Автор: Куропаткина Наталья Николаевна
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №289 городского округа город Уфа
Республика Башкортостан
РАССМОТРЕНО на Педагогическом совете протокол №1 от 23.08.2021г. |
УТВЕРЖДЕНО Заведующий МБДОУ Детский сад Детский сад №289 _________________Н.Р.Почуева Приказ № 69 -В от 25.08.2021г.г. |
Дополнительная образовательная программа
по художественно-эстетическому направлению:
«Волшебный песок»
(младший дошкольный возраст)
на 2021 – 2022 учебный год
Срок реализации — 1 год
Составитель : Куропаткина Н.Н. – воспитатель МБДОУ Детский сад №289 |
г. Уфа – 2021г.
Содержание:
1. Целевой раздел |
3 |
1.1. Пояснительная записка |
3 |
1.2. Цели и задачи реализации Программы |
4 |
1.3. Принципы и подходы к формированию Программы |
5 |
1.4. Характерные особенности развития детей дошкольного возраста |
5 |
1.5. Планируемые результаты освоения программы |
6 |
2. Содержательный раздел |
7 |
2.1. Описание образовательной деятельности |
7 |
2.2. Описание Вариативные форм, способов, методов и средств реализации Программы |
8 |
2.3. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников |
8 |
3. Организационный раздел |
9 |
3.1. Материально-техническое обеспечение обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания |
9 |
3.2. Расписание занятий |
9 |
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В последние годы в детских дошкольных образовательных учреждениях много внимания уделяется интеллектуальному развитию ребенка, активно применяются многочисленные методики раннего развития, детей, как можно раньше стремятся обучить речи, чтению, письму, счету, иностранным языкам. Эта тенденция основывается на запросе родителей, желающих видеть своих детей умными, образованными и успешными. Однако при такой высокой интеллектуальной нагрузке обязательно нужно соблюдать баланс, работать также и с эмоциональной сферой ребенка, с его чувствами и переживаниями. Тут и приходит на помощь песочная терапия. Игра с песком как способ развития и само терапии ребенка известен с древних времен. Податливость песка будит желание создать из него миниатюрную картину мира. Человек выступает в песочнице как созидатель — один жизненный сюжет меняет другой, следуя законам бытия: все приходит и все уходит, нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено, просто старое превращается в нечто иное, новое. При многократном переживании этого ощущения человек достигает состояния душевного равновесия.
Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное — он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо!
Песок нередко действует на детей как магнит. Их руки сами, неосознанно, начинают пересыпать и просеивать песок, строить тоннели, горы, выкапывать ямки. А если к этому добавить различные игрушки, тогда у малыша появляется собственный мир, где он выдумывает и фантазирует, и, в то же время, учится работать и добиваться цели. Дети любят играть с песком и лепить из пластилина.
Кинетический песок удачно объединяет в себе свойства этих двух материалов и является универсальной игрушкой для детского творчества. Песок абсолютно безвреден, обладает антибактериальными свойствами не содержит токсичных веществ и не вызывает аллергии, поэтому может использоваться в работе с самыми маленькими детьми, как дома, так и в условиях детского сада.
1.2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Цель программы.
Развивать познавательные, конструктивные, творческие и художественные способности, всестороннее развитие личности ребенка с учетом его индивидуальных особенностей в процессе создания образов, используя сухой и мокрый песок.
Задачи программы.
Обучение детей различными приемами лепки песком, с использованием природного и бросового материалов, игрушек-миниатюр.
Развитие воображения, умения видеть необычное в обычных предметах, развитие художественно-творческих способностей и творчества .
Воспитание трудолюбия, аккуратности, желание доводить начатое дело до конца.
Обучающие:
· обучать ребенка положительному само отношению и принятию других людей;
· учить выражать свою любовь;
· обучать рефлексивным умениям.
· учить выстраивать композиции на песке.
· закреплять представление об окружающем мире.
· овладеть техникой песочного рисования.
Развивающие:
· развивать фантазию, воображение, рисование по памяти;
· развивать тонкие тактильные ощущения, мелкую моторику;
· развивать у детей интеллектуальные способности;
· развивать творческие способности;
· развивать познавательные и психические процессы: восприятие, память, внимание, воображение.
· развитие сенсорно-перцептивной сферы творческого потенциала ребенка.
· развитие коммуникативных навыков, установки на положительное отношение к себе.
· развитие наглядно-образного, творческого и критического мышления.
· вырабатывать у ребенка положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения
Воспитательные:
· воспитывать эмоционально-положительное состояние на занятиях с песком, снижение психофизического напряжения,
· воспитывать актуализацию эмоций через закрепление положительного психологического состояния ребенка.
· воспитывать нравственные качества по отношению к другим, совершенствовать навыки позитивной коммуникации, внимательное отношение к коллективу
· воспитывать желание заниматься самообразованием, работать над собой, быть целеустремленным.
· воспитывать эстетический и художественный вкус.
· корректировать нежелательные черты характера и поведении
1.3. ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОГРАММЫ
— Системность: в течение учебного года работа по программе проводится систематически, в определённый день недели.
— Комфортность: создание атмосферы доброжелательности, вера в силы ребёнка, создание для каждого ситуации успеха и эмоциональной вовлечённости в процессе занятий.
— Личностно- ориентированное взаимодействие: создание условий для раскрепощения и раскрытия, стимулирующих творческую активность ребёнка.
— Единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач: формирование таких знаний, умений и навыков, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста.
— Построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми: максимальное использование потенциала игры как ведущего вида деятельности ребенка-дошкольника.
1.4 ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТЬЮ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
К концу младшего дошкольного возраста начинает активно проявляться потребность в познавательном общении со взрослыми, о чем свидетельствуют многочисленные вопросы, которые задают дети. Развитие самосознания и выделение образа «Я» стимулируют развитие личности и индивидуальности. Малыш начинает четко осознавать, кто он и какой он. Внутренний мир ребенка начинает наполняться противоречиями: он стремится к самостоятельности и в то же время не может справиться с задачей без помощи взрослого, он любит близких, они для него очень значимы, но он не может не злиться на них из-за ограничений свободы. По отношению к окружающим у ребенка формируется собственная внутренняя позиция, которая характеризуется осознанием своего поведения и интересом к миру взрослых. В этом возрасте ребенок может воспринимать предмет без попытки его обследования. Его восприятие приобретает способность более полно отражать окружающую действительность. На основе наглядно-действенного к 4-м годам начинает формироваться наглядно-образное мышление