Автор: Оксана Владимировна Амелина
Тема. «Олимпийские игры в древности»
Продолжительность урока. 40 мин
Цели урока:
1. Познакомить учащихся с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями;
2. Продолжить формирование умений работать с текстами, иллюстрациями, выделять главное, составлять рассказ, высказывать свою точку зрения.
3. Пробудить в детях желание серьёзно заниматься каким- либо видом спорта.
Планируемые результаты:
Предметные: знать — историю появления Олимпийских игр,
уметь – давать определения понятиям «атлет», «ипподром», «пятиборье», «Олимпия».
Личностные: развитие сотрудничества при работе в парах и группах; формирование чувства самоуважения и взаимоуважения, оценка значения спорта для формирования ЗОЖ, Смогут осознать, что такое уважение и принятие межэтнической толерантности в современном Олимпийском движении
Метапредметные: развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия, дальнейшее развитие навыков работы с текстами, иллюстрациями, документами, умение работать с учебником, самостоятельной работы с информацией, умения находить её, осмысливать и использовать
Регулятивные
1. Определять цель, проблему в учебной деятельности.
2. Выдвигать версии.
3. Планировать деятельность в учебной ситуации.
4. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.
Познавательные
1. Владеть смысловым чтением (вычитывать фактуальную, подтекстовую, концептуальную информацию).
2. Выявлять причинно-следственные связи.
3. Делать выводы.
4. Самостоятельно работать с информацией, находить её, осмысливать и использовать.
5. Доказывать.
6. Сравнивать.
7. Анализировать – выделять главное.
8. Представлять информацию в разных формах (текст).
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, эвристический
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: работа в группах, коллективная, индивидуальная
Основные понятия урока: атлет, ипподром, пятиборье, Олимпия
План урока:
1.История возникновения Олимпийских игр.
2.Пять незабываемых дней.
3.Легендарные атлеты.
Технология проведения урока: элементы технологии проблемного обучения, развития критического мышления, формирования ключевых компетенций, элементы здоровьесберегающей технологии.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, эвристический
Оборудование урока:
1. Учебник «История Древнего мира» Вигасина, Свенцицкой, Годера, Москва, 2020, п. 33;
2. Энциклопедия «История. Древний мир». Издательство «Олма-Пресс», 2010 г.
3. Мультимедийный проектор.
4. Презентации.
5. Карта «Древняя Греция».
6. Раздаточный материал (тесты, карточки с заданиями).
7. музыкальный фрагмент «Олимпиада-80
Ход урока:
I.Организационный момент:
Обучающиеся входят на перемене в кабинет истории под музыкальное сопровождение – песню Д.Тухманова на слова Р.Рождественского в исполнении Н.Королевой «Олимпиада-80».
Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок. На нашем сегодняшнем уроке присутствуют гости. Я прошу вас, не смущаться, и работать в нашем обычном режиме. Желаю всем нам сегодня, плодотворной работы, быть внимательными и активными.
Мы как всегда рады видеть друг друга и готовы к совместной творческой работе. Перед вами на столах лежат цветные полоски: красная, синяя, зеленая. Посмотрите на них внимательно и выберите ту, которой соответствует ваше эмоциональное настроение именно сейчас. Красный цвет – вы полны энергии, готовы активно работать. Зеленый цвет – вы спокойны, вам всё равно, что будет происходить на уроке. Синий цвет – вы хотите узнать что-то новое». Спасибо! Надеюсь, что сегодня на уроке все будут хорошо работать и к концу урока у всех будет хорошее настроение!
II. Мотивация учебной деятельности. Актуализация знаний
Сегодня мы с вами продолжаем путешествие по удивительному, загадочному миру, миру Древней истории.
1. С каким государством мы с вами знакомились на прошлых уроках? ( Древней Грецией.) 2. Что нам известно о Древней Греции? (Я знаю, что…)
Итак, начнём разминку – отвечать только с поднятой рукой, не выкрикивая, и не перебивая друг друга.
РАЗМИНКА:
1). На каком полуострове располагалась Древняя Греция? ( Балканский полуостров)
2) Какой город являлся столицей Аттики? (Афины)
3) Что такое полис? (город-государство)
4) Назовите один из самых могущественных и воинственных полисов Греции? (Спарта)
5) Каковы особенности спартанского воспитания? (строгость, дисциплина, порядок).
