.

Самостоятельная работа учащихся по группам. 

Учитель. Итак, вперед за знаниями!  

 

1 группа слайд 15

Подготовка к играм, 1-ый день соревнований

1)  Прочитать текст в учебнике в § 33 п.2. «Подготовка к играм» и п.3 «Пять незабываемых дней» на стр.156 

2)  Обсудить материалы в группе. 

3)  Подготовить выступление перед классом.

 

Ответьте на вопросы:

1.  В каком году были проведены первые олимпийские игры. (776 год до н.э.)

2.  Кто мог участвовать в состязаниях?

3.Кому были посвящены Олимпийские игры?

4.Кто такой атлет?

5.Как атлеты готовились к Олимпийским играм?

6.Сколько дней продолжались Олимпийские игры?

7.Что происходило в первый день игр? 

8.Где проходило большинство  состязаний?

 

 

2 группа слайд 16-23

Виды состязаний, пятиборье.

1)    Прочитать текст в учебнике в § 33 в пункте «Пять незабываемых дней», начиная с 4 абзаца на стр.157  до 3 абзаца на стр.158.

2)    Обсудить материалы в группе.

3)    Подготовить выступление перед классом.

Дополнительные материалы.

Ответьте на вопросы:

1.  Какое состязание было главным? (Пятиборье)

2.  Что включало в себя пятиборье? (Бег, прыжки в длину, метание копья, метание диска, борьба).

 Комментарий учителя:

1.  Пятиборье начиналось с бега. слайд 18 Дистанция бега равнялась одному стадию — 192 м (от этого названия произошло наше слово — стадион).Бегуны развивали невероятную скорость. Если верить древним писателям, один бегун догнал зайца, другой обогнал лошадь, третий бежал так легко и быстро, что не оставлял следов на песке.

2. Следующим видом соревнования были прыжки в длину. слайд 19 Для увеличения длины прыжка атлеты пользовались гантелями  из камня или металла. В момент прыжка руки с гантелями резко выбрасывались вперед.

3. Борьба — панкратион. слайд 20 Древнегреческое каратэ. Кто побеждал в борьбе?

В борьбе в стойке побеждал тот, кто трижды бросал противника на землю. Борьба на земле велась до тех пор, пока один из противников не сдавался. Нельзя было наносить увечья, но правил, в принципе не существовало.

4 — 5. На беговой дорожке устраивались соревнования по метанию диска и копья. Диски были каменными или бронзовыми, самые большие весили более 5 кг. слайд 21,22,23

 

3 группа. Гонки колесниц. слайд 24

1.Прочитать текст на стр.158 с 3 абзаца и до 1 абзаца на стр.159.

2)  Обсудить материалы в группе.

3)  Подготовить выступление перед классом.

Ответьте на вопросы:

1. Где проводились гонки на колесницах?

 2. Кто мог участвовать в этих гонках? 

 

4 группа.

Пятый заключительный день. Возвращение в родной город. слайд 25

1)Прочитать текст в § 33 на стр. 159 один последний абзац в пункте «Пять незабываемых дней» и п. 5 «Возращение в родной город».

2)  Обсудить материалы в группе.

3)  Подготовить выступление перед классом.

Ответьте на вопросы:

1.Что происходило в 5 –ый заключительный день Игр?

2.Чем награждали победителей Игр?     

3. Какие почести ждали победителей на родине?  

 

Запись в тетради:

776г. до н.э. – состоялись первые Олимпийские игры.

Атлет – участник состязаний, человек крепкого телосложения. 

Пятиборье — пять видов спортивных состязаний.

Ипподром – место для проведения конных состязаний.

Олимпия – городок в южной Греции, место проведения Олимпийских игр.

 

Учитель: Молодцы, ребята, вы справились с этим заданием. Теперь мы с вами попробуем решить историческую задачу. Откройте р/т на стр. 23 выполняем задание 30.

Ответы проверяются (5 минут)

Учитель:

Слава о победителях переживала их в веках. Ребята, давайте прочитаем п. 4 на странице 159 учебника: Легендарные рассказы о знаменитых атлетах,  и узнаем,  о ком греки складывали легенды.  Смотрите рисунки знаменитых атлетов и подпишите, кто из них кто (подписывают на интерактивной доске). Слайд 26

Учитель:

Итак, знаменитые атлеты Древней Греции это:

Милон Кротонский

Полидам

Феаген

Слайд 27 Участниками  Олимпийских   игр  были также историк Геродот, оратор Демосфен, философ Сократ…

Учитель:

Соревнования  заканчивались и все возвращались домой, в том числе и победители. Олимпийские игры в Древней Греции состоялись 293 раза.

