Автор: Сабирова Адиля Фаилевна
Роль семьи в воспитании и социализации детей дошкольного возраста.
Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста заключается в формировании достойного поколения со здоровой психикой и социально правильным взглядом на межличностные отношения. В становлении личности ребенка участвуют такие факторы, как семья, школа, средства массовой информации и ровесники.
Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность.
Ребенок, как губка, впитывает в себя все, что происходит в его семье. И так как иного примера перед его глазами нет, он считает эту модель единственно правильной, а отношения внутри семьи — нормой. Поэтому необходимо понимать, что воспитание у дошкольников культуры семейных традиций — посильная задача каждого родителя.
Когда в семье появляется маленький человечек, родители должны понимать свою основную задачу по отношению к нему. Она сводится не только к необходимости кормить и одевать малыша, но и к тому, чтобы дать ему достойный старт в будущую долгую жизнь. Полноценное воспитание дошкольника невозможно без одновременного участия семьи и дошкольного учреждения. Поэтому их взаимодействие просто необходимо. Главное, чтобы воспитательные методы не противоречили друг другу.
Влияние родителей на ребенка в процессе воспитания.
Становление семейных, личных и моральных ценностей происходит по двум направлениям:
1. Влияние родителей на воспитание ребенка целенаправленно путем формирования привычек, образа мышления и общих взглядов на моральные ценности.
2. Формирование у дошкольников представлений о семье путем наблюдения за отношениями взрослых между собой.
В первом случае взрослые на примере сказок, мультфильмов, игр и собственного поведения формируют в ребенке основные понятия о том, «что такое хорошо и что такое плохо»: доброжелательное и уважительное отношение к окружающим, элементарные правила этикета, любовь к животным и растительному миру, гигиена и чистоплотность, основы культуры речи, любовь к физическому труду и др.
С рождением ребенка молодые родители не только воспитывают и формируют будущую личность своего малыша, но и сами вместе с ним обучаются новой роли — роли грамотного воспитателя. Успех здесь зависит не только от воспитания и психологической зрелости самих родителей, но и от их грамотного взаимодействия между собой. Какие бы разногласия и противоречия ни были между ними, ребенок не должен их наблюдать.
В семье ребенок получает первые навыки общения, учится любить, уважать, сочувствовать, радоваться. Именно семья способствует развитию и содержанию эмоционального и социального уровней ребенка. Здесь формируется нравственный опыт маленького человека.
Типы отношений в семье и их влияние на психологическое развитие детей.
В семейных отношениях выделяют 4 типа: диктат, опека, сотрудничество и невмешательство. Каждая модель семьи придерживается определенного типа поведения подсознательно. И данное поведение, как показало исследование специалистов, не всегда зависит от материального уровня и психологического благополучия семьи в целом.
-Авторитарный стиль
Диктат в семье выражается безоговорочной авторитарностью родителей, как правило, одного из родителей. Интересы, мнение и желания ребенка не учитываются, воспитание выражается в приказах, требованиях, физическом принуждении. Протест ребенка на данное воспитание выражается сопротивлением: агрессивностью, замкнутостью, лживостью и ненавистью по отношению к родителю-тирану. В любом случае личность малыша оказывается сломленной, что негативно влияет на дальнейшее ее формирование: либо ребенок вырастает с заниженной самооценкой, неверием в себя и в собственные силы, либо агрессором, привыкшим грубостью отстаивать свое мнение.
Рекомендации родителям:
— Учитывайте позицию ребенка, его побуждения, желания и переживания. Попробуйте ненадолго поставить себя на его место!
— Старайтесь давать инструкции в форме предложения, а не распоряжения, приказа.
— Старайтесь говорить не сухо и отстраненно, а доверительным тоном, эмоционально.
— Запреты и меры наказания должны быть понятны ребенку, заранее с ним оговорены и приняты обеими сторонами (родителями и ребенком).
— Любые порицания должны быть адресованы не к личности ребенка, а к конкретным его действиям. Нельзя говорить «Ты обманщик!», лучше сформулировать фразу следующим образом: «Мне было очень неприятно, когда я узнала, что в этой ситуации ты сказал неправду».
