8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный с 6:00 по 21:00

Методика проведения коллективного творческого дела

Автор: Жаринова Ирина Алексеевна

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ КОЛЛЕКТИВНОГО ТВОРЧЕСКОГО  ДЕЛА

 

 

» В настоящее время в социально-педагогической теории и практике уделяется большое внимание применению активных форм обучения и воспитания, поскольку эти формы способствуют формированию активной жизненной позиции и воспитанию личности созидательного типа. Интерес к этой проблеме объясняется ещё и тем, что в наше сложное время кризисов и перемен человеку необходимо научиться быть готовым к любым трудностям, уметь преодолевать их, а также быть способным принимать решения и совершать поступки, то есть проявлять  личностные  качества.   От умелого руководства, сочетания различных форм работы, направленных на формирование  личностных качеств у   школьников, зависит социальная успешность детей в будущей учебной, личной и профессиональной деятельности.       Одной из форм работы по воспитанию творческого, разностороннего, неравнодушного человека является использование метода КТД.

Что же это такое?

1. Коллективное (совместная работа взрослых и детей).

2. Творческое (нестандартное, нешаблонное, создаваемое в совместной творческой деятельности детей и взрослых).

3. Дело (занятие, действие, мероприятие как забота об улучшении жизни).

Методика его проведения была разработана доктором педагогических наук И.П. Ивановым.

Как известно, готовых рецептов воспитания не бывает. И естественно, что   повторить чью – то авторскую идею, например,  идею  КТД, один в один  невозможно, но “схватить” эту идею, почувствовать её и разработать с детьми в обновленном варианте – уже творчество. Существуют огромное количество моделей работы с детьми. У каждой свой сценарий, своя композиция, свой монтаж, своё содержание, свой набор творческих ролей. Здесь важен замысел коллективно творческого дела.   Детская импровизация – высшее достижение КТД. И у каждого из нас всё получается по-разному.

 

Стоит отметить, что не всякое коллективное дело можно назвать КТД. Отличительными признаками КТД  являются:

·  совместное создание (продумывание, проведение и анализ) дела,

·  его социальный характер (для кого это нужно?),

·  высокая мотивация создателей.

КТД — форма работы, которая направлена на:

·  Развитие творческих способностей.

·  Развитие интеллектуальных способностей.

·  Реализацию коммуникационных потребностей.

·  Обучение правилам и формам совместной работы.

 

Основной акцент при работе следует делать на интерес в реализации своих способностей — так как это наиболее простой в достижении мотив, не основанный на отрицательных эмоциях.

Существует три основных типа КТД:

·  Большое творческое дело.

·  Малое творческое дело.

·  Представление.

 

БТД требует предварительной подготовки, как от организаторов данного дела, так и от его участников. Как правило, организаторы дают задание участникам.

·  Конкурс или набор постановок.

·  Сценарные ролевые игры.

·  Разновидности диспутов.

 

МТД не требует предварительной подготовки от участников — все задания, которые дают им организаторы,  должны быть выполнимы непосредственно при проведении дела.

·  Телевизионные игры.

·  Перемещение по станциям.

·  Конкурсы.

·  Не сценарные ролевые игры.

 

Представление вообще не подразумевает выдачи участникам заданий. Участников представления правильнее называть зрителями.

·  Коллективные песни.

·  Игры.

·  Концерт.

·  Концертные номера + игры с залом.

·  Беседы с залом (разновидности диспутов, лекции).

 

Таким образом, при МТД и Представлении дело будет являться КТД только для его организаторов.

Стоит особо подчеркнуть, что представление — это тип КТД, а не его форма.

 

Организационные моменты

·  Определить примерные сроки проведения КТД, от чего, и от кого они могут зависеть.

·  Определить место проведения КТД, от чего, и от кого оно будет зависеть.

·  Уточнить место и время КТД, согласовать их с участниками.

·  Разбить подготовку дела на задачи, определить критические сроки выполнения этих задач и ответственных за них.

В своей  работе “Энциклопедия коллективных творческих дел”  Игорь Петрович Иванов  выделяет несколько видов КТД по направленности деятельности , которые нам нужно использовать в своей работе.

Познавательные дела. Их цель – развитие у школьников познавательных интересов, заинтересованного отношения к таким сторонам жизни, которые недостаточно познаны, полны тайн, загадок, требуют своего раскрытия в коллективном поиске. Познавательные КТД обладают богатейшими возможностями для развития у школьников таких качеств личности как стремление к познанию непознанного, целеустремлённость, наблюдательность и любознательность, пытливость ума, творческое воображение, товарищеская заботливость, душевная щедрость. Можно рекомендовать несколько интересных познавательных КТД: вечер веселых задач, вечер – путешествие, вечер разгаданных и неразгаданных тайн, город весёлых мастеров, устный журнал, пресс – бой, турнир знатоков, пресс – конференция.

