8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный с 6:00 по 21:00

Возрождение традиций домашнего музицирования

Автор: Лалаева Татьяна Наумовна

Статья педагога дополнительного образования ГБУ ДО ЦТиО Фрунзенского района Лалаевой Татьяны Наумовны

ВОЗРОЖДЕНИЕ ТРАДИЦИЙ   ДОМАШНЕГО МУЗИЦИРОВАНИЯ

 

Среди значимых проблем современного российского общества по-прежнему актуально звучат вопросы утраты духовных ориентиров, снижения общекультурного уровня народа, приоритета материальных потребностей над культурными, коммерциализации всех сфер жизни. Очевидно, что возрождение духовного потенциала общества возможно через обращение к таким источникам трансляции духовных ценностей, как художественная культура и искусство. Вместе с тем, деятельность учреждений системы дополнительного образования, музейных и концертно-просветительских организаций, показывает невозможность решения ими вышеназванных проблем извне, без опоры на воспитательный и образовательный потенциал такого социального института, как семья.

Культурное наследие нашей страны включает в себя богатейший опыт музыкального воспитания в семье – уже с XVIII в. в России складывались традиции бытования народной и классической музыки в семейной культуре и активного  домашнего музицирования

Ратуя за музыкальное обучение всех детей, мы вовсе не призываем, чтобы все они стали музыкантами. Цель не в профессионализации, а в музыкальной грамотности, умении читать музыкальные произведения, как читают книги (произведения литературные).

Музыка выступала константой культурного пространства семьи в России: домашние музыкальные концерты, усадебное музицирование, аккомпанемент танцам, игра на фортепиано в четыре руки, аккомпанирование пению на гитаре или фортепиано, игра в камерных ансамблях, когда участниками исполнения нередко становились все члены семьи, владевшие разными музыкальными инструментами и др. Традиция в дворянских семьях поддерживалась и сохранялась не одним поколением.

— Мы с вами находимся в Санкт-Петербурге. Петербург — самый интересный и богатый на музыкальные события город России первой половины XIX века. В нём царила, по словам М.И. Глинки, «атмосфера неистового музицирования»… Мы идём по улицам. Ярко освещены окна квартир. Из окон слышны чарующие звуки. Что же происходит там?

За небольшим нарядным фортепиано стоит хозяйка. Около инструмента – её подруга (певица или скрипачка). Исполнительницы — не профессиональные музыкантши. Они просто любят музыку и посвящают ей много времени. С удовольствием слушают их увлечённое пение гости Но вот другая улица, другой дом. Скромная комната. В ней всего несколько человек, в руках каждого — музыкальный инструмент. Это мелкий чиновник пригласил своих друзей вместе провести вечер за игрой… 

Подобные картины часто можно было наблюдать в Петербурге начала XIX века.

Без музыки не обходится ни пышный приём, ни бал, ни дружеская компания. Любители часто собираются специально помузицировать, т.е. позаниматься музыкой.

Прекрасным музыкантом был дипломат А.С. Грибоедов, он учился музыке у известного пианиста Д. Фильда. Играл Грибоедов задушевно и технически свободно, сочинил ставшие знаменитыми вальсы

Cреди музыкантов — любителей есть и известные нам люди. Играет на скрипке М.Ю. Лермонтов. Поёт В.А. Жуковский, а его друг А.А. Плещеев не только сочиняет музыку -романсы и даже оперы, но и хорошо играет на виолончели. Бородин в музыке был самоучкой, А.П. Бородин с детства играет на фортепиано, флейте и виолончели, а студентом играл в квартете ещё в годы студенчества в Медико — хирургической Академии, исполняя партию на виолончели в различных ансамблях любителей музыки.

Такой расцвет музыки был бы невозможен без бурного развития литературы и поэзии.

Часто ещё неопубликованные стихи А.С. Пушкина, М.Лермонтова, А.Дельвига передавались устно или переписывались от руки. На замечательные стихи было созданы многочисленные песни и романсы.

Музицирование и беседы о музыке привлекают лучших людей музыкального и литературного мира. Среди них известный русский поэт А.С. Пушкин, его лицейский друг и композитор Михаил. Яковлев, поэт, литературный критик, издатель сочинений А.С. Пушкина Петр Александрович Плетнёв.

