8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный с 6:00 по 21:00

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

Автор: Акимова Елена Сергеевна

«Тренировка пальцев рук является мощным тонизирующим фактором для коры головного мозга».

Мария Монтессори

 

Что же такое мелкая моторика?

 

Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук.

 

Если в возрасте 4-5 лет завязывание шнурков вызывает у ребенка затруднения, а из пластилина кроме шариков и «колбасок» ничего не лепится, если в 6 лет пришивание настоящей пуговицы — невыполнимая и опасная задача — значит,

мелкая моторика ребенка развита недостаточно.

 

Особенности мелкой моторики у детей с ОВЗ

В дошкольном возрасте у детей с ОВЗ выявляется отставание в развитии общей и, особенно, мелкой моторики. Главным образом страдает техника движений и двигательные качества (быстрота, ловкость, сила, точность, координация), выявляются недостатки психомоторики.

Слабо сформированы навыки самообслуживания, технические навыки в изо-деятельности, лепке, аппликации, конструировании. Многие дети не умеют правильно держать карандаш, кисточку, не регулируют силу нажима, затрудняются при пользовании ножницами, затруднено формирование графомоторных навыков.

 

 

 

Таким образом…

Отставание в развитии мелкой моторики рук у дошкольников препятствует овладению ими навыками самообслуживания; затрудняет манипуляции различными мелкими предметами; сдерживает развитие некоторых видов игровой деятельности.

Несовершенство мелкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков.

Речь

Научно установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Наблюдается следующая закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

 

Речь в свою очередь оказывает огромное влияние

на развитие мышления. До тех пор, пока уровень речевого развития не будет соответствовать возрастной норме,

процессы мышления будут замедлены.

 

Самообслуживание

Развитие навыков мелкой моторики важно потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев рук, которые необходимы, чтобы выполнять множество разнообразных бытовых действий.


Взять хотя бы совершенно элементарные действия: застёгивание и расстёгивание пуговиц и замков, завязывание шнурков, надевание и снятие одежды, откручивание и закручивание крышек, удержание ложки, вилки и т.п.

 

Казалось бы, просто, однако ничего из этого человек не сможет выполнять надлежащим образом, если его мелкая моторика не будет развита.

 

Подготовка к письму

Затем ребенок уже становится старшим дошкольником и младшим школьником. Дети, у которых хорошо развита мелкая моторика рук, испытывают гораздо меньше трудностей в овладении навыком письма.

Если ребенок может быстро и хорошо научиться писать, то это будет способствовать более простой его адаптации в школе. И больше внимания и сил он может потратить именно на учебную деятельность, нежели на эти технические навыки.

 

 

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению

 

Вот почему работа по развитию мелкой моторики является важной составляющей обучения ребенка. В дошкольном возрасте важна работа именно по подготовке к письму, а не само письмо.

Неподготовленность к письму, недостаточность движений ручной моторики может вызывать негативное отношение к обучению в школе уже на самых первых этапах.

 

Игры и упражнения по развитию мелкой моторики

К сожалению, о проблемах с мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.

Что же делать, если у вашего ребенка недостаточно развита мелкая моторика?

• Разминать пальцами тесто, глину, пластилин, лепить что-нибудь.

• Нанизывать бусинки, пуговки на нитки.

• Завязывать узлы на толстой и тонкой верёвках, шнурках.

• Заводить будильник, игрушки ключиком.

• Штриховать, рисовать, раскрашивать карандашом, мелками, красками.

• Резать ножницами (желательно небольшого размера).

• Конструировать из бумаги («оригами», шить, вышивать, вязать).

• Рисовать узоры по клеточкам в тетради.

• Заниматься на домашних снарядах, где требуется захват пальцами (кольца, перекладина).

• Хлопать в ладоши тихо, громко, в разном темпе.

• Катать по очереди каждым пальцем мелкие бусинки, камешки, шарики.

• Делать пальчиковую гимнастику.

• Закручивать и раскручивать крышки банок, пузырьков и т. д.

·        Крепить прищепки на веревку.

·        Пересыпать крупы, природные материалы (шишки, желуди, каштаны) и т.д.

 

 

 

Успех развития мелкой моторики – регулярные,

систематичные, увлекательные занятия!

Удачи!

 

×
×