Трудовые дела. В трудовых КТД воспитанники и их наставники осуществляют заботу через труд-творчество. В центре внимания воспитателей — освоение трудовой культуры, развитие нравственного отношения к труду, материальным богатствам нашего общества, к таким сторонам окружающей жизни, которые нуждаются в практическом улучшении и которые можно усовершенствовать или своими силами, или помогая другим людям.

Цель трудовых КТД – обогатить знание ребят об окружающем мире,  воспитать стремление вносить свой вклад в улучшение действительности, а так же привычку реально, бескорыстно, на деле заботиться о близких и далёких людях, работать самостоятельно и творчески. В трудовых КТД воспитанники и их старшие друзья осуществляют заботу через труд – творчество. Примерами трудовых КТД могут быть трудовая атака, трудовой десант, почта, трудовой рейд, сюрприз, подарок далёким друзьям.

Художественно-досуговые дела позволяют целенаправленно развивать художественно – эстетические вкусы детей и взрослых, пробуждают желание испробовать себя в творчестве, воспитывают восприимчивость и отзывчивость, благородство души. Можно рекомендовать следующие КТД: кольцовка песен, концерт – молния, концерт – ромашка, эстафета любимых занятий, литературно – художественные конкурсы, кукольный театр.

Спортивные дела развивают у воспитанников гражданское отношение к спортивно – оздоровительной стороне жизни, к себе как здоровым и закалённым гражданам общества, готовым к труду и обороне. Можно рекомендовать следующие КТД: бой неуловимых, веселая спортакиада, космонавты и метеоры, спартакиада народных игр. Спортивные КТД помогают выработать быстроту, ловкость, выносливость, находчивость и настойчивость, смелость и мужество, коллективизм, дисциплинированность.

Есть еще Экологические  , военно-патриотические и нравственно-эстетические  дела.

 

В работе по осуществлению коллективного творческого дела можно определить следующие стадии:

 

 

Первая стадия – предварительная работа коллектива. На этой стадии руководитель и члены коллектива определяют конкретные воспитательные задачи данного КТД, намечают свои исходные направляющие действия, необходимые для выполнения этих задач, и приступают к этим действиям, проводя “нацеливающие” воспитательные занятия с воспитанниками (беседы, экскурсии и т.д.), готовят их к коллективному планированию.

Вторая стадия – коллективное планирование. Коллективное планирование начинается в микроколлективах, постоянных или временных объединениях. Здесь каждый высказывает свое мнение, оно обсуждается, в результате вырабатывается мнение микроколлектива.

Третья стадия – коллективная подготовка КТД. Для подготовки и проведения выбранного КТД создается специальный орган – Совет дела, в который входят представители каждого микроколлектива. Это объединение действует только во время подготовки и проведения данного КТД. Для следующего дела подобный орган создается уже в новом составе. Проект КТД уточняется и конкретизируется сначала Советом дела, с участием руководителя коллектива, затем в микроколлективах, которые планируют и начинают работу по воплощению общего замысла.

Четвертая стадия – проведение КТД. На этой стадии осуществляется план, составленный (или уточнённый) советом дела. Проведение КТД – это ещё и подведение итогов подготовки к нему: воспитанники в разных формах демонстрируют опыт, накопленный ими в процессе планирования и подготовки. Отклонения от первоначальных замыслов при проведении КТД – ещё не признак его неуспеха, а ошибки участников – не катастрофа.   Главная ценность КТД – в усвоении опыта коллективной творческой деятельности, опыта сотрудничества и сотворчества. Однако с каждым делом коллективная деятельность должна совершенствоваться: возрастать организационная чёткость и качество полученных результатов. Задача взрослого сделать так, чтобы на ошибках дети учились, а удачам – радовались.

Пятая стадия – коллективное подведение итогов КТД. Подведение итогов происходит на общем сборе, которому может предшествовать письменный опрос – анкета, содержащая первичные вопросы – задачи на размышление: Что у нас было хорошо и почему? Что не удалось осуществить и почему? Что предлагаем на будущее? Итоги подводятся организаторами КТД с целью накопления опыта.

Первым шагом подведения итогов является сбор, обработка и фиксирование ощущений от КТД и его анализа от участников дела.

(Обработка — это подсчет ребят, которым понравилось и не понравилось дело, запись основных претензий, пожеланий, их анализ с точки зрения психологии участников, фиксирование положительных моментов).

После этого происходит анализ дела с точки зрения организации — что в будущем необходимо исправить, что запомнить и использовать впредь.

Последним шагом подведения итогов является их оформление для будущих поколений.

