Автор: Акимова Елена Сергеевна
«Тренировка пальцев рук является мощным тонизирующим фактором для коры головного мозга».
Мария Монтессори
Что же такое мелкая моторика?
Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук.
Если в возрасте 4-5 лет завязывание шнурков вызывает у ребенка затруднения, а из пластилина кроме шариков и «колбасок» ничего не лепится, если в 6 лет пришивание настоящей пуговицы — невыполнимая и опасная задача — значит, мелкая моторика ребенка развита недостаточно. |
Особенности мелкой моторики у детей с ОВЗ
В дошкольном возрасте у детей с ОВЗ выявляется отставание в развитии общей и, особенно, мелкой моторики. Главным образом страдает техника движений и двигательные качества (быстрота, ловкость, сила, точность, координация), выявляются недостатки психомоторики.
Слабо сформированы навыки самообслуживания, технические навыки в изо-деятельности, лепке, аппликации, конструировании. Многие дети не умеют правильно держать карандаш, кисточку, не регулируют силу нажима, затрудняются при пользовании ножницами, затруднено формирование графомоторных навыков.
Таким образом…
Отставание в развитии мелкой моторики рук у дошкольников препятствует овладению ими навыками самообслуживания; затрудняет манипуляции различными мелкими предметами; сдерживает развитие некоторых видов игровой деятельности.
Несовершенство мелкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков.
Речь
Научно установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Наблюдается следующая закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.
Речь в свою очередь оказывает огромное влияние на развитие мышления. До тех пор, пока уровень речевого развития не будет соответствовать возрастной норме, процессы мышления будут замедлены. |
Самообслуживание
Развитие навыков мелкой моторики важно потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев рук, которые необходимы, чтобы выполнять множество разнообразных бытовых действий.
Взять хотя бы совершенно элементарные действия: застёгивание и расстёгивание пуговиц и замков, завязывание шнурков, надевание и снятие одежды, откручивание и закручивание крышек, удержание ложки, вилки и т.п.
Казалось бы, просто, однако ничего из этого человек не сможет выполнять надлежащим образом, если его мелкая моторика не будет развита.
Подготовка к письму
Затем ребенок уже становится старшим дошкольником и младшим школьником. Дети, у которых хорошо развита мелкая моторика рук, испытывают гораздо меньше трудностей в овладении навыком письма.
Если ребенок может быстро и хорошо научиться писать, то это будет способствовать более простой его адаптации в школе. И больше внимания и сил он может потратить именно на учебную деятельность, нежели на эти технические навыки.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению |
Вот почему работа по развитию мелкой моторики является важной составляющей обучения ребенка. В дошкольном возрасте важна работа именно по подготовке к письму, а не само письмо.
Неподготовленность к письму, недостаточность движений ручной моторики может вызывать негативное отношение к обучению в школе уже на самых первых этапах.
Игры и упражнения по развитию мелкой моторики
К сожалению, о проблемах с мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.
Что же делать, если у вашего ребенка недостаточно развита мелкая моторика?
• Разминать пальцами тесто, глину, пластилин, лепить что-нибудь.
• Нанизывать бусинки, пуговки на нитки.
• Завязывать узлы на толстой и тонкой верёвках, шнурках.
• Заводить будильник, игрушки ключиком.
• Штриховать, рисовать, раскрашивать карандашом, мелками, красками.
• Резать ножницами (желательно небольшого размера).
• Конструировать из бумаги («оригами», шить, вышивать, вязать).
• Рисовать узоры по клеточкам в тетради.
• Заниматься на домашних снарядах, где требуется захват пальцами (кольца, перекладина).
• Хлопать в ладоши тихо, громко, в разном темпе.
• Катать по очереди каждым пальцем мелкие бусинки, камешки, шарики.
• Делать пальчиковую гимнастику.
• Закручивать и раскручивать крышки банок, пузырьков и т. д.
· Крепить прищепки на веревку.
· Пересыпать крупы, природные материалы (шишки, желуди, каштаны) и т.д.
Успех развития мелкой моторики – регулярные, систематичные, увлекательные занятия! Удачи!
|