Автор: Маматкосимова Гавхархан Убайдуллаевна
«Усваивая родной язык, ребенок усваивает не только одни слова,
их сложения и видоизменения, но и бесконечное множество понятий,
воззрения на предметы, множество мыслей, чувств,
художественных образов детей, логику и философию языка,
и усваивает легко и скоро, в два, три года столько,
что и половины не может усвоить в двадцать лет
прилежного и методического учения»
(К.Д.Ушинский)
Тема моего выступления «Развитие речевой активности детей раннего возраста посредством сенсорных игр».
Важность развития ребенка в возрасте от года до трех лет трудно переоценить. По насыщенности овладениями навыками и умениями, по темпам развития ранний возраст не имеет себе подобного в последующие периоды. Речь начинает активно формироваться уже в раннем возрасте и является основой для последующего речевого развития в дошкольном возрасте.
21 век — век компьютерных технологий. У детей, казалось бы, есть все для их развития: компьютеры, телефоны, телевизоры, но почему-то все больше и больше встречается детей с речевыми нарушениями. В чем же дело? Что влияет на развитие речи детей? Экология? Вредные привычки родителей? Родовые травмы или болезнь матери во время беременности? Или просто педагогическая запущенность? А может и то и другое и третье. Но опыт работы показывает, что в наш век, когда родители постоянно заняты, им некогда общаться с детьми. А ведь формирование речи ребенка происходит, прежде всего, в постоянном общении с взрослыми. Своевременное и полноценное формирование речи в раннем возрасте – одно из основных условий нормального развития малыша и в дальнейшем его успешное обучение в школе.
Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает детям, осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Дети, не получившие в раннем возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное. Именно ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. Поэтому важно с раннего возраста начинать работу по развитию речевой активности детей и предупреждению речевых нарушений, вовремя заметить и скорректировать отставание в формировании речевой функции, стимулировать ее развитие, способствуя полноценному развитию ребенка. А работа над речевым развитием детей должна везтись ежеминутно, ежесекундно, постоянно звучать в беседах с родителями, пронизывать все режимные моменты, в ходе которых налаживается эмоциональный контакт и деловое сотрудничество.
В современное время актуальность обусловлена приоритетными направлениями Национальной доктрины развития образования в Российского Федерации, Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», направленными на модернизацию дошкольного образования, обновления содержания, совершенствования форм, методов и технологии обучения детей родному языку, развития культуры речи и речевого общения.
Проблемы развития речи детей дошкольного возраста всегда находились в центре внимания педагогов и лингводидактов, а именно: Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Ф. А. Сохин, Е. И. Тихеева, К. Д. Ушинский и др.
Вопросами применения в практике дошкольного образовательного учреждения сенсорных игр и упражнений для детей 3-го года жизни занимаются специалисты по психологии А.С. Галанов, С.Е. Корнилова, С.А. Куликова, М.Г. Борисенко, Н.А. Лукина. Несмотря на значительную работу, теоретических и практических вопросов, связанных с внедрением сенсорных игр и упражнений для ребят третьего года жизни как средства формирования активной речи, сохранились без внимания почти все положения, определяющие методику их внедрения в структуру групповых занятий по развитию речи, и еще вопросы организации общей работы педагогов и родителей по применению мелкой моторики в речевом развитии детей раннего возраста.
Я считаю, что самая актуальная проблема – это развитие речевой активности детей раннего возраста по средством сенсорного игр. Вызвана она тем, что у многих детей в этом возрасте имеются нарушения речи. Большинство из них не умеют говорить. Это не только затрудняет обучение ребёнка, но и влияет на его интеллектуальное развитие.
Мною было проведено обследование уровня речевого развития детей раннего возраста. Анализ полученных результатов позволил сделать вывод о том, что по всем показателям наблюдается преобладание показателя «точки роста». Выявлены существенные проблемы в развитии речи у большинства детей.
