Автор: Котикова Марина Николаевна
«Наставничество как ода из эффективных форм работы с начинающими педагогами»
«Со мной работали десятки молодых педагогов. Я убедился, что как бы человек успешно не кончил педагогический вуз, как бы он не был талантлив, а если не будет учиться на опыте, никогда не будет хорошим педагогом, я сам учился у более старых педагогов…».
А.С. Макаренко.
Развитие системы образования напрямую связано с проблемой профессионального развития педагогов.
В современных условиях реформирования национальной системы образования особое значение приобретает тот факт, что молодой педагог или педагог имеющий небольшой стаж работы в ДОУ, должен в максимально короткие сроки адаптироваться в новых для него условиях практической деятельности. Одной из эффективных форм работы с такими педагогами в нашем дошкольном учреждении является наставничество. Сегодня система наставничества вновь заслуживает самого пристального внимания, в ней отражена жизненная необходимость начинающего педагога получить поддержку опытного профессионала, который способен предложить практическую и теоретическую помощь на рабочем месте .
Когда мы говорим о наставничестве, мы имеем в виду одну из форм передачи педагогического опыта, в ходе которой молодой или начинающий педагог практически осваивает персональные приёмы под непосредственным руководством педагога-мастера. Наставничество – это социальный институт, осуществляющий процесс передачи и ускорения социального опыта, форма преемственности поколений. Кроме того, наставничество – одна из наиболее эффективных форм профессиональной адаптации, способствующая повышению профессиональной компетентности и закреплению педагогических кадров.
В нашем понимании наставник — руководитель, опытный педагог, знающий специалист, содействующий овладению профессиональными знаниями молодого или начинающего специалиста, а также росту его общественной активности.
Наставничество может быть коллективным, когда за одним молодым или начинающим специалистом закрепляется несколько наставников, и индивидуальным. В опыте работы нашего ДОУ используется индивидуальная форма наставничества, хотя и другие педагоги всегда с готовностью делятся опытом и рады помочь начинающему коллеге.
Наставничество направлено на обеспечение более быстрого вхождения в должность начинающего педагога и в нашей практике и позволяет:
• повысить качество профессиональной подготовки и квалификации;
• развить у молодых и начинающих специалистов позитивное отношение к педагогической деятельности, дать им возможность быстрее достичь рабочих показателей, необходимых ДОУ;
• предоставить наставникам возможность карьерного роста, поощрить за хорошую работу, признать их заслуги;
• снизить текучесть кадров, уменьшив количество начинающих педагогов, уволившихся в течение первых лет педагогической деятельности.
Целью наставничества является создание условий способствующих снижению проблем адаптации, оказание помощи молодым и начинающим педагогам в их профессиональном становлении, а также формирование в нашем образовательном учреждении кадрового ядра.
Основными задачами педагогического наставничества мы считаем:
• привитие начинающим специалистам интереса к педагогической деятельности и закрепление педагогов в ДОУ;
• ускорение процесса профессионального становления педагога и развитие способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности;
• адаптация к корпоративной культуре, усвоение лучших традиций коллектива ДОУ, правил поведения в ДОУ, сознательное и творческое отношение к выполнению своих должностных обязанностей.
В формировании системы наставничества мы определяем такие основные принципы:
1. Добровольность и целеустремленность работы наставника.
2. Морально-психологическая контактируемость наставника и подшефного.
3. Личная примерность наставника.
4. Доброжелательность и взаимное уважение.
5. Уважительное отношение к мнению подшефного.
6. Согласованность содержания работы наставника по профессиональному становлению подшефного с содержанием календарно-тематического плана и плана методической работы ДОУ.
7. Направленность плановой деятельности наставника на воспитание и профессиональное становление подшефного.
