Автор: Сарсенова Алексакндра Сансызбаевна
В парадигме современного образования особая роль уделена развитию творческого потенциала личности. По мнению К. Роджерса «человек — есть не то, что он есть, а то, чем он может стать. Ресурс развития человека заложен в нем самом»[2].
Проблема адаптации учащихся 5 классов к средней школе, характеризующаяся введением самоконтроля учащихся, низкой организованностью детей, неподготовленностью учащихся воспринимать более усложненный материал, низкий уровень сформированности общеучебных умений и навыков, была и является одной из важнейших и первейших проблем современного образования. К сожалению, нынешняя система образования не позволяет детям целенаправленно обучаться навыкам работы с информацией, которая бы позволила им более легко и продуктивно усваивать необходимые им знания из обширного потока, предоставляемого им современным социумом. Считается, что именно проблемы молодых людей старшего школьного возраста, и студенческого возраста, связанные не столько с недостаточностью конкретных знаний и умений (что тоже наблюдается), сколько с неумением самостоятельно работать с книгой, с компьютерными программами и другими источниками информации, активно усваивать материал, дающийся в лекционной форме, участвовать в работе семинаров и коллоквиумов, имеют свои корни как раз в неэффективной работе начальной школы и неправильно организованному переходу от начального образования к среднему и старшему[1].
К счастью, образование становится более индивидуализированным, новый федеральный государственный стандарт предполагает компетентностный подход, формирование у детей определенных блоков умений и навыков, в том числе и работы с информацией.
Одной из важнейших задач в обучении в настоящее время является определение наиболее важной информации для учащегося, извлечение информации из огромного количества ресурсов, которые открыты перед учащимися, запоминание ее и воспроизведение в наиболее удобной форме.Проблема обучения детей подобным подходам к работе с информацией стоит перед нами до сих пор, и ранее решалась в основном с помощью курса Информатики и Информационных технологий.
Для решения подобных проблем нами предлагается особая система развития учебных умений и навыков в курсе 5 класса, направленная на создание необходимого фундамента развития навыков в различных формах работы на уроке, в том числе добывания информации, преобразования лекционного устного и наглядного материала в удобную для воспроизводства и запоминания форму, и т.д.
Данная разработка включает разбитие учебного курса «Естествознание» на дополнительные модули, связанные не только с содержанием курса, но и с формами образовательного процесса и видами информационных компетенций учащихся, которые планируется развивать в контексте данного модуля.
Курс построен от простого к сложному, от восприятия информации непосредственно от преподавателя, через работу со «статичной информацией» (в виде самостоятельной работы с информационным материалом разных видов), к комплексной и динамичной форме подачи информации. (рис. 1)
Модули с 1 по 3 взаимозаменяемы, и могут располагаться в любой последовательности в зависимости от желания преподавателя, а также уровня подготовки учащихся и типа работы с ними в начальной школе.
Соотнося темы программы по «Естествознанию» с темами курса, можно строить уроки так, чтобы они не только позволяли детям поработать с содержанием темы, но и получить определенные знания и навыки в обработке определенного вида информации. Это осуществляется с помощью создания специальных заданий к урокам, построения самостоятельной и творческой работы так, чтобы она отвечала не только целям урока, но и целям курса.
Например: тема «Гипотезы возникновения планет Солнечной системы» входит в модуль «Звук», и на основе этого модуля детям предлагается: составить план устного рассказа, разбирается система создания правильного и удобного конспекта, делаются первые шаги в развитии скорописи. А тема «Строение клетки», например, включена по времени в модуль «Текст». Детям в рамках этого модуля предлагается поработать с текстовой информацией (предварительно тщательно проработанной учителем), составить на ее основе план, эффективный конспект и интеллект-карту, обучение которым уже осуществлялось в рамках модулей «Звук» и «Графика».
Разумеется, как и в любой системе, имеют место сложности, о которых должен помнить каждый учитель, применяющий данный курс:
1. Серьезная подготовка учителя, учитель должен сам прекрасно владеть каждым из типов работы с материалом, чтобы помочь развить навык у детей.
2. Определенная подготовка детей (например, умение работать в парах и группах) и мотивированность к работе в этом направлении.
3. Отсутствие времени и средств на разработку уроков в ключе заданного модуля.
4. Неодобрение со стороны родителей: в контексте усложнения подачи материала.
5. Нарушение равновесия между содержательным и технологическим компонентами урока.
Однако все эти возможные проблемы решаются, в зависимости от желания и усилий, применяемых преподавателем.
Проблема |
Способ решения |
Серьезная подготовка учителя, учитель должен сам прекрасно владеть каждым из типов работы с материалом, чтобы помочь развить навык у детей |
Преодолевается через системную подготовку учителя. |
Определенная подготовка детей и мотивированность к работе в этом направлении. |
Преодолевается через помощь учителя и умение его объяснить для чего это нужно и зачем нужно этим заниматься |
Отсутствие времени и средств на разработку уроков в ключе заданного модуля |
Решается через систему управления временем учителя и помощь со стороны школьной администрации в обеспечении определенными средствами |
Неодобрение со стороны родителей: в контексте усложнения подачи материала |
Решается через правильную подачу и объяснение целей и видимых результатов и эффектов, достигаемых при использовании данного курса |
Нарушение равновесия между содержательным и технологическим компонентами урока |
Преодолевается за счет четкой организаторской деятельности учителя |
Итогом внедрения данного курса в дополнение к содержательному компоненту может стать:
«Идеальный результат» — по окончанию курса ребенок способен извлекать информацию из всех возможных источников, учится самостоятельно выбирать необходимую ему информацию на уроке и дополнять ее знаниями, полученными извне.
«Промежуточный результат» — ребенок умеет работать с некоторыми видами информации, способен составлять схемы и наглядные схематичные изображения. Способен систематизировать, конкретизировать данную информацию.
«Побочный результат» — учитель на основе выполняемых заданий может определить для себя, с каким видом материала ребенок работает легче, вплоть до определения, какой тип информации данным ребенком усваивается в лучшей степени.
Проблема низкого уровня информационной компетентности учащихся средней и старшей школы довольно распространена во многих школах, поэтому данная система может явиться фундаментом для дальнейшей работы в данном направлении в условиях интегрированного обучения.
Данный курс позволяет привлекать их самоуправлению и самообслуживанию, индивидуализировать и дифференцировать обучение. Реализовать его может любой учитель при наличии определенных навыков и желания на основе уже имеющихся у него средств.