8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный с 6:00 по 21:00

Консультация «Умение общаться — фактор профилактики конфликтов в коллективе»

Автор: Наталья Сивина

Консультация «Умение общаться — фактор профилактики конфликтов в коллективе» 

Конфликт   —  столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с острыми отрицательными эмоциональными переживаниями.

Современная психология рассматривает конфликт не только в негативном, но и в позитивном ключе: как способ развития организации, группы и отдельной личности, выделяя в противоречивости конфликтных ситуаций позитивные моменты, связанные с развитием и субъективным осмыслением жизненных ситуаций.

 Важная составляющая коммуникативной профилактики конфликтов – обучение эффективному процессу общения, включающему верную оценку настроя и мотивов поведения партнера, избегание или «уход» от обсуждения острых проблем, если существует вероятность агрессивной реакции со стороны оппонента, навыки ведения дискуссии без провоцирования конфликта.

В структуре конфликта выделяют:

  • объект (предмет спора);
  • субъекты (отдельные индивиды, группы, организации);
  • условия протекания конфликта;
  • масштаб конфликта (межличностный, локальный, региональный, глобальный);
  • стратегии и тактики поведения сторон;
  • исходы конфликтной ситуации (последствия, результаты, их осознание).

Положительное воздействие конфликта проявляется в следующем:

  • конфликт ускоряет процесс самосознания;
  • под его влиянием утверждается и подтверждается определенный набор ценностей;
  • способствует осознанию общности, так как может оказаться, что у других сходные интересы и они стремятся к тем же целям и результатам и поддерживают применение тех же средств — до такой степени, что возникают официальные и неофициальные союзы;
  • приводит к объединению единомышленников;
  • способствует разрядке и отодвигает на второй план другие, несущественные конфликты;
  • способствует расстановке приоритетов;
  • играет роль предохранительного клапана для безопасного и даже конструктивного выхода эмоций;
  • благодаря ему обращается внимание на недовольство или предложения, нуждающиеся в обсуждении, понимании, признании, поддержке, юридическом оформлении и разрешении;
  • приводит к возникновению рабочих контактов с другими людьми и группами;
  • благодаря ему стимулируется разработка систем справедливого предотвращения, разрешения конфликтов и управления ими.

Отрицательное воздействие конфликта часто проявляется в следующем:

  • конфликт представляет собой угрозу заявленным интересам сторон;
  • он угрожает социальной системе, обеспечивающей равноправие и стабильность;
  • препятствует быстрому осуществлению перемен;
  • приводит к потере поддержки;
  • ставит людей и организации в зависимость от публичных заявлений, от которых невозможно легко и быстро отказаться;
  • вместо тщательно взвешенного ответа он ведет к быстрому действию;
  • вследствие конфликта подрывается доверие сторон друг к другу;
  • вызывает разобщенность среди тех, кто нуждается в единстве или даже стремится к нему;
  • в результате конфликта подрывается процесс формирования союзов и коалиций;
  • конфликт имеет тенденцию к углублению и расширению;
  • конфликт в такой степени меняет приоритеты, что ставит под угрозу другие интересы.

По значению для группы и организации конфликты делятся на конструктивные (созидательные, позитивные) и деструктивные (разрушительные, негативные). Первые приносят делу пользу, вторые — вред. От первых уходить нельзя, от вторых — нужно.

Чтобы эффективно управлять конфликтами руководителю необходимо:

  • определить его вид,
  • его причины,
  • его особенности,
  • а затем применить необходимый для данного типа конфликта способ разрешения.

Главной задачей управления внутриличностным конфликтом может быть:

  • если это конфликты целей, то главные усилия руководителя должны быть направлены на достижение совместимости личных и организационных целей.
  • если это конфликт ролей, то следует учитывать их тип (конфликт личности и связанных с ролью ожиданий; конфликт может возникнуть и тогда, когда существуют различные требования к ролям, которые человек должен играть одновременно).

Способов разрешения внутриличностных конфликтов существует много: компромисс, уход, сублимация, идеализация, вытеснение, переориентация, коррекция и т.д. Но вся сложность состоит в том, что самому человеку очень трудно констатировать, выявить и управлять внутриличностным конфликтом. Они очень хорошо описаны в научный литературе, на практике самостоятельно их разрешить очень сложно.

Для разрешения и сохранения позитивных взаимоотношений лучше последовать таким советам:

1.     Остыньте

2.     Проанализируйте ситуацию

3.     Объясните другому человеку, в чем состоит проблема

4.     Оставьте человеку “выход”

Професионалу необходимо знать и уметь использовать различные факторы профилактики конфликтов. Например, прекратить или сгладить «накаляющуюся» ситуацию можно различными коммуникативными приемами:

1.      Можно сделать предположение и сказать, что в чем-то прав один из спорщиков, а в чем-то – другой, что обычно и бывает.

2.     Свести проблему к шутке.

3.     Перевести разговор на другую тему.

4.     Попросить уступить, если проблема спора не особенно важна для кого-то и словесная уступка не обязывает к каким-то действиям.

5.     Попытаться отложить на время решение, заявив, что необходимо всесторонне разобраться в проблеме, и предложить оппонентам вернуться к ее обсуждению позже.

Важная составляющая коммуникативной профилактики конфликтов – обучение эффективному процессу общения, включающему верную оценку настроя и мотивов поведения партнера, избегание или «уход» от обсуждения острых проблем, если существует вероятность агрессивной реакции со стороны оппонента, навыки ведения дискуссии без провоцирования конфликта.

×
×