Организация работы на самоподготовке в кадетском училище. Эффективные методы и формы работы воспитателя по повышению учебной мотивации воспитанников.

Автор: Жаринова Ирина Алексеевна

Организация работы на самоподготовке в кадетском училище. Эффективные методы и формы работы воспитателя по повышению учебной мотивации воспитанников.

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

1.      Введение.

2.      Организация работы на самоподготовке.

2.1.    Требования, предъявляемые к организации и проведению самоподготовки.

2.2.    Структура самоподготовки.

3.      Эффективные методы и формы работы воспитателя по повышению учебной мотивации воспитанников.

3.1.   Мотивация.

3.2    Эффективные методы и формы работы воспитателя по повышению учебной мотивации воспитанников.

4.      Заключение.

             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Введение.

Самоподготовка – это обязательное ежедневное занятие, на котором обучающиеся самостоятельно выполняют учебные задания в строго отведенное время под руководством воспитателя.

Это важный этап процесса обучения, призванный формировать у обучающихся навыки самостоятельности, активности, развивать познавательные способности, прививать культуру умственного труда.

Цель самоподготовки: повторение и закрепление изученного на уроках материала, привитие обучающимся навыков самообразовательной работы. При этом учитывается возраст обучающихся, их самообразовательные возможности, эффективность закрепления знаний, полученных на уроках, и упражнения в их практическом применении.

Задачи самоподготовки:

—  обеспечение глубоких прочных знаний программного материала;

— развитие познавательных способностей обучающихся;

— формирование положительной мотивации к учению;

— обучение приёмам самостоятельной работы по овладению теми или иными знаниями;

— обучение умению адекватно оценивать свои возможности, работать с учебником, справочной литературой;

— формирование культуры учебного труда и навыков рационального использования времени.

 

 

2. Организация работы на самоподготовке.

2.1. Требования, предъявляемые к организации и проведению самоподготовки.

Гигиенические требования к организации самоподготовки:

— равномерная и достаточная освещенность всего помещения;

— чистота оконных стекол;

— недопустимость затемнения окон шторами, цветами и близкорастущими деревьями;

— использование в весеннее время просвечивающих штор на окнах для защиты от прямых солнечных лучей;

 — поддержание нормального температурного режима;

 — регулярное проветривание классных (жилых) комнат;

 — использование мебели в соответствии с возрастными данными кадет;

 — поддержание чистоты и порядка в классе;

 — соблюдение воспитанниками личной гигиены;

 — сохранение у детей правильной позы во время работы, формирование правильной осанки у обучающихся;

— устранение шумовых раздражителей;

 — проведение физкультминуток;

 — предоставление детям при длительной самоподготовке перерыва на отдых.

— правильная организация рабочего места.

 Дидактические требования к самоподготовке:

 — занятия по самоподготовке проводятся регулярно, в одно и то же время, имеют определенную продолжительность;

 — задания ученики выполняют самостоятельно;

 — проверка проводится поэтапно (самопроверка, взаимопроверка, проверка воспитателем);

 — производится первичная поэтапная оценка выполненной работы (самооценка, взаимооценка, оценка воспитателем);

 — планируется индивидуальная работа со слабоуспевающими воспитанниками.

На самоподготовку при необходимости или по запросу обучающихся можно пригласить преподавателя по тому или иному предмету.

 Воспитательные требования к самоподготовке:

 — отказ от применения каких-либо мер наказания;

 — использование разнообразных форм одобрения, стимулирующих любые проявления самостоятельности при выполнении домашнего задания;

 — содействие прилежному отношению воспитанников к самостоятельной работе;

 — недопустимость во время самоподготовки назидательных бесед с воспитанниками, замечаний, отвлекающих учеников от работы, выражение принуждения в скрытой форме;

 — разъяснение ведется в крайних случаях и в ограниченном объеме;

 — терпимое отношение к промахам обучающихся во время работы;

 — привлечение обучающихся к посильной помощи товарищам при условии выполнения ими своих заданий.

2.2. Структура самоподготовки

Структура самоподготовки

Этап самоподготовки

Задачи этапа

Содержание этапа

Организационный этап

 

Создание условий для проведения самоподготовки

Создание психологически комфортной атмосферы

Время — 1–2 минуты.

— проверка санитарно-гигиенических требований;

— проверка готовности рабочих мест (дневник открыт, учебники, тетради, пенал аккуратно сложены);

— доклад дежурного о готовности класса

 

Вводная часть

Постановка цели и задач

Определение последовательности выполнения заданий обучающимися по учебным предметам

 

— анализ учебной деятельности за день, определение цели и задач

Порядок выполнения заданий устанавливается в соответствии с индивидуальными особенностями обучающихся, рекомендациями психолога и наблюдениями воспитателя.

Рекомендуется следующий порядок выполнения заданий:

1. Литература (устные предметы)

2. Русский язык

3. Математика

4. Устные предметы, более легкие.