При рассмотрении вопросов речевого развития детей раннего дошкольного возраста, большое значение необходимо уделять сенсорному развитию. Сенсорный опыт является базовым для развития всей психики ребенка, он не изолирован от речевых процессов, а является ступенью их формирования. Поэтому вся работа с детьми раннего возраста строится на чувственном познании, тесно связана с практической деятельностью ребенка, наглядной ситуацией, с игрой, с активизацией речи. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребенка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о предмете: форме, величине, расположении предметов в пространстве. Ребенок значительно быстрее связывает новое слово с предметом, действием, признаком, если он широко опирается при знакомстве на различные анализаторы.
В настоящее время существует большое разнообразие сенсорных пособий, стимулирующих зрительное, тактильное, обонятельное ощущения, слуховое восприятие. Весь материал должен отвечать требованиям гигиены, безопасности и эстетики, иметь коррекционно-развивающую направленность. Гармоничность сочетания разных форм, контрастных величин, разнообразие фактуры и цветовой гаммы разных пособий в оформлении сенсорных уголков вызывают у детей положительные эмоции и желание действовать, оперировать с ними, а значит — познавать.
В своей работе использую расширение речевой среды за счёт целенаправленных педагогических воздействий, которые оказывают эффективное влияние на развитие речи детей, и, прежде всего, с помощью сенсорных игр.
Считаю, что развивающая предметно-пространственная среда, обеспечивающая речевое развитие на основе сенсорных игр, имеет некоторые специфические особенности. Она не только обеспечивает познавательную деятельность детей, но и призвана обеспечить эффективное общение детей с воспитателем и друг с другом.
Оборудование и пособия расположила так, чтобы малыши могли свободно пользоваться им, не прибегая к помощи взрослого, в любое время, чтобы с его помощью ребёнок легко включался в игровую ситуацию.
В своей работе по развитию речи детей раннего возраста я использую следующие приёмы:
1. Показ с названием при рассматривании окружающих предметов («Наши игрушки», «Что стоит и лежит в буфете? », «Наша мебель и мебель для кукол») в дидактических играх типа «Чудесный мешочек».
2. Сочетание показа предмета с активными действиями ребёнка по его обследованию (ощупывание; восприятие на слух, на вкус и т.п.) в дидактических играх типа «Чудесный мешочек».
3. Сравнивание сходных по внешнему виду предметов (шуба-пальто; чайник-кофейник; туфли- сандали и т.п.). Научиться различать и называть эти предметы детям помогают дидактические упражнения и игры «Не ошибись», «Не перепутай», «Что изменилось?», «Кто на чём в гости приехал?» и др.
4. Задания, предполагающие ответ действием («принеси», «найди», «покажи»).
5. Создание воображаемых ситуаций (ситуация поведения животных, приготовление куклам еды и т. п.).
Существует множество способов и увлекательных игр, которые помогают улучшить развитие речевой активности детей раннего возраста по средствам сенсорных игр.
Дидактические игры:
Дидактические игры — эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребёнка в повторении нужных словоформ. Дидактические игры могут проводиться как с игрушками, предметами и картинками, так и без наглядного материала. В форме словесных игр, построенных на словах и действиях играющих. Обязательное требование к наглядному материалу: он должен быть знаком детям, оформлен эстетически, вызывать конкретные образы, будить мысль. Дидактические и настольно-печатные игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, развивают навыки выбора наиболее подходящего слова, развивают объяснительную речь. Например, мы играем в такие дидактические игры с игрушками и предметами, как: «Кукла Катя проснулась», «Кукла Катя обедает», «Магазин игрушек», которые помогают закрепить знания детей о названии одежды куклы, столовой посуды, игрушек, активизирует речь. Игра «Новая кукла» учит детей правильно называть предметы мебели в групповой комнате, закрепляет знания детей об их назначении, активизирует речь. Настольно-печатные игры, например: «Парные картинки», «Домино», «Лото», «Чьи детки? » формируют речь, закрепляют знания детей о растениях, животных и их детёнышах, овощах и фруктах. С накоплением существительных в словаре детей появляются обобщающие понятия (одежда, посуда, мебель, игрушки, животные, растения). Манипулируя с игрушками в процессе игры, дети обозначают действия: кукла сидит, стоит, ест, пьёт, спит, упала, плачет, танцует с мишкой, то есть употребляют глаголы. В играх: «Больше — меньше», «Кто скорее соберет?», «Чудесный мешочек» дети учатся видеть особенности предметов и выделять характерные признаки и качества, закрепляют свои знания о цвете и величине, обогащают словарь прилагательными.
