Автор: Шаумян Каринэ Георгиевна
Читательская грамотность — это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Раскрыв понятие «читательская грамотность», можно сделать вывод, что для того, чтобы опереться на чтение как на основной вид учебной деятельности в школе, у выпускников школы должны быть сформированы специальные читательские умения, которые необходимы для полноценной работы с текстами. У развитого читателя должны быть сформированы обе группы умений: — умения, целиком основанные на тексте, извлекать из текста информацию и строить на ее основании простейшие суждения; — умения находить информацию и формулировать простые непосредственные выводы; — найти в тексте информацию, представленную в явном виде; — основываясь на тексте, сделать простые выводы; — умения, основанные на собственных размышления о прочитанном: интегрировать, интерпретировать и оценивать информацию текста в контексте собственных знаний читателя»; — устанавливать связи, которые не высказаны автором напрямую; — интерпретировать их, соотнося с общей идеей текста; — реконструировать авторский замысел, опираясь не только на содержащуюся в тексте информацию, но и на формальные элементы текста (жанр, структуру, язык).
Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей. Что такое «функциональная грамотность»?
Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней.
Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию. В программе по предметному циклу «Язык и литература» в разделе «Языковая и литературная компетенция» на разных ступенях обучения дублируются навыки и умения, без которых сегодня невозможно справляться с решением жизненно важных задач: — осмысленно читать и воспринимать на слух, а также продуцировать тексты разных типов (информационного и прикладного характера, литературные тексты); — уметь извлекать информацию из разных источников; — учиться находить и критически оценивать информацию из СМИ и Интернета; — уметь пользоваться источниками и ссылаться на них; — меть читать таблицы, диаграммы, схемы, условные обозначения и уметь применять их при подготовке собственных текстов; — реализовывать разные стратегии чтения при работе с текстом.
Школа должна научить своих учеников применять полученные знания в повседневной жизни. В направлении «читательская грамотность» особое место в учебном процессе занимает текст. Он помогает выполнять не только образовательные, но и воспитательные задачи. При формировании духовнонравственных качеств личности. Художественный текст служит основой для упражнения в развитии связной речи. Основным методом в совершенствовании умения воспринимать текст является анализ текста.
В своей педагогической деятельности я столкнулась со следующими проблемами:
— дети имеют низкую скорость чтения;
— зачастую они не понимают смысла прочитанного из-за ошибок при чтении;
— не могут извлечь необходимую информацию из предложенного текста;
— затрудняются кратко пересказать содержание.;
— не могут делать выводы на основе прочитанного.
Формировать читательскую грамотность можно и нужно на любом уроке. Но базовым предметом для формирования читательской грамотности все же являются уроки литературного чтения.
В 1 классе работа по формированию читательской грамотности начинается с уроков обучения грамоте. На данном этапе ребята учатся работать с иллюстрацией, прогнозировать события, строить последовательное изложение текста на основе серии картинок. Во 2 полугодии начинается непосредственная работа с текстом. Для этого я использую тексты, где некоторые слова заменены картинкой. После прочтения текста ребята отвечают на вопросы по содержанию, что помогает мне определить степень усвоения и понимания текста детьми.
На 2 этапе использую небольшие тексты с готовыми вопросами после текста. Во время парной и групповой работы ребята знакомятся с текстами и вопросами. Затем проверяю уровень понимания текста по вопросам. На данном этапе начинаю работу над техникой чтения, ведь плохо читающий ребенок не способен понять его. Для этого использую различные задания, которые описаны в сборнике текстов и упражнений по развитию навыков и техники чтения Т.И. Кондраниной «Чтение 1 класс». Хорошие результаты и заинтересованность детей дают тренинги для развития быстрого чтения Ткачёвой О.Н. «Чтение наоборот», «Перемешанные буквы», «Вверх ногами», «Чтение с половинками слов» «Чтение с решёткой», «Сплошной текст», «Текст с наложением», «Текст с картинками», «Шторка», «Нет порядка» и др.
После того, как дети перейдут непосредственно к урокам литературного чтения, начинается работа над смысловым чтением.
Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста ( Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др.) Понимание текста — это ключевой навык, который начинает развиваться в младшей школе. Что такое полное понимание текста? Это вычитывание трех видов текстовой информации:
- фактуальной (о чем в тексте сообщается в явном виде)
- подтекстовой (о чем в тексте сообщается в неявном виде, читается «между строк»)
- концептуальной (основная идея текста, его главные смыслы)
Выделяются следующие виды смыслового чтения:
Просмотровое — вид смыслового чтения, при котором происходит поиск конкретной информации или факта, выдвигается предположение, о чем будет текст по его названию, иллюстрациям и т.п..
- Чтение названия и его анализ
- Рассматривание иллюстраций к тексту.
- Прогнозирование: о чем может идти речь в данном произведении?