6) Кто создатель поэм «Одиссея» и «Илиада»? (Гомер)
7 ) Какое место избрали боги для своего пребывания? (гора Олимп)
8) На фронтоне Парфенона
Необычная картина:
В спор вступила с Посейдоном
Богиня мудрости …( Афина)
9) Белолика и стройна,
Из пены родилась она.
Полна любви и не сердита
Богиня эта … (Афродита)
10) Своей наружностью пугает всех невест
от горы его огонь пылает до небес.
Троны, щит для героя и много чудес
Кует в своей кузнице умелец …(Гефест )
11) Он собьет с пути
Или на путь наставит,
От усталости глаза сомкнуть заставит.
Весть как молнию,
Доставит всем с небес,
И зовут его … (Зевс)
-На партах у вас лежат пазлы контурной карты. Это карта древнейшей Греции. Соберите ее и отметьте на ней основные географические обьекты: полуострова, острова, водные пространства, основные полисы Греции. (проверка слайд 1)
III. Постановка цели и задач урока
-Входя в кабинет, вы все слышали песню. О чем она?
(Ответ-о спорте).
— Кто из вас занимается спортом? Зачем люди занимаются спортом? Что спорт развивает в человеке?
Демонстрация слайда с изображением олимпийских колец слайд 2.
-Какое отношение к спорту имеют кольца, изображенные на слайде?
-Это символ Олимпийских игр. Это самые главные спортивные соревнования, которые ждут спортсмены всего мира и все люди на Земле.
— Кто знает, что символизируют эти кольца? (Переплетенные кольца символизируют объединенные в Олимпийское движение пять континентов. Цвета континентов: голубой — Европа, черный — Африка, красный- Америка, желтый – Азия, зеленый- Австралия ) слайд 3
-Олимпийские игры проводятся 1 раз в 4 года.
Древнегреческий философ Пиндар много лет назад написал такие строки: «Нет другой звезды благороднее Солнца, звезды, дающей столько тепла и блеска в пустыне мира. Так и мы прославляем те состязания, что всех игр благороднее,— Олимпийские игры»
Отталкиваясь от моих слов и символа на экране слайд 4 , сформулируйте тему урока. Запишите в тетрадь.
Тема: «Олимпийские игры в древности» слайд 5
Какие цели мы поставим к уроку? (Постановка целей урока учениками. Узнать, где и когда проводились первые олимпийские игры; кто принимал участие в первых Олимпийских играх; каким был порядок проведения Олимпийских игр, и какие были виды состязаний, познакомиться с известными атлетами) слайд 6
У современных Олимпийских игр есть девиз «Citius, altius, fortius!» («Быстрее, выше, сильнее!»), а для нашего урока девиз будет такой: «Слушаем, смотрим, читаем, запоминаем, отвечаем, применяем!» Победителей награждали оливковыми венками, а у нас знак отличия на уроке будет «Олимпий», а в итоге – отметка. И ещё: «КАЖДЫЙ РАБОТАЕТ САМ ЗА СЕБЯ, ВЕДЬ В ЖУРНАЛЕ КЛАССНОМ (ДЛЯ ОТМЕТОК) НЕ КОМАНДНАЯ СТРОКА!
IV. Изучение нового материала
Проблемное задание:
— Слушая сегодня моё объяснение, проводя собственные исследования, к концу урока вы должны дать ответ на следующий вопрос: Кто эти люди на фотографиях, которые я для вас приготовила и что их связывает? Зачем греки проводили олимпийские игры?
Слайд 7 (3 щелчка) и показывает фотографии золотых медалистов Олимпийских игр. Дети по мере возможности называют имена спортсменов. Но вот что их связывает? Ответ на этот вопрос мы получим с вами в конце урока.
Знакомство с историей возникновения и прохождения Олимпийских игр в Древней Греции
Для начала предлагаю вам поработать с картой на стр. 115 и ответить на вопрос, почему игры называются Олимпийскими?
— Слайд 8, 9 Олимпийские игры проводились в Олимпии. Олимпия располагалась на территории Эллады, в северо-западной части полуострова Пелопоннес, у слияния рек Алфей и Кладей.
-Какой географический объект на карте Греции имеет похожее название? (гора Олимп).