— Не входите в комнату ребенка без стука или в отсутствие хозяина. Не трогайте его личные вещи. Старайтесь уважать личное пространство вашего ребенка, каким бы оно ни было.
— Необходимо оставлять за ребенком право выбора друзей, одежды,
-Гиперопека
Опека выражается в чрезмерной заботе и ограждении ребенка от трудностей. В будущем это самая незащищенная группа молодых людей, неспособных на самостоятельные решения и адекватное, здоровое общение с окружающими людьми. Родители, взяв все трудности на себя, лишают свое чадо возможности проявить самостоятельность, инициативность и ответственность за свои поступки. Первоочередной задачей стоит удовлетворение его потребностей, порой в убыток себе. Для ребенка это «медвежья услуга», он вырастает абсолютно не самостоятельным. Результат такого метода воспитания схож с диктатом: личность искажена, как и восприятие окружающего мира и оценка своих действий в нем.
Рекомендации родителям:
— Не отказывайтесь от контроля, без которого невозможно воспитание человека, но сведите опеку к минимуму.
— Не требуйте от ребенка только правильных, с вашей точки зрения, поступков, примите его таким, какой он есть.
— Помогайте, но не старайтесь решать за него все проблемы.
— Стимулируйте общение со сверстниками.
— Дозируйте опеку, дозируйте свободу, дозируйте похвалу и порицание — это один из выходов в данной ситуации.
— Предоставьте вашему ребенку самостоятельность и свободу выбора. Он имеет право совершать ошибки и учиться на них.
-Попустительский стиль
Невмешательство как модель воспитания представляет собой пассивность родителей в формировании личности ребенка, отстраненность от детских интересов и потребностей.
Рекомендации родителям:
— Поменяйте тактику общения и отношение к своему ребенку. Постарайтесь восстановить взаимное доверие и уважение.
— Установите систему запретов и включитесь сами в жизнь подростка.
— Помогите ему участвовать в жизни семьи, четко обозначьте функциональные обязанности ребенка в семье, свои требования и ожидания.
— Создайте семейный совет, на котором решались бы многие проблемы всей семьи.
— Проявляйте «душевную теплоту» к ребенку, подчеркивайте его важность для вас и исключительность, беседуйте с ним и интересуйтесь его мнением.
— Помните, что ребенку необходимо ваше искреннее участие в его жизни!
-Авторитетный стиль
Самый эффективный тип семейных отношений — сотрудничество, которое предполагает решение общих целей и задач. Педагогически данный тип семейных отношений единственно верный, так как гуманистическая направленность дошкольного воспитания предполагает формирование полноценного члена общества, способного взаимодействовать с окружающими без чувства дискомфорта и неуверенности в своих действиях.
Дошкольный возраст как фундаментальный период развития характера и личности.
Дошкольный возраст длится от 3 до 7 лет. В этот период основными направлениями в воспитании детей становится подготовка к будущей школе и формирование определенных личностных качеств, которые помогут ребенку в дальнейшей жизни. Влияние семьи на формирование личности ребенка дошкольного возраста играет важную роль, ведь малыша нужно обучить навыкам общения, подготовить умственно и психологически к будущей жизни, привить любовь и уважение к труду, научить самостоятельно мыслить, размышлять, обеспечить всестороннее развитие
Чтобы у ребенка сформировалась адекватная самооценка, следует замечать достоинства, открывать в ребенке ему присущие черты.
Похвала и критика тоже должны иметь разумные границы. Не стоит хвалить все, что делает ребенок, но и ругать за все подряд – тоже не стоит. Если критика будет превышать похвалу, то ребенок начнет избегать общения с родителями.
Дошкольный возраст характеризуется тем, что происходит базисное становление самооценки. Без преувеличения можно сказать, что самооценка оказывает огромное влияние на общее развитие личности человека. В свою очередь развитие самооценки
в старшем дошкольном возрасте во многом (если не в основном) зависит от детско-родительских отношений, которые сложились в семье.