Но вот в  394 году, когда Греция, находилась под властью Рима, римский император Феодосий I  запретил проводить Олимпийские игры, как языческие. Через несколько лет он приказал сжечь постройки в Олимпии, а позже дожди, ветер полностью разрушили некогда процветающий город.

— Когда же вновь возродились Олимпийские игры?

Слайд 28 Возрождение Олимпийского движения связано с именем барона Пьера де Кубертена — французского историка, литератора, педагога и общественно-политического деятеля. В 1894 году Международный спортивный конгресс по его предложению принял решение о создании Международного Олимпийского комитета и проведении в 1896 году I Олимпийских игр по примеру античных. В 1913 году появилась олимпийская символика в виде 5 переплетенных колец и священного огня, который по традиции зажигают в Греции.

Учитель:

Сегодня вы узнали много нового об Олимпийских играх. Давайте проверим, как хорошо вы все запомнили.

 

V. Закрепление изученного материала.

Задание «Верно или нет?» Какие ошибки содержатся в предложениях?

 (можно использовать белые  и черные  карточки)

1.     Олимпийские игры греки посвящали богине Гере .

2.     Первые Олимпийские игры были в 750-м году до нашей эры.

3.     С наступлением зимы, у подножия горы Олимп начинались Олимпийские игры.

4.     Эти игры особенно любили женщины, которые составляли не меньше трети зрителей, съехавшихся на Олимпийские игры.

5.     Впервые на соревнования в Олимпии победителем в боксе оказался молодой перс, который превзошел в мастерстве остальных юношей.

6.     Победителю в беге досталась главная награда – венок из золотых листьев.

7.     Пятиборье — это соревнование одного человека в пяти видах спорта.

 

Выполнение по группам интерактивных заданий https://learningapps.org/17412758

 

Реши задачу:

В 394 году Греция находилась под властью Рима, и римский император Феодосий I запретил проводить Олимпийские игры. Но в 1896 году, уже в конце XIX века, французский барон Пьер де Кубертен, большой любитель спорта решил возродить традицию проведения Олимпиад. 

Сколько лет не проводилась Олимпиада?

Ответ: _______________________________________________________________________

 

Решение проблемного задания.

А теперь настало время вспомнить о вопросе, который звучал  в самом начале нашего урока. Что же связывает этих золотых медалистов?

Ученики называют имена спортсменов, победивших именно в тех видах спорта, которые были популярны в Древней Греции.(Пятиборье)

 

VI. РЕФЛЕКСИЯ

-Вот и подходит к концу наше «путешествие» в Древнюю Олимпию и знакомство с историей олимпийского движения. Вспомните цель и задачи нашего сегодняшнего урока, как вы думаете, со всем ли мы справились? Слайд 30 А что вам больше всего понравилось? Что было сложно, а с чем быстро справились?

 

На доске расположен пьедестал для победителей, а медали на вашем столе это то что вы усвоили на уроке. 1 место- все понятно, Все понравилось, 2- немного не понял, но все понравилось, 3 — ничего не понятно, но буду стараться.

 

Благодарю вас за активную работу на уроке, умение слушать, рассуждать, делать предположения и выводы. Особенно хотелось бы отметить работу следующих учащихсяи наградить их, если не оливковым венком, то оценкой (называет фамилии и имена учащихся, выставляет оценки). И пусть эта скромная награда за активное участие в сегодняшнем «путешествии» по Древней Олимпии станет первой, но не последней вашей победой  в жизни! Запишите домашнее задание,  расположенное на доске.

VII. Домашнее задание:

1.Параграфа 33,  понятия.

2.Составить кластер (приложение)

3. Интерактивная тетрадь Skysmart — ссылка в группе https://edu.skysmart.ru/student/xahobixivu

 

 

Учитель:

Ребята, я хочу вас призвать к тому, чтобы вы стремились к здоровому образу жизни, любили спорт, так как он развивает точность, быстроту реакции, силу, выносливость и массу других качеств. Спасибо за урок, ребята. До свидания!

 

 

×
×