Обучающиеся начинают самоподготовку с  повторения правил, после этого переходят к самостоятельному выполнению письменных заданий.

Для формирования навыков рационального использования времени у обучающихся:

— воспитатель контролирует время, отведенное для выполнения того или иного задания (озвучивает или записывает его на доске).

— воспитанники следят за временем самостоятельно

Самостоятельная работа

 Закрепление и совершенствование знаний, полученных на уроках

Выявление пробелов в знаниях обучающихся, несформированности умений и навыков, их коррекция

Выполнение домашнего задания

Методы, используемые воспитателями:

— организация контроля, самоконтроля, взаимопроверки, работы в парах, групповой работы;

выражение доверия, похвала, авансированное доверие, моделирование ситуации успеха

Проверка

Осуществление контроля за качеством выполнения самоподготовки

Организация самопроверки, взаимопроверки, оценка работы, проверка выполненных заданий воспитателем

Подведение итогов самоподготовки

 

Проведение рефлексии

Оценка работы каждого обучающегося: кто работал самостоятельно, кому было сложно, оценить желание воспитанников помочь товарищам в объяснении темы, разъяснении примера и т.д.

Методы и приемы,  используемые воспитателями:

— метод косвенного воздействия, замечание, одобрение, положительный пример, моральная поддержка

 

3. Эффективные методы и формы работы воспитателя по повышению учебной мотивации воспитанников.

3.1. Мотивация.

Тысячекратно цитируется применительно к школе древняя мудрость: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины. Но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдёт, это будет лишь видимость учебной деятельности.

Именно мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования.

Мотивация – это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности. Учебно-познавательная мотивация – это реализация желания хорошо учиться. Чтобы у ребёнка возникла стойкая внутренняя мотивация «хочу учиться хорошо», надо, чтобы каждый говорил себе: «Я смогу! Я добьюсь!».

Формирование мотивации – это создание таких условий, при которых появятся внутренние побуждения (мотивы, цели, эмоции) к учению, осознание их воспитанником и дальнейшее саморазвитие им своей мотивационной сферы.

Важную роль в стимулировании познавательного интереса имеет позитивная психологическая атмосфера на самоподготовке, выбор демократического стиля взаимодействия: принятие своих воспитанников, независимо от их учебных успехов, преобладание побуждения, поощрения, понимания и поддержки. Психологическое поглаживание: приветствие, проявления внимания к возможно большему числу детей – словом, взглядом, улыбкой, кивком.

Нам следует помнить, что большое значение имеет формирование мотивации не только у неуспевающих воспитанников, но и у каждого, даже внешне благополучного ребенка. Для этого нам необходимо выявлять состояние познавательной сферы ребёнка (стремление учиться), волевой и эмоциональной сферы (цели, переживания).

Под мотивом, который побуждает воспитанника учиться, мы подразумеваем не один, а целый ряд различных свойств, которые можно разбить на следующие группы:

·учебно-познавательные (интерес к учению, стремление к получению знаний, познавательная потребность, познание нового и неизвестного, любознательность и др.);

·непосредственно-побуждающие (яркость, новизна, занимательность, похвала от значимых лиц; учеба ради лидерства и престижа; стремление оказаться в центре внимания, стремление избежать неприятностей со стороны учителей, родителей, воспитателей, одноклассников и др.);

 перспективно-побуждающие (дополнительное увольнение, ответственность, чувство долга, понимание необходимости учения для дальнейшей жизни).

3.2 Эффективные методы и формы работы воспитателя по повышению

учебной мотивации воспитанников.

Существует ряд форм и методов, применение которых способствует повышению мотивации к учебно-познавательной деятельности.

В первую очередь это касается форм проведения самоподготовки. В этом вопросе многое зависит от нашего мастерства, умения организовать самоподготовку, творческого поиска.

Готовых ответов на вопросы «Что сделать, чтобы ребенок хотел учиться?» или «Как спланировать деятельность класса на самоподготовке?» мы не найдем ни в одном учебнике, ни в одном методическом пособии. Мы сами должны сконструировать ту схему, которая подходит именно нашему классу, именно нашим воспитанникам, именно на этом этапе изучения тем предметов с учетом условий обучения в КПКУ.

Для создания успешной мотивации нам важно показать ребенку значимость получаемых знаний, т.е. возможность их применения в той или иной сфере. Это и позволяет разбудить у мальчиков интерес к предметам, которые им кажутся, на первый взгляд, трудными и не совсем нужными в жизни (музыка, история, география).

Ведущими формами деятельности воспитанников на самоподготовке, которые нам определяет инструкция по организации самоподготовки воспитанников в КПКУ являются:

 — коллективная деятельность;

 — самостоятельная деятельность.