Музыка была частым гостем в быту многих жителей. Чуть ли не в каждой семье кто-нибудь пел или играл на фортепиано, гитаре, арфе… « Не только у каждого семейного чиновника, но даже у каждого ремесленника дочки учатся играть на фортепиано», -пишет известный журналист Ф. Булгарин.  в народной среде происходило «ненавязчивое воздействие на ребёнка естественной «живой» звуковой музыкальной средой – прикладное звучание музыки в быту и при выполнении трудовых обязанностей» . Не было для крестьянского ребенка лучшего учителя музыки, чем народная песня и обряд. А путь к ним начинался в родной избе от песен, причетов и веселушек родной бабушки.

Таким образом, во многом благодаря глубоким традициям музыкального воспитания в семье, в России был основан фундамент для развития музыкального просветительства и профессионального музыкального образования, выразившихся в создании просветительских организаций («Русское филармоническое общество», «Русское хоровое общество»

«Еще мне не было двух лет, как я уже хорошо различал все мелодии, которые мне пела мать; затем трех или четырех лет я отлично бил в игрушечный барабан в такт, когда отец играл на фортепиано… Я часто певал с ним вместе; а затем и сам начал подбирать на фортепиано услышанные от него пьесы с гармонией», — вспоминал Н.А. Римский Корсаков.

В нашем городе сохранилась квартира, где последние годы своей жизни жил великий композитор со своей семьей. Это знаменитый петербургский музей, рассказывающий о жизни и творческой деятельности российского композитора по адресу Загородный проезд дом № 28.  Тут Николай Андреевич жил и работал в период с 1893 по 1908 год. За это время появились на свет 11 его опер. Также здесь проходили легендарные «корсаковские среды» Дважды в месяц, в первую и третью среду композитор проводил творческие вечера, которые посещали знаменитые творческие личности того времени. Гостями в его доме были Глазунов, Рахманинов, Стравинский, Скрябин, Репин и Шаляпин. Супруга композитора, Надежда Николаевна, аккомпанировала солистам на стареньком рояле. После смерти супруга, Надежда Николаевна привела в порядок и сохранила всю нотную библиотеку композитора, а также его документы, личную переписку, рукописи музыкальных произведений, ценные и памятные подарки, реликвии семьи. Всё это послужило основой для создания экспозиции музея.

В силу известных исторических событий, после 1917 г. кардинально изменился музыкальный быт России. Эмигрировала значительная часть культурно-интеллектуального слоя нации, интеллигенция долгое время считалась «классово враждебной», а привычное звучание фортепиано или гитары – «буржуазными пережитками». В результате социальных потрясений традиции домашнего музицирования постепенно утрачивались. В ХХ в. в стране была создана фундаментальная система дополнительного музыкального образования, базовой характеристикой которой стало обучение всех детей по единой программе, направленной на профессиональную ориентацию, что позволило обеспечить вне конкурентный уровень отечественной исполнительской школы, но привело к девальвации роли семейной музыкальной среды в воспитании и развитии ребёнка.

К сожалению, в настоящее время такая область семейного воспитания и обучения как домашнее музицирование, равно как и семейное чтение, в России почти утрачена, постепенно исчезают и народные музыкальные традиции воспитания. Результатом технического прогресса стало появление разнообразных средств воспроизведения музыкального материала, что во многом способствует «потреблению» музыки, нежели ее «живому» воспроизведению и осмыслению. Во многих семьях, где ребенок получает музыкальное образование, весь процесс музыкального воспитания полностью возлагается на образовательное учреждение. Родители в силу различных причин устраняются от участия в этом процессе, тем самым лишая себя и своего ребёнка радости духовной близости в совместном творчестве. Кроме этого, в процессе домашнего музицирования развиваются музыкальные способности и музыкальное мышление личности, активизируется её творческий потенциал, воспитывается музыкальный вкус. Кроме того, совместное музицирование духовно объединяет всех членов семьи, вносит гармонию в отношения, делает семью более дружной и крепкой.

                                            Санкт-Петербург.

                                                2022.апрель.

 

 

 

 

×
×