Игры и упражнения на развитие пассивного словаря
Пассивный словарь — это слова, значение которых ребенок понимает, но не говорит в силу возраста или из-за задержки речевого развития. Дети произносят слова и звуки так, как они их слышат. Для того, чтобы ребенок умел четко и ясно говорить, необходимо учить его внимательно вслушиваться в речь окружающих и развивать слуховое восприятие. Это не сложно, так как в этом возрасте дети начинают проявлять особый интерес к словам и их звуковому оформлению. Они пытаются понять, почему каждый предмет имеет именно такое название, и начинают сознательно заниматься созданием своих, более точных (по их мнению) слов. Таким образом, идёт постепенное накопление и расширение пассивного словаря, в том числе и отвлеченных понятий и обобщающих слов.
«Поручения»
Перед ребенком находится несколько игрушек: мишка, кукла, тарелка, ложка, зубная щетка, расческа и т.п. Прошу малыша покормить куклу из тарелки; почистить зубы мишке зубной щеткой, причесать куклу расческой и т.п.
«Сделай»
Прошу малыша похлопать в ладоши, подпрыгнуть, присесть, покрутиться, поднять руки вверх, закрыть глаза, открыть рот и т.д.
«Положи кубик»
Перед ребенком несколько кубиков разного цвета. Поручаю малышу положить красный кубик под кресло; синий кубик на подоконник; желтый – за занавеску, зеленый – около большой пирамидки, белый – в коробку.
«Да» или «нет»
Перед ребенком на столе несколько игрушек: машинка, кукла, пирамидка, мячик и т.п. Задаю различные вопросы об этих игрушках, а ребенок отвечает «да» или «нет». Вопросы должны быть примерно такими: «Кукла одета в красное платье? У машинки есть колесо? А у куклы есть колесо? Пирамидка высокая? Мячик умеет прыгать?» и т.д.
«Кто как говорит?»
Располагаю на столе карточки с изображением животных. Я озвучивает одного из животных, а ребенок нажимает на соответствующую карточку (как на кнопку). Говорю «мяу» — ребенок дотрагивается до карточки с кошкой и произносит (возможно помощью) «кошка». Далее говорю «бее» — ребенок дотрагивается до карточки с овечкой и говорит «овечка» и т.д.
Упражнения для развития речи
Формируя артикуляционный аппарат ребенка, я предлагаем выполнять в виде игровых действий следующие упражнения:
сдувать клочки ваты, изображая снег;
сдуть кораблик или самолетик из бумаги;
заставить летать листья или клочки бумаги, как будто это осенний листопад;
пускать мыльные пузыри;
«сделать ветерок», заставляя крутиться вертушку и др.
Упражнения на дыхание можно делать и со звуком, изображая гул самолета, вой волка или гудок паровоза или парохода.
Мелкая моторика пальцев связана с развитием речи у ребенка. Для тренировки пальчиков можно играть в такие игры:
Игры для развития мелкой моторики пальцев
выкладывание мозаики, начиная от простых фигурок и постепенно переходя к изображениям домика, елочки и др.,
нанизывание крупных бусин или шариков на толстую веревку; постепенно размер бусин надо уменьшать,
шнуровать ботинок или специально изготовленную игрушку в виде ботинка, куртки и другой одежды,
застегивать крупные яркие пуговицы; их размер тоже уменьшают с возрастом ребенка,
пристегивать бельевые прищепки на веревку или фигурку из картона, чтобы получились цветочки, солнышко, елочка и др.,
• пальчиковая гимнастика
• работа с сыпучими материалами («Сухой бассейн», рисование на подносах, выкладывание мозаики)
• работа с бумагой (сминание, рваная бумага)
• работа со шнурками, нитками
• рисование
• моделирование (счетные палочки, спички, трубочки)
• лепка, изготовление поделок из различных материалов.