-Что мы о ней знаем? (На ней жили греческие боги).
До Олимпии было легко добираться из всех греческих городов. В Олимпии располагался храм Зевса -главного бога Древней Греции, поэтому она объявлялась священным местом, и всякий, кто вторгался сюда с оружием, объявлялся богоотступником.
Слайд 10 В год Олимпийских игр глашатаи разносили по городам Эллады радостную весть: Слайд 11 «Все в Олимпию! Священный мир объявлен! Дороги безопасны! Да победят сильнейшие!»
— Какую информацию об Олимпиаде мы можем узнать из этого призыва?
1. В Олимпиаде участвовали все греческие полисы.
2. На время проведения Олимпиады, прекращались войны. Под страхом проклятия и немилости богов никто не мог появиться в Олимпии с оружием. Даже разбойники и пираты не нападали на путников.
3. Игры были честными.
УЧИТЕЛЬ: Олимпия — начальный пункт эстафеты при проведении современных Олимпийских игр. Его зажигают за несколько месяцев до открытия игр. Одиннадцать женщин, в основном актрисы, изображающие жриц, проводят церемонию, в ходе которой одна из них зажигает огонь с помощью параболического зеркала, фокусирующего лучи Солнца. Затем этот огонь доставляют в город, проводящий Олимпийские игры. Обычно используют факел, который несут бегуны, передавая его друг другу по эстафете. И он горит непрерывно до их окончания. (Видеофрагмент) слайд 12
-Что послужило причиной появления Олимпийских игр?
Существует несколько версий. Некоторые из ребят заранее получили задание найти информацию о появлении первых Олимпийских игр. Послушаем их.
Сообщения учащихся.
1 ученик: Одна из легенд приписывает честь основания игр самому Зевсу. В Элиде правил жестокий бог Кронос. Из опасения принять смерть от руки одного из своих детей он глотал новорожденных младенцев. Богиня Рея, родив очередного сына, подала отцу завернутый в пеленках камень, который тот проглотил, не заметив подмены, а новорожденного Зевса поручила пастухам. Мальчик вырос, вступил в смертельный бой с Кроносом и победил его. В честь этого события Зевс основал спортивные состязания.
2 ученик: Другая легенда повествует о том, что основателем Олимпийских состязаний является сын Зевса Геракл. Именно в этом месте он совершил один из своих подвигов – вычистил конюшни царя Элиды и в честь победы над Авгием организовал первые состязания.
3 ученик: По третьей версии царь Элиды Ифит, видя, что его народ устал от бесконечных войн, отправился в Дельфы, где жрица Аполлона передала ему повеление богов: устроить общегреческие атлетические празднества. После чего Ифит и спартанский царь Ликург установили порядок проведения таких игр и заключили священный союз. Олимпию, где надлежало проводить это празднество, объявили священным местом, а любого, кто войдет в ее пределы вооруженным, – преступником.
-Пользуясь учебником, скажите, когда состоялись первые Олимпийские? (776 г. до н.э.) слайд 13
-Сколько лет назад это произошло? Работа с лентой времени. (2798г.)
Физкультминутка слайд 14
Учитель: В Древней Греции, перед тем как начать состязания, атлеты проводили разминку, давайте встанем и разомнемся.
Чтобы сильным стать и ловким,
Приступаем к тренировке (шагаем на месте)
Круг почета пробежать (бег на месте),
Или тяжести поднять (сгибание и разгибание рук)
Сделать вдох и сделать выдох (вдох-выдох)
Сделать выдох, сделать вдох (выдох-вдох)
Будь атлет всегда готов! (аплодисменты)
Итак, ребята, собираемся в дорогу. А в дорогу каждый из вас должен взять портфель. Как называется портфель? Правильно, «Портфель знаний». Давайте посмотрим, что же находится в ваших портфелях?
Здесь у вас задания для работы по группам.
Итак, портфели собраны, подпишите их, чтобы в пути они не потерялись. И мы с вами отправляемся в какой город? Правильно, в Олимпию.
На своей контурной карте отметьте, пожалуйста, город Олимпию, опираясь на карту Древней Греции в атласах.
Итак, мы в городе Олимпия. Слайд (15 минут- 10 мин выполняют задание и 5 минут проверяем)
Учитель: Сейчас работаем по группам: откройте свои портфели и из кармашка возьмите задания.