Процесс наставничества затрагивает интересы трех субъектов взаимодействия: обучаемого, самого наставника и организации – работодателя, в нашем случае: наставник, молодой специалист и руководитель ДОУ. Наставник развивает свои деловые качества, повышает свой профессиональный уровень в процессе взаимообучения; молодой педагог получает знания, развивает знания и умения, повышает свой профессиональный уровень и способности, развивает собственную профессиональную карьеру, учится выстраивать конструктивные отношения с наставником; руководитель ДОУ повышает культуру и профессиональный уровень подготовки кадров, улучшает взаимоотношения между сотрудниками.
Документы, регламентирующие наставничество:
ü Положение о наставничестве;
ü Приказ заведующей ДОУ об организации наставничества;
ü Индивидуальный план работы (составляется наставником и старшим воспитателем) ;
ü Протоколы заседаний Совета педагогов, на которых рассматривались вопросы наставничества;
ü Методические рекомендации и обзоры по передовому опыту проведения работы по наставничеству
В текущем году наш коллектив пополнился педагогами, не имеющими опыт работы в дошкольных учреждениях.
За ними были закреплены наставник — опытные педагоги, обладающие коммуникативными навыками и имеющие опыт педагогической деятельности.
В начале сотрудничества уточнялись вопросы, которые наиболее актуальны для начинающего воспитателя, было проведено, наблюдение, собеседование, анкетирование, где педагог указал свои трудности, проблемы в работе. По итогам анкетирования и собеседований был составлен индивидуальный план работы начинающего педагога с наставником. Содержание и формы работы наставник определяет в зависимости от индивидуальных особенностей начинающего специалиста, уровня его подготовленности к профессиональной деятельности.
Удобнее всего воспользоваться таблицей. Представляем вашему вниманию вариант рабочего плана наставничества
Чтобы взаимодействие с молодыми специалистами было оптимальным, наставнику необходимо помнить, что он не должен постоянно поучать молодого и неопытного коллегу или только демонстрировать свой собственный опыт. Наставничество – это постоянный диалог, межличностная коммуникация, следовательно, наставник, прежде всего, должен быть терпеливым и целеустремленным.
Работа по наставничеству в нашем детском саду выстраивается в несколько этапов:
I этап – предварительный: наставник определяет круг обязанностей и полномочий начинающего педагога, а также выявляет недостатки в его умениях и навыках, для оказания помощи в период адаптации.
II этап – адаптационный : адаптация начинающего воспитателя. Это осуществление корректировки профессиональных умений, помощь при усвоение норм профессионального общения, трудовой дисциплины, производственных навыков, традиций трудового коллектива, то есть процесс вхождения в новую для него социальную среду. Наставник помогает освоить организационную культуру ДОУ, включиться в систему сложившихся в учреждении межличностных связей, способствует снятию у педагога психоэмоционального напряжения, состояний агрессивности и тревожности. Помогает выстроить ему собственную программу самосовершенствования.
III этап – контрольнооценочный. Наставник проверяет уровень профессиональной компетентности молодого педагога, определяет степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей. (анкетирование, тестирование, наблюдение ). В случае необходимости проводит корректировку.
Таким образом, планомерная работа в области наставничества практически помогает начинающему педагогу войти в должность, закрепиться и творчески проявиться на своем рабочем месте, а наставнику передать опыт и реализовать свой творческий профессиональный потенциал.
Положительные результаты наставничества были отмечены и самими начинающими педагогами в отчете на итоговом педагогическом совете нашего образовательного учреждения. Именно эта работа ускоряет процесс вхождения начинающего воспитателя в образовательную, педагогическую среду. Педагог чувствует себя увереннее, закрепляется его убеждение в правильном выборе профессии. В каждом ДОУ складываются свои традиции, своя система работы с молодыми педагогическими кадрами, выбираются те формы и методы, которые в конечном итоге будут содействовать дальнейшему профессиональному становлению молодого специалиста. От того, как новичка встретит коллектив во главе с руководителем, будет зависеть последующая успешность специалиста.