Автор: Киселева Тамара Владимировна
Методический доклад
«Звукоизвлечение на виолончели»
преподаватель МБУДО-ДШИ №1
мо Кандалакшский район
Киселева Тамара Владимировна
Звук для исполнителя является материалом для создания своих музыкальных образов.
Существует немного работ, в которых рассматриваются и анализируются отдельные моменты ведения смычка на виолончели, различные фазы и динамика движения. Кто хочет до конца разобраться в этом процессе должен уяснить себе наиважнейшие физиологические понятия. Основная идея выражается в требовании предельной свободы всех звеньев двигательного аппарата. Свобода — основной закон музыкального исполнительства. Большое внимание уделено постановке правой руки, вопросам извлечения звука, так как техника правой руки виолончелиста значительно сложнее и многообразнее по функциям, чем техника левой руки. В настоящее время при развитии техники правой руки, возрастании ее беглости, техника правой руки виолончелиста, в частности в сфере извлечения звука, несколько отстала. А без полного владения техникой правой руки эмоциональные замыслы неизбежно приводят к дилетантизму. Правильное держание смычка играет важную роль. Переменный или подвижный способ держания — это новое, что привело к новому качеству звучания по сравнению с «жесткой хваткой». Как же осуществляется «подвижная хватка»? Если вытянутую в сторону руку со свободно свисающей кистью согнуть в локтевом суставе примерно на 90 градусов, мы получим основу для исходного положения кисти в смычковой хватке. Все пальцы слегка согнуты в суставах и образуют выпуклость, свод; кисть в целом принимает куполообразную форму. Теперь остается сблизить противостоящие друг другу 4 пальца и большой палец, и положение кисти для свободного держания будет найдено. Мускульное ощущение должно быть таким, как если бы мы приготовились взять пальцами какой либо хрупкий предмет. Особенное значение имеет состояние веретенообразной мышцы (противопоставляющей большой палец остальным), которое является определяющим в держании смычка. Очень важно фиксировать внимание начинающего на ощущении именно этой мышцы.
Непосредственно держание смычка так называемым «осевым кольцом» осуществляется 2 и 3Е–м пальцами и противостоящим им большим пальцем. Средний палец несколько выступает за пределы колодки, касаясь серединой ногтевой фаланги металлического обода и, частично, волоса смычка. Вопрос о сгибании или вытянутости большого пальца решается в зависимости от его строения у каждого исполнителя. Следует подчеркнуть, что такое расположение пальцев на древке встречается в процессе игры на виолончели лишь в области середины смычка и то только в какой-то определенный момент движения.
Определим функции указательного пальца и мизинца. Роль мизинца становится ясной, если взять смычок в исходное положение и держать его горизонтально вне инструмента. Тотчас же мизинец почувствует нагрузку, ибо ему приходится уравновешивать вес всего смычка. Значит, усилия мизинца направлены, главным образом, на нижнюю часть смычка — от колодки до центра тяжести. Указательный палец является основным передатчиком всего многообразия тонких мышечных усилий правой руки. Указательный палец как бы «присосавшийся к древку» свидетельствует о неспособности играющего к тонкой дифференцированной динамике. Важнейшее движение двойного рычага постигается учащимися довольно легко. Возьмем смычок в пальцы и будем удерживать его на весу, вне инструмента. Надавливая на трость мизинцем, мы можем привести трость в почти вертикальное положение. Конец смычка поднимается кверху. То же самое, но в обратном порядке произойдет, когда мы произведем нажим указательным пальцем. При этом конец смычка опустится вниз. Первое время вне инструмента полезно изучать движения, чтобы найти ощущения каждого движения в отдельности и уяснить его зрительно. Несравненно труднее дается второе важное движение «игрового сустава», именно продольное вращение. Движения пальцев совершаются не раздельно, а одновременно, причем сгибание конечных фаланг пальцев совпадает с разгибанием основных и наоборот.
Правильным движением смычка можно признать такое, когда нажим на трость отсутствует, заменяется естественным весом руки. Начинать обучение рекомендуется на струнах Ре или Соль. При движении смычка рука и пальцы должны быть свободны от излишнего напряжения. Для того чтобы избежать возможного зажатия руки, вначале не следует требовать от ученика особой силы звука. Только после закрепления правильных навыков движения руки возможно извлечение более сильного звука. Во время движения смычок должен плотно прилегать к струне, но сила нажима должна быть мягкой, эластичной. От правильности постановки правой руки и освоения навыков ведения смычка зависят дальнейшие успехи учащегося.
Специфику извлечения звука на струнных инструментах характеризуют 2 основных момента:1)точка прикосновения смычка со струной не фиксирована, а может перемещаться;2)смычок со струной находятся в постоянном контакте. Первое правило — периодические поперечные колебания возникают в результате перпендикулярного ведения смычка. Часто у начинающих виолончелистов возникают погрешности в извлечении звука, связанные с искажением направления смычка. Правая рука постепенно подчиняется законам вибрации струны и ведения смычка. Существуют требования, предъявляемые к правой рук:1.искание нормальной скорости смычка;2.чистая перемена;3.распределение его длины между звуками. Правая рука при игре должна быть постоянно в движении. Первая фаза движения вниз — отведение плеча с одновременным поворотом локтя назад. Вторая фаза осуществляется разгибанием предплечья. Вся трудность сводится к тому, чтобы найти правильное соотношение скорости движения смычка и нажимных усилий. Скорость движения диктуется музыкальным текстом (темпом, длительностью нот, штрихами и динамикой); следовательно, скорость все время изменяется. Если исполнитель играет кантилену длинными нотами, скорость движения приближается к минимальной, и наоборот, широкий штрих detache в мелких длительностях и при быстром темпе требует максимальной скорости. Чрезмерно низкий локоть создает положение, неблагоприятное для свободы движений правой руки в нижней части смычка. Высоко поднятый локоть значительно нагружает плечевой пояс и создает торможение для широкого размаха, ограничивая и без того небольшие (по сравнению со скрипачами) возможности предплечья виолончелиста. Чтобы смычок задевал только одну струну, его нужно вести в направлении как бы продолжающем смычок в обе стороны. Существуют определенные упражнения для координации правой и левой рук. Нужно как можно раньше добиваться от обучающихся координированной работы обеих рук.
Использованная литература:
1.Сапожников Р.Школа игры на виолончели. М; Музыка.1979
2.Мардеровский Л.Уроки игры на виолончели; М; Музыка.1990
3.Давыдов К.Ю.Школа игры на виолончели. Государственное музыкальное издательство;1958