Самостоятельная работа учащихся по группам.
Учитель. Итак, вперед за знаниями!
1 группа слайд 15
Подготовка к играм, 1-ый день соревнований
1) Прочитать текст в учебнике в § 33 п.2. «Подготовка к играм» и п.3 «Пять незабываемых дней» на стр.156
2) Обсудить материалы в группе.
3) Подготовить выступление перед классом.
Ответьте на вопросы:
1. В каком году были проведены первые олимпийские игры. (776 год до н.э.)
2. Кто мог участвовать в состязаниях?
3.Кому были посвящены Олимпийские игры?
4.Кто такой атлет?
5.Как атлеты готовились к Олимпийским играм?
6.Сколько дней продолжались Олимпийские игры?
7.Что происходило в первый день игр?
8.Где проходило большинство состязаний?
2 группа слайд 16-23
Виды состязаний, пятиборье.
1) Прочитать текст в учебнике в § 33 в пункте «Пять незабываемых дней», начиная с 4 абзаца на стр.157 до 3 абзаца на стр.158.
2) Обсудить материалы в группе.
3) Подготовить выступление перед классом.
Дополнительные материалы.
Ответьте на вопросы:
1. Какое состязание было главным? (Пятиборье)
2. Что включало в себя пятиборье? (Бег, прыжки в длину, метание копья, метание диска, борьба).
Комментарий учителя:
1. Пятиборье начиналось с бега. слайд 18 Дистанция бега равнялась одному стадию — 192 м (от этого названия произошло наше слово — стадион).Бегуны развивали невероятную скорость. Если верить древним писателям, один бегун догнал зайца, другой обогнал лошадь, третий бежал так легко и быстро, что не оставлял следов на песке.
2. Следующим видом соревнования были прыжки в длину. слайд 19 Для увеличения длины прыжка атлеты пользовались гантелями из камня или металла. В момент прыжка руки с гантелями резко выбрасывались вперед.
3. Борьба — панкратион. слайд 20 Древнегреческое каратэ. Кто побеждал в борьбе?
В борьбе в стойке побеждал тот, кто трижды бросал противника на землю. Борьба на земле велась до тех пор, пока один из противников не сдавался. Нельзя было наносить увечья, но правил, в принципе не существовало.
4 — 5. На беговой дорожке устраивались соревнования по метанию диска и копья. Диски были каменными или бронзовыми, самые большие весили более 5 кг. слайд 21,22,23
3 группа. Гонки колесниц. слайд 24
1.Прочитать текст на стр.158 с 3 абзаца и до 1 абзаца на стр.159.
2) Обсудить материалы в группе.
3) Подготовить выступление перед классом.
Ответьте на вопросы:
1. Где проводились гонки на колесницах?
2. Кто мог участвовать в этих гонках?
4 группа.
Пятый заключительный день. Возвращение в родной город. слайд 25
1)Прочитать текст в § 33 на стр. 159 один последний абзац в пункте «Пять незабываемых дней» и п. 5 «Возращение в родной город».
2) Обсудить материалы в группе.
3) Подготовить выступление перед классом.
Ответьте на вопросы:
1.Что происходило в 5 –ый заключительный день Игр?
2.Чем награждали победителей Игр?
3. Какие почести ждали победителей на родине?
Запись в тетради:
776г. до н.э. – состоялись первые Олимпийские игры.
Атлет – участник состязаний, человек крепкого телосложения.
Пятиборье — пять видов спортивных состязаний.
Ипподром – место для проведения конных состязаний.
Олимпия – городок в южной Греции, место проведения Олимпийских игр.
Учитель: Молодцы, ребята, вы справились с этим заданием. Теперь мы с вами попробуем решить историческую задачу. Откройте р/т на стр. 23 выполняем задание 30.
Ответы проверяются (5 минут)
Учитель:
Слава о победителях переживала их в веках. Ребята, давайте прочитаем п. 4 на странице 159 учебника: Легендарные рассказы о знаменитых атлетах, и узнаем, о ком греки складывали легенды. Смотрите рисунки знаменитых атлетов и подпишите, кто из них кто (подписывают на интерактивной доске). Слайд 26
Учитель:
Итак, знаменитые атлеты Древней Греции это:
Милон Кротонский
Полидам
Феаген
Слайд 27 Участниками Олимпийских игр были также историк Геродот, оратор Демосфен, философ Сократ…
Учитель:
Соревнования заканчивались и все возвращались домой, в том числе и победители. Олимпийские игры в Древней Греции состоялись 293 раза.
