8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный с 6:00 по 21:00

Особенности восприятия романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Автор: Лопаткина Олеся Владимировна

Особенности восприятия романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

 

Взяв за основу методику М. П. Воюшиной определения уровня восприятия художественного текста было проведено исследование по выделенным критериям:

·                   искусство высказывать свое мнение о прочитанном — 3 балла;

·                   искусство указывать на ход развития эмоций и настроений — 2 балла;

·                   искусство определять основание  действий героев произведения — 4 балла;

·                   искусство разделять и выявлять позицию автора  — 4 балла;

·                   искусство понимания идеи автора — 4 балла.

По итогам исследовательской работы,  продемонстрированной в приобретенной каждым участником исследования сумме баллов, реализовывалось соотнесение участников к одному из нижеприведенных уровней восприятия художественного произведения (табл. 1):

Таблица 1 — Соответствие уровню сформированности восприятия художественного текста

 

Наименование уровня

Соответствующие баллы

Уровень «идеи»

8–12

Уровень «героя»

10–12

Констатирующий уровень

8–9

Фрагментарный уровень

менее 7

 

В ходе эмпирического исследования по методике диагностики восприятия художественного произведения М.П. Воюшиной, были получены данные, позволяющие констатировать следующее распределение участвующих в исследовании по уровням сформированности восприятия художественного текста М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»  (табл. 2).

Таблица 2 — Уровень сформированности восприятия художественного текста М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Уровни восприятия текста

Количество участников

В %

Уровень «идеи»

7

23

Уровень «героя»

8

27

Констатирующий уровень

9

30

Фрагментарный уровень

6

20

 

На основе проведенного исследования мы видим, что только у 23 % участников эксперимента обнаружен наиболее высокий уровень восприятия текста. Данные участники показывают естественную чувственную реакцию на прочитанное художественное произведение. Они точно фиксируют позицию автора в тексте к различным персонажам и основной идее произведения. Суммируют прочитанное, выходя за рамки конкретных изображений персонажей произведения. Могут конкретно и отчетливо выразить свою оценку к содержанию произведения.

С точки зрения восприятия текста на уровне «героя» в ходе исследования показали 27 % участников. Представленные данные говорят о том, что участники, подходящие под данный уровень восприятия художественного текста демонстрируют правильную чувственную реакцию на содержание текста, описание событий и героев произведения не составляет у них особого труда. Однако, у данных участников возникают затруднения в ходе определения авторской идеи и позиции.

 30 % участников данного исследования следует отнести к  констатирующему уровню восприятия текста произведения. Участники не имеют возможности передать собственные эмоции и ощущения от прочитанного. Воображение участников развито не до конца, поэтому описание характеристик героев произведения  осложняется. В этом случае, при описании характеристик героев, участники демонстрируют элементы из текста, также не имеют собственного мнения на счет произведения.

В процессе эксперимента у 20% участников возникло разрозненное понимание текста работы. Эти участники не могут получить исчерпывающее представление о содержании произведения. Нет общего представления, основное внимание уделяется отдельным событиям, и нет понимания связи между событиями в произведении. Мотивы действий персонажей не соотносятся. Содержание произведения не рассматривалось как единое целое, авторская позиция не определялась и не обобщалась.

Итак, подводя итоги работы по выявлению читательского восприятия художественного текста, можно сделать вывод о том, что преимущественное количество участников относится к констатирующему уровню восприятия текста.  Характеристика этой группы читателей — точные эмоциональные реакции и способность видеть изменения эмоций. В языковом рисовании он ограничивается простыми общими словами. Воображение развито слабо. Легко реконструирует последовательность событий, но не фиксирует связи между ними. Он может рассказать подробно и точно, но не задумывается над прочитанным. Позиция автора не устанавливается.

 

×
×