Результат: предвосхищение чтения, создания мотива для чтения
Приемы, которые можно использовать перед прочтением текста.
Прием «Ассоциативный куст».
Цель: актуализация знаний, мотивирование к последующей деятельности, активизирование познавательной деятельности учащихся, настрой их на работу.
Учитель пишет ключевое слово или заголовок текста, учащиеся один за другим высказывают свои ассоциации, учитель записывает.
Прием «Глоссарий».
Цель: актуализация и повторение словаря, связанного с темой текста.
Учитель предлагает посмотреть на список слов и отметить те, которые могут быть связаны с текстом. После прочтения текста ученики возвращаются к данным словам и сравнивают их значение и употребление в тексте.
Словарную работу можно разделить на 3 вида:
- работа с незнакомыми словами;
- работа со словами-ключиками;
- работа со словами образами.
Прием «Рассечение вопроса»
Цель: смысловая догадка о возможном содержании текста на основе его заглавия.
Учитель предлагает ученикам прочитать заглавие текста и предположить, о чем пойдет речь в тексте.
Изучающее чтение (на этапе обучения вслух) в режиме диалога с автором: делая паузы в чтении для того чтобы:
- задать вопрос автору по прочитанному (В),
- предположить ответ (О),
- при дальнейшем чтении найти в текст ответ на возникший вопрос и проверить себя (П).
Результат: вычитывание не только фактуальной информации, но и подтекста, своя интерпретация текста.
Приемы, которые можно применить во время прочтения текста.
Прием «Чтение про себя с вопросами».
Цель: формирование умений вдумчивого чтения.
Ученик самостоятельно читает текст, фиксируя по ходу чтения вопросы, которые он задал бы автору, ведет своеобразный «диалог с автором».
Прием «Чтение с остановками».
Цель: управление процессом осмысления текста во время чтения.
Учитель предлагает работать с текстом в следующем ключе: «Мы будем читать текст с остановками, во время которых вам будут задаваться вопросы. Одни из них направлены на проверку понимания, другие – на прогноз содержания последующего отрывка».
Прием «Читаем и спрашиваем»
Цель: формирование умений самостоятельно работать с печатной информацией, формулировать вопросы, работать в парах.
1.Ученики про себя читают предложенный текст или часть текста, выбранные учителем.
2.Ученики объединяются в пары и обсуждают, какие ключевые слова следует выделить в прочитанном.
3.Один из учеников формулирует вопрос, используя ключевые слова, другой – отвечает на него.
4.Обсуждение ключевых слов, вопросов и ответов в классе, коррекция.
Прием «Чтение с пометками»
Цель: формирование умений читать вдумчиво, оценивать информацию, формулировать мысли автора своими словами.
Учитель дает ученикам задание написать на полях значками информацию по следующему алгоритму:
v Знакомая информация
+ Новая информация
— Я думал (думала) иначе
? Это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать больше
Прием «Чтение в кружок».
Цель: управление процессом осмысления текста во время чтения.
Учитель озвучивает задание: «Мы начинаем по очереди читать текст по абзацам. Наша задача – читать внимательно, задача слушающих – задавать чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст. У нас есть только одна копия текста, которую мы передаем следующему чтецу». Слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает. Если его ответ не верен или не точен, слушающие его поправляют.
Рефлексивное чтение. Формулирование его главной мысли (концепта) в т. ч. с помощью рефлексивного чтения. (Докажите, что…, Почему? Какой…?)
Результатом будет понимание авторского смысла, корректировка своей интерпретации.
Рассмотрим приемы, которые можно использовать на данном этапе. (слайд28)
Прием «Тонкие и толстые вопросы». Во время самостоятельной работы над текстом ученики получают задание составить вопросы. «Тонкие» вопросы – вопросы, требующие простого, односложного ответа; «толстые» вопросы – вопросы, требующие подробного, развёрнутого ответа. После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса, связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов
Прием «Синквейн».
Цель: развитие умений учащихся выделять ключевые понятия в прочитанном, главные идеи, синтезировать полученные знания, проявлять творческие способности.
Учитель предлагает написать синквейн по ключевому слову поработанного текста. Синквейн – «белый стих», слоган из пяти строк (от фр. Cing – пять), в котором синтезирована основная информация.
Структура синквейна:
1. Существительное (тема).
2. Два прилагательных (описание).
3. Три глагола (действие).
4. Фраза из четырех слов (описание).
5. Существительное (перефразировка темы).
Приём «Уголки» можно использовать на уроках литературного чтения при
составлении характеристики героев какого-либо произведения.
Цель: научить ребенка вести конструктивный диалог, дискуссию, отстаивать сою точку зрения, приводя аргументы, помочь развитию логического и образного мышления, научить культуре общения.
Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства положительных качеств героя, используя текст и свой жизненный опыт, другая — отрицательных, подкрепляя свой ответ цитатами из текста. Данный прием используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод.
