Автор: Вежеева Людмила Гермновна
Название «Моем чисто трубочиста»
Форма занятия: индивидуальная
Категория участников: младшая группа ОВЗ или ребенок с ЗПР, УО
Цель: активизация тактильных ощущений через развитие мелкой и крупной моторики
Задачи:
1. Знакомство с геометрической фигурой круг
2. Закрепление понятий: мягкий-жесткий, большой- маленький
3. Воспитать доброе и бережное отношение к игрушкам
Дидактический материал: мягкая игрушка собака, домик — палатка, вязанная мочалка, мягкое напольное покрытие, ванночка с теплой водой и пеной, полотенце, Смурфик (резиновая игрушка), контейнер с гидрошарами, мяч, рисунок с двумя кругами, карандаши.
Ход занятия:
1. Педагог подводит ребенка к домику и читает ему стихотворение:
У меня живет щенок в будке настоящей,
Голос громкий, как звонок, черный нос блестящий.
Двор он зорко сторожит, на прохожих лает,
А ко мне стремглав бежит, хвостиком виляя.
Педагог совместно с ребёнком изображают поведение собаки (при посторонних людях и реакцию на хозяина).
Активизация звукоподражания, знакомство с интонациями голоса, выражением эмоций (сердитый, ласковый голос).
Педагог предлагает ребенку погладить, успокоить игрушку. Совместно определяют ощущения рук, щек. Приходят к выводу, что игрушка мягкая, нежная. Активация тактильного восприятия.
Далее собака из домика приносит мочалку, хочет поиграть с ней с ребенком. Педагог поясняет для чего предназначена мочалка (показ на себе и на ребенке), совместно гладят, мнут мочалку. Сравнивают материал по ощущениям, проговаривают мягкая игрушка — жесткая мочалка.
Педагог предлагает ребенку «помыться» мочалкой. Массаж на мягком напольном покрытии. Активация телесных ощущений.
Собачка дарит мочалку ребенку и прощается.
2. Педагог ведет ребенка за стол, там происходит знакомство ребенка с резиновой игрушкой «Смурфик».
Игрушка замаралась и просит помочь ей помыться. Педагог обращает внимание ребенка на ванночку с пеной. Выполняют дыхательное упражнение «Подуй на пену», трогают пальцем воду (определяют состояние воды: теплая-холодная). Педагог говорит ребенку, что нужно помочь Смурфику. Игрушку надо искупать в ванной.
Игрушка стала чистая и хочет поиграть в шариках. Игра ребенка со Смурфиком в контейнере с гидрошарами. Знакомство с понятием «маленький шарик». Работа с мелкой моторикой и проявление заботы ребенком.
Далее педагог предлагает совместно с ребенком поиграть на полу с «большим шаром» с мячом. Работа с крупной моторикой.
3. Завершение занятия. Педагог предлагает ребенку сделать подарок Смурфику – раскрасить шарики. Закрепление понятий шар, большой – маленький.