Воспитатель может варьировать различные формы деятельности обучающихся в процессе самоподготовки: индивидуальная самостоятельная работа, работа в парах и группах и т.д., т.е. управлять формами взаимодействия, сотрудничества воспитанников в условиях учебного общения для преодоления трудностей объективного и субъективного характера, с которыми сталкивается обучающийся при самостоятельном выполнении домашних заданий.

При коллективной деятельности мы руководм учебно-познавательной деятельностью всего класса, который работает над единой задачей.

Самостоятельная деятельность воспитанников — это полностью самостоятельный вид деятельности без какого-либо контакта воспитанника с другими одноклассниками. Но такая форма выполнения самоподготовки под силу не всем воспитанникам.

Для формирования активно-положительного отношения к учебе и развития познавательного интереса воспитанников на самоподготовке в условиях спального корпуса применимы следующие методы:

— диалогические формы (беседы, обсуждения);

— взаимопроверка воспитанниками выполненных домашних заданий;

— создание ситуации успеха на самоподготовке (кто быстрее выучит стих, выполнит задание по математике, того воспитатель отдельно отметит на построении перед всеми воспитанниками класса);

— создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на самоподготовке (обладающие отличными знаниями воспитанники могут с разрешения воспитателя проконсультировать отстающих по предмету, например французский язык);

— поощрение воспитанников (после выполнения всех домашних заданий воспитатель может разрешить заняться спортом, либо занятием творческой направленности).

В процессе самостоятельной подготовки нам следует избегать категорических требований или резкого принуждения. Надо вести себя спокойно, соблюдать в помещении тишину и порядок. Это должно осознаваться детьми как обязательное условие их успешной работы.

В каждом классе мы выделяем условные группы воспитанников, к которым применяем свои методы и формы проведения самоподготовки. К таким группам относятся воспитанники:

— выполняющие самоподготовку самостоятельно, без помощи воспитателя;

выполняющие самоподготовку самостоятельно, но не умеющие распределять свое время;

— слабоуспевающие с отсутствием интереса к учебе;

— нарушители дисциплины, которые показывают неорганизованность и отсутствие усидчивости.

Но как уделить внимание всем, оказать помощь и провести самоподготовку без нарушений дисциплины?

Наилучший результат мы достигаем при групповых формах самоподготовки, когда мы организуем временные группы воспитанников для выполнения заданий по определенным предметам.

В группу включаем консультантов из числа наиболее подготовленных кадет. Они помогают слабоуспевающим воспитанникам выполнять задания, проверяют. Важно, чтобы консультанты не делали работу за товарищей или высокомерно не поучали их. Консультантам лучше поручать оказывать помощь не слабым учащимся, а тем, у которых еще не сформировались достаточно навыки самоконтроля, кто не научился работать по точному плану, невнимателен, имеет пробелы в знаниях.

Для кадет с низким уровнем развития способностей характерно неумение осуществлять самоконтроль за своей деятельностью. Они не видят свои ошибки и не умеют их исправлять. Поэтому мы обязательно организуем проверку выполненных заданий у этих воспитанников, повторяем с ними соответствующие правила, приводим аналогичные примеры, более легкие для их понимания, и подводим к сознательному исправлению ошибки.

Познавательная деятельность в условиях самоподготовки должна обогащаться общением детей. Важно чтобы контроль и стимулирование деятельности воспитанников шли не только от воспитателя, но и от его товарищей. Поэтому нарушитель дисциплины, включенный в такую группу, оказывается под контролем и воспитателя и одноклассников.

Завершающий этап самоподготовки – это заключительный воспитательский контроль. Он выступает в виде наблюдений, проверок и оценок деятельности воспитанников. Мы стремимся выяснить продуктивность труда воспитанников.

По нашему выбору проверяются различные моменты учебной работы детей. В работе с воспитанниками, как правило, проверяется наличие у всех выполненных письменных работ. Но качество работы мы в состоянии проверить не у всех детей, а только у наиболее слабых воспитанников. Проверка устных предметов проводим выборочно: для одних воспитанников – это подробный пересказ, для других – ответы по содержанию задания, выделение главного в материале.

4.      Заключение.

Привлечь внимание кадета, удивить его — это лишь начало возникновения интереса, и добиться этого, в общем-то, не так трудно.

Гораздо труднее удержать интерес, сделать его достаточно стойким. Интерес к той или иной работе надо воспитывать постепенно, поддерживая его ко всем предметам различными формами и методами проведения самоподготовки. Сначала это будет интерес к непосредственной деятельности во время выполнения определённой работы. Позднее интерес перерастет в интерес к процессу мыслительной деятельности, к новым знаниям.

Если каждый день воспитанник добивается хоть малой крупицы знаний собственным усилием, то он уже не просто учится умственному труду, но и еще воспитывается нравственно, так как осознает свой труд.

 

«Мы не можем делать великие дела. Мы можем делать только маленькие дела, но с великой Любовью».

 Мария Тереза.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

×
×