(Также желательно выпустить газету по итогам дела).

Шестая стадия – стадия ближайшего последствия КТД. Стадия последействия заключается в том, чтобы использовать накопленный в ходе КТД, обобщённый и пережитый на финишном сборе коллективный опыт в дальнейшей работе: закреплять положительный опыт и изживать негативный). Это значит:

— как можно быстрей, пока опыт не забылся, приступать к коллективной реализации предложений, которые были высказаны при подведении итогов;

— учитывать в новом КТД ошибки и недочёты предыдущего;

— в следующем КТД включать в более активную работу тех, кто мало потрудился в предыдущем;

— от дела к делу добиваться роста самостоятельности воспитанников и качества результатов КТД.

Важным результатом КТД  является , прежде всего, позитивная активность участников. Причем не зрительская, а деятельностная, сопровождающаяся в той или иной мере чувством коллективного авторства (не «нам сделали, устроили, провели», а «мы провели, решили, сделали»), связанная с пониманием и необходимостью позитивных изменений в социальной практике участников детских общественных объединений.

Итак, дело ценно тогда, когда всему коллективу находятся творческие роли, поручения и задания. Когда именно это дело по душе, когда оно творческое по сути, т.е. имеет сюжет, вариативность, сюрпризы, новинки и придумки, интересно всем и каждому.

КТД  дают  возможность:

ученику

реализовать и развивать свои способности

расширить знания об окружающем мире;

приобрести навыки проектирования;

проявить организаторские умения;

закрепить коммуникативные навыки

формировать способности к рефлексии (анализу)

педагогу

развивать творческий потенциал;

совершенствовать организаторские возможности;

изучить  детский  коллектив;

объединить учащихся, педагогов, родителей;

управлять процессом развития личности школьника;

развивать рефлексивные возможности

 

Предлагается следующий алгоритм  проведения КТД:

Кто?              Участники, зрители, жюри

Почему?     Определение актуальности,                необходимости

Когда?         Определение временных рамок (сроки, продолжительность)

Где?             Определение возможного места проведения мероприятия (помещение, свежий воздух)

Зачем?       Определение целей и задач

Что?             План мероприятия, его краткое описание

Как?            Подробное описание мероприятия

 

Педагогу необходимо найти и свое место в КТД. Это совсем необязательно должна быть командная роль. В творческом деле он может быть лидером, может быть членом совета дела, отвечать за какую-то часть КТД; может быть лишь оценщиком дела (член жюри, конкурсной комиссии); может руководить КТД через актив ребят; может быть рядовым членом дела или гостем, а может и вовсе не принимать в нем участия. Но контроль не исключать. Какую выбрать себе роль в деле, подскажут обстоятельства, уровень отношений с ребятами, личное амплуа, умения, интересы.

 

ЛИЧНЫЙ ОПЫТ…

Участие в подготовке «Дня именинника» Деятельность Совета творцов – сама по себе является большим коллективным творческим делом. На первом заседании собрались командиры Советов творцов курса. Ребятам было предложено распределить роли и обязанности. Избрали командира Совета творцов, секретаря.  Я, как куратор, наметила  характер работы  нашего Совета. Далее основная работа велась самими воспитанниками. Они составили план работы, используя метод «мозгового штурма». Каждый член Совета предлагал возможные мероприятия, они поддерживались другими членами совета или отвергались, таким образом, общими творческими усилиями был составлен план работы нашего Совета. Одной из ступеней  реализации данного плана стало участие членов Совета творцов в организации и проведении «Дня именинника».

А именно: в ходе данной работы были определены

1.                    цели и задачи

·                                                  Формировать систему знаний о проведении досуговой деятельности – праздновании дня именинников.

·                                                  Содействовать успешности в социализации.

·                                                  Воспитывать активность и самостоятельность через участие в конкурсной программе.

 

Проведение мозгового штурма. Воспитанники в активном режиме предлагали варианты различных конкурсов, отбирали наиболее интересные и подходящие.

Члены Совета составили перечень необходимого инвентаря для проведения конкурсов, продумали организационные моменты их проведения.

Участие членов Совета творцов в проведении «Дня именинника» на курсе.

 

Любая модель КТД не самоцель. Не форма ради формы. Главное в ней – участие или соучастие ребёнка, его личное самовыражение и самоутверждение. Необходимо, чтобы любой ребёнок был нужен, нашёл себя в деле. Вот почему мы называем его коллективным и творческим. КТД – поле импровизации, вольного проявления, а не исполнения роли “по бумажке”.

Воспитательная работа с детьми – счастливый процесс, если рождает богатство человеческих отношений, если дети и взрослые действуют сообща, если они партнёры и друзья.

 

×
×