План обновления ценностно-насыщенной образовательной среды развития речевой культуры в условиях ДОО и семьи (работа с детьми)

Автор: Кокшарова Татьяна Владимировна

План обновления ценностно-насыщенной образовательной среды развития речевой культуры в условиях ДОО и семьи

(работа с детьми)

 

№ п/п

Основные компоненты среды развития речевой культуры

Педагогические действия (формы, методы, приемы, средства, материалы, мероприятия), направленные на обновление ценностно-ориентированной образовательной среды в условиях ДОО/ Группы

Действия взрослых (родителей, педагогов), направленные на обновление ценностно-ориентированной развивающей среды в условиях семьи (способы, методы, приемы, средства, материалы)

Речь и грамотность

1

Помощь детям в расширении словарного запаса

-рассматривание и обследование предметов, наблюдение, осмотры помещения детского сада, целевые прогулки и экскурсии;

— рассматривание картин с малознакомым содержанием, чтение художественных произведений, показ кино- и видеофильмов;

 — рассматривание игрушек, рассматривание картин с хорошо знакомым содержанием, дидактические игры и упражнения;

— рассматривание предметов, с которыми ребенок часто соприкасается в своей жизни (посуда, одежда, мебель, орудия труда, школьные принадлежности), наблюдения за животными, деятельностью взрослых;

— обследование, сравнения, позволяющие выделять различие и сходство между предметами, обобщать, классифицировать (ребенок постепенно осваивает слова разной степени обобщения, видовые и родовые понятия);

речевой образец педагога имеет особое значение (сопровождает пояснением слов, толкованием их смысла);

— методику повторений («Послушайте, как я скажу слово – аквариум. Теперь вы скажите», «Кто лучше скажет», «А ты как думаешь, как надо сказать?»);

— чтение и рассказывание;

— рассматривание игрушек;

— дидактические игры.

Игра «Телефонный разговор» (так как при общении по телефону собеседника не видно, задача

ребенка найти подходящие слова, чтобы рассказать, к примеру, во что он играл на детской площадке, что ел на обед, во что сейчас одет и .д.);

 Новые слова – по подобию уже знакомых

Родителям необходимо проанализировать слова, которые ребенок уже

произносит. Затем предложить ему повторять слова, показывая при этом

соответствующие им предметы. Важно, чтобы новые слова были похожи на

те, которые ребёнок умеет выговаривать. Для большей результативности

изучение новых слов стоит превратить в игру: изучение новой книжки или

раскрашивание рисунка.

«Говори наоборот»

Взрослый кидает мяч ребенку, называет слово, а ребенок бросает мяч

обратно и называет слово с противоположным значением;

«Я начну, а ты закончи»

Взрослый начинает предложение, используя приставочный глагол.

Ребенок заканчивают предложение, употребляя однокоренной глагол с

приставкой противоположного значения.

«Подбери подходящее слово» Ребенку предлагаются многозначные прилагательные, которые в

зависимости от контекста меняют свое значение. К ним надо подобрать

антонимы;

Игра с мячом «Ассоциации»

«Опиши предмет»

Взрослый рассматривает предмет и указывает на его признаки. Например, взрослый обследует яблоко.

2

Побуждение детей к общению

Словесные:

  • Беседы
  • Игры-беседы
  • Рассказ
  • Чтение художественной литературы
  • Использование игровых ситуаций
  • Игры — беседы с персонажами сказок
  • Сочинение историй
  • Дискуссии
  • Общение со сверстниками

Практические:

·         Кукольные спектакли

·         Игры — драматизации

·         Игры — импровизации

·         Игры — забавы

·         Подвижные игры

·         Пальчиковые игры

·         Игры

·         Игры в спортивном уголке

·         Релаксация

·         Игры с природным материалом

·         Игры с водой

·         Игры на музыкальных инструментах

·         Игры со строительным материалом

·         Развлечения

·         Ласковая минутка

·         Упражнения подражательно — исполнительского и творческого характера

·         Моделирование и анализ заданных ситуаций

·         Мини — конкурсы

Рекомендации родителям:

— Для ребёнка вы являетесь образцом в речи, поскольку дети учатся речевому общению, подражая, слушая, наблюдая за вами.

— Речь ребёнка успешнее всего развивается в атмосфере

спокойствия, безопасности и любви, когда взрослые слушают его, общаются

с ним, разговаривают, направляют внимание, читают ему.

— По возможности присоединяйтесь к ребёнку, когда он смотрит

телевизор и старайтесь узнать, что его интересует, обсуждайте увиденное.

— Обеспечьте ребёнку широкие возможности для использования всех пяти органов чувств: видеть, слышать, трогать руками, пробовать на вкус, чувствовать различные элементы окружающего мира. Это позволит ему больше узнать о доме и местах, удалённых от него.

3

Использование книг при работе с детьми

1. Чтение или рассказывание одного произведения.

2. Чтение нескольких произведений, объединенных общей темой (Чтение стихов и рассказов о зиме, о животных) или единством образов (сказки о лисичке). Объединять можно произведения одного жанра (два рассказа) или несколько жанров сразу (загадка, рассказ, стихотворение) на

таких занятиях объединяют новый и уже знакомый материал.

3. Объединение произведений, принадлежащих к разным видам искусства:

чтение литературного произведения и рассматривание репродукций

с картины известного художника;

чтение (поэтического произведения) в сочетании с музыкой. На таких занятиях принимается во внимание сила воздействия произведений на эмоции

ребенка, особенности

поведения детей,

эмоциональную

отзывчивость.

4. Чтение и рассказывание с использованием наглядного материала:

чтение и рассказывание с игрушками;

настольный театр;

кукольный и теневой, фланелеграф;

диафильмы, кинофильмы.

5. Иллюстративное комментирование при чтении вслух младшим

дошкольникам небольших по объему произведений. Методика проведения:

взрослый читает вслух художественный текст, дети показывают предметы и

героев, изображенных на иллюстрации в книге.

6. Иллюстрирование

старшими дошкольниками

художественных произведений детской

литературы.

7. Чтение как часть занятия по развитию речи.

1. Традиция «Вечернее чтение детских книг»

2. Совместное занятие с родителями.

3. Фотоальбом «Семейное чтение».

4. Драматизация сказок с родителями для детей.

5. «Книги своими руками».

 

4

Знакомство с печатным словом / текстом

1. Изменить какую-то деталь в тексте. Попросите ребёнка порассуждать, как это может повлиять на развитие сюжета.

2. Работа с деформированным текстом. Распечатайте текст и разрежьте его на несколько частей. Задание — соединить кусочки по смыслу.

3. Сократить текст так, чтобы его смысл сохранился. Ненужные слова и предложения можно вычеркнуть карандашом прямо в тексте.

4. Вместе составьте цепочку ключевых слов, которые связывают текст воедино.

5. Составьте вместе с ребёнком новые предложения или целый рассказ по ключевым словам из текста.

1. Предложите ребёнку поставить себя на место одного из персонажей. Пусть он пофантазирует, как бы он вел себя и какие поступки совершил бы на месте героя.

2. Задайте вопросы по содержанию текста, на которые нельзя ответить однозначно. Порассуждайте с ним вместе над событиями, описанными в тексте, характером и поступками героев.

 

 

 

×
×