Приём «Написание творческих работ».
Цель: раскрыть творческий потенциал учащихся.
Например, детям предлагается написать продолжение понравившегося произведения из раздела или самому написать сказку или стихотворение.
Приём «Создание викторины».
Цель: выяснение уровня усвоения темы или раздела.
После изучения темы или нескольких тем дети самостоятельно, пользуясь учебными текстами, готовят вопросы для викторины, потом объединяются в группы, и проводят соревнование. Можно предложить каждой группе выбирать лучшего – «знатока», а потом задать ему вопросы(участвуют все желающие).
Прием «Перепутанные логические цепочки»
Цель приёма: восстановление последовательности событий или технологии.
Обучающимся выдается материал с перепутанными событиями, технологическим процессом, который необходимо правильно выстроить в ходе обсуждения или практической работы.
Приём «Ромашка (кубик) Блума».
Цель: с помощью 6 вопросов выйти на понимание содержащейся в тексте информации, на осмысление авторской позиции. На лепестках ромашки написаны вопросы: Почему? Объясни. Назови. Предложи. Придумай. Поделись.
Прием «Интеллект карта».
Цель: запоминание и систематизация знаний, развитие комплексного мышления ребенка.
Главную идею помещают в центр листа, благодаря чему внимание сфокусировано на главном. Ключевые слова помещаются на ветвях, расходящихся от центральной темы. Ключевые слова подкрепляются рисунками или символами.
Прием «Реставрация текста».
Цель: Сложение целого текста из частей. Текст разделяется на части (предложения, абзацы). Ученикам предлагается собрать текст из разрозненных частей, разложив их в правильной последовательности. В качестве варианта выполнения задания ученики могут предложить несколько различных путей последовательного соединения. В случае необходимости ученики могут вносить в текст небольшие коррективы, добавляя скрепляющие фразы, переходы.
В начальной школе кроме литературного чтения и русского языка есть ещё один предмет, на котором ученики получают информацию, читая текст. Это окружающий мир.
Здесь ребёнок сталкивается с научно-познавательными текстами. Учебный курс окружающего мира имеет выход в средней школе на такие устные предметы как биология, география, история, обществознание, физика. Поэтому умение работать с научной статьёй надо начинать формировать в начальной школе. Надо учить детей внимательному восприятию каждой фразы статьи, воспитывать бережное отношение к каждому слову автора, без понимания которого может быть неправильно понят весь материал.
Работу с научным текстом на уроке условно можно разделить на 3 этапа, которые плавно переходят из одного в другой:
1 этап — подготовительный (до начала чтения),
2 этап – основной (в процессе чтения),
3 этап — заключительный (после чтения).
1 этап (подготовительный) Цель: пробудить познавательный интерес к предстоящей работе с тек
Система работы по формированию читательской грамотности у младших школьников основана на соблюдении следующих принципов: постепенность; последовательность, от простого к сложному; систематичность.
Система работы включает следующие направления:
1) формирование навыков чтения,
2) начитанность учащихся,
3) умение работать с книгой,
4) формирование навыков читательской деятельности,
5) внеурочная деятельность, повышающая у детей интерес к чтению,
6) проектно-исследовательская деятельность,
7) работа с родителями.
Чтобы научить ребенка воспринимать и анализировать данные, важно обращаться к разным источникам информации, художественные тексты — лишь один из них. Нужно еще научить ребенка понимать графики и диаграммы, видео и картинки, комиксы и фотографии, рассказы учителя и аудиосообщения — словом, любой источник, который можно осмыслить.
Использование на уроках русского языка и литературного чтения различных методов и приемов по формированию «читательской грамотности школьников», позволяет научить учащихся искать закономерности, рассуждать по аналогии, что, несомненно, повышает мотивацию к обучению, дети больше читают, учатся контролировать свои результаты, учатся сотрудничать, самостоятельно находить ответы на вопросы путём логических рассуждений, чувствовать ответственность за поведение и действия себя и других, аргументировать свою точку зрения, выслушивать собеседника и вести диалог. Такие приёмы работы позволяет активизировать творческую деятельность учащихся, выработать активную жизненную позицию, сформировать творческую личность. Эффективность данной работы, прежде всего, зависит от педагога, задача которого, выступая организатором учебной деятельности, стать заинтересованным и интересным соучастником этого процесса.
Литература
1. Алексеевская А.Т. Формирование читательских интересов младших школьников. – М., 2008.
2. Воителева Т.М. Теория и методика обучения русскому языку. — М.: Дрофа. 2006 г.
3. Кушнир А.М. Как приобщить детей к чтению. — Начальная школа.- 2007. — №5.
4. Ниталимова Л.В., Семенова С.Н. Развитие читательского интереса младших школьников. М.: Ментор, — 2007. — № 1.