Автор: Лопаткина Олеся Владимировна
Особенности восприятия романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Взяв за основу методику М. П. Воюшиной определения уровня восприятия художественного текста было проведено исследование по выделенным критериям:
· искусство высказывать свое мнение о прочитанном — 3 балла;
· искусство указывать на ход развития эмоций и настроений — 2 балла;
· искусство определять основание действий героев произведения — 4 балла;
· искусство разделять и выявлять позицию автора — 4 балла;
· искусство понимания идеи автора — 4 балла.
По итогам исследовательской работы, продемонстрированной в приобретенной каждым участником исследования сумме баллов, реализовывалось соотнесение участников к одному из нижеприведенных уровней восприятия художественного произведения (табл. 1):
Таблица 1 — Соответствие уровню сформированности восприятия художественного текста
Наименование уровня |
Соответствующие баллы |
Уровень «идеи» |
8–12 |
Уровень «героя» |
10–12 |
Констатирующий уровень |
8–9 |
Фрагментарный уровень |
менее 7 |
В ходе эмпирического исследования по методике диагностики восприятия художественного произведения М.П. Воюшиной, были получены данные, позволяющие констатировать следующее распределение участвующих в исследовании по уровням сформированности восприятия художественного текста М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» (табл. 2).
Таблица 2 — Уровень сформированности восприятия художественного текста М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Уровни восприятия текста |
Количество участников |
В % |
Уровень «идеи» |
7 |
23 |
Уровень «героя» |
8 |
27 |
Констатирующий уровень |
9 |
30 |
Фрагментарный уровень |
6 |
20 |
На основе проведенного исследования мы видим, что только у 23 % участников эксперимента обнаружен наиболее высокий уровень восприятия текста. Данные участники показывают естественную чувственную реакцию на прочитанное художественное произведение. Они точно фиксируют позицию автора в тексте к различным персонажам и основной идее произведения. Суммируют прочитанное, выходя за рамки конкретных изображений персонажей произведения. Могут конкретно и отчетливо выразить свою оценку к содержанию произведения.
С точки зрения восприятия текста на уровне «героя» в ходе исследования показали 27 % участников. Представленные данные говорят о том, что участники, подходящие под данный уровень восприятия художественного текста демонстрируют правильную чувственную реакцию на содержание текста, описание событий и героев произведения не составляет у них особого труда. Однако, у данных участников возникают затруднения в ходе определения авторской идеи и позиции.
30 % участников данного исследования следует отнести к констатирующему уровню восприятия текста произведения. Участники не имеют возможности передать собственные эмоции и ощущения от прочитанного. Воображение участников развито не до конца, поэтому описание характеристик героев произведения осложняется. В этом случае, при описании характеристик героев, участники демонстрируют элементы из текста, также не имеют собственного мнения на счет произведения.
В процессе эксперимента у 20% участников возникло разрозненное понимание текста работы. Эти участники не могут получить исчерпывающее представление о содержании произведения. Нет общего представления, основное внимание уделяется отдельным событиям, и нет понимания связи между событиями в произведении. Мотивы действий персонажей не соотносятся. Содержание произведения не рассматривалось как единое целое, авторская позиция не определялась и не обобщалась.
Итак, подводя итоги работы по выявлению читательского восприятия художественного текста, можно сделать вывод о том, что преимущественное количество участников относится к констатирующему уровню восприятия текста. Характеристика этой группы читателей — точные эмоциональные реакции и способность видеть изменения эмоций. В языковом рисовании он ограничивается простыми общими словами. Воображение развито слабо. Легко реконструирует последовательность событий, но не фиксирует связи между ними. Он может рассказать подробно и точно, но не задумывается над прочитанным. Позиция автора не устанавливается.