Но вот в 394 году, когда Греция, находилась под властью Рима, римский император Феодосий I запретил проводить Олимпийские игры, как языческие. Через несколько лет он приказал сжечь постройки в Олимпии, а позже дожди, ветер полностью разрушили некогда процветающий город.
— Когда же вновь возродились Олимпийские игры?
Слайд 28 Возрождение Олимпийского движения связано с именем барона Пьера де Кубертена — французского историка, литератора, педагога и общественно-политического деятеля. В 1894 году Международный спортивный конгресс по его предложению принял решение о создании Международного Олимпийского комитета и проведении в 1896 году I Олимпийских игр по примеру античных. В 1913 году появилась олимпийская символика в виде 5 переплетенных колец и священного огня, который по традиции зажигают в Греции.
Учитель:
Сегодня вы узнали много нового об Олимпийских играх. Давайте проверим, как хорошо вы все запомнили.
V. Закрепление изученного материала.
Задание «Верно или нет?» Какие ошибки содержатся в предложениях?
(можно использовать белые и черные карточки)
1. Олимпийские игры греки посвящали богине Гере .
2. Первые Олимпийские игры были в 750-м году до нашей эры.
3. С наступлением зимы, у подножия горы Олимп начинались Олимпийские игры.
4. Эти игры особенно любили женщины, которые составляли не меньше трети зрителей, съехавшихся на Олимпийские игры.
5. Впервые на соревнования в Олимпии победителем в боксе оказался молодой перс, который превзошел в мастерстве остальных юношей.
6. Победителю в беге досталась главная награда – венок из золотых листьев.
7. Пятиборье — это соревнование одного человека в пяти видах спорта.
Выполнение по группам интерактивных заданий https://learningapps.org/17412758
Реши задачу:
В 394 году Греция находилась под властью Рима, и римский император Феодосий I запретил проводить Олимпийские игры. Но в 1896 году, уже в конце XIX века, французский барон Пьер де Кубертен, большой любитель спорта решил возродить традицию проведения Олимпиад.
Сколько лет не проводилась Олимпиада?
Ответ: _______________________________________________________________________
Решение проблемного задания.
А теперь настало время вспомнить о вопросе, который звучал в самом начале нашего урока. Что же связывает этих золотых медалистов?
Ученики называют имена спортсменов, победивших именно в тех видах спорта, которые были популярны в Древней Греции.(Пятиборье)
VI. РЕФЛЕКСИЯ
-Вот и подходит к концу наше «путешествие» в Древнюю Олимпию и знакомство с историей олимпийского движения. Вспомните цель и задачи нашего сегодняшнего урока, как вы думаете, со всем ли мы справились? Слайд 30 А что вам больше всего понравилось? Что было сложно, а с чем быстро справились?
На доске расположен пьедестал для победителей, а медали на вашем столе это то что вы усвоили на уроке. 1 место- все понятно, Все понравилось, 2- немного не понял, но все понравилось, 3 — ничего не понятно, но буду стараться.
Благодарю вас за активную работу на уроке, умение слушать, рассуждать, делать предположения и выводы. Особенно хотелось бы отметить работу следующих учащихся…и наградить их, если не оливковым венком, то оценкой (называет фамилии и имена учащихся, выставляет оценки). И пусть эта скромная награда за активное участие в сегодняшнем «путешествии» по Древней Олимпии станет первой, но не последней вашей победой в жизни! Запишите домашнее задание, расположенное на доске.
VII. Домашнее задание:
1.Параграфа 33, понятия.
2.Составить кластер (приложение)
3. Интерактивная тетрадь Skysmart — ссылка в группе https://edu.skysmart.ru/student/xahobixivu
Учитель:
Ребята, я хочу вас призвать к тому, чтобы вы стремились к здоровому образу жизни, любили спорт, так как он развивает точность, быстроту реакции, силу, выносливость и массу других качеств. Спасибо за урок, ребята. До свидания!