Игры–экспериментирования:
Дети очень любят экспериментировать. Самым оптимальным вариантом детских экспериментов в детском саду и дома такие материалы как песок и вода.
Игры с водой одно из любимых детских занятий, ознакомление со свойствами воды проходит во время специально организованных игр – занятий под наблюдением воспитателя. Вода возбуждает ребенка, поэтому, вначале необходимо научить его правильному, аккуратному обращению с ней: не плескать через край, не делать резких движений. Вначале дети просто опускают руки в воду, шевелят пальчиками. Затем мы учились ловить игрушки сачком, пускать кораблики, лодочки, разноцветные шарики, переливать воду из ведра в ведро, наливать в ситечко и наблюдать, как вода течет через отверстия. Нужно обращать внимание на то, что вода может переливаться, журчать, бурлить, быть светлой, прозрачной, мутной. Пуская с детьми кораблики, наблюдать, как он плавает, через определенное время тонет. Почему? Бумага намокла. Так в процессе появилась игра «Тонет – не тонет».
Второй материал, позволяющий лучше узнать окружающий мир, является песок. Песочная терапия успокаивает возбудимых детей, помогает снять зажимы у пассивных детей, снимает тревожность, насыщает радостью.
В играх предлагаю полить песок водой, когда он сырой, с ним хорошо играть. Во время поливки песка задаю вопросы: «Почему не видно в песке воды?», «Куда она девалась?», «Что можно сделать из мокрого песка?». Обращаю внимание на то, что песок может быть сухим и мокрым. Сухой песок рассыпается – из него ничего нельзя построить, зато его можно пересыпать тонкой струйкой и просеивать через сито. На песке можно рисовать палочкой, оставить следы, из мокрого песка можно построить башни, дороги. Обыграть их.
Игры с песком очень актуальны в настоящее время и в работе с детьми раннего возраста, так как развивается тактильно – кинестетическая чувствительность и мелкая моторика рук, а также происходит развитие мыслительных операций.
-Наблюдения и подвижные игры:
Во время наблюдений в природе дети получают множество впечатлений. Знакомя детей с разнообразными деревьями, я обращаю их внимание на то, что стволы у берёзы – гладкие, у ёлочки–шероховатые. Для того чтобы понять смысл этих слов детям нужно всего лишь дотронуться рукой, погладить ствол.
Большое значение имеют подвижные игры. Например, при изучении понятий «высокий», «низкий», мы с ребятами дети
определяем при наблюдениях дерево высокое и дерево низкое. После объяснений правил игры, говорю: «Раз, два, три к высокой берёзе беги!», или «Раз, два, три, к низкой берёзе беги!». Такие игры очень нравится детям, они развивает их мышление, сенсорные способности, даёт возможность поупражнять их в беге и создаёт положительный эмоциональный настрой.
Для того, чтобы заинтересовать малышей, беру на прогулку игрушки: куклу, мишку и т. д. Использую такие игровые упражнения: «Покажи мишке красный (желтый, зелёный) листочек», «Принеси мишутке один большой и один маленький листочек», «Покажи кукле Кате, где растут широкие — узкие листочки», «Выбери для Кати красный –жёлтый цветок».
Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьей.
Ведущая цель — создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей. Обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада. Родителям и воспитателям необходимо преодолеть субординацию, монологизм в отношениях друг с другом, отказаться от привычки критиковать друг друга, научиться видеть друг в друге не средство решения своих проблем, а полноправных партнеров, сотрудников.
Для сотрудничества с родителями, вижу необходимость размещать в информационных уголках для родителей консультации, памятки, буклеты, папки — передвижки по сенсорному развитию, проводить индивидуальные беседы, родительские собрания. Работая над проблемой речевого развития детей по средствам сенсорных игр, я провела консультации. Темы : «Сенсорные способности малыша.», «Сенсорика в детском саду и дома», «Значение речевого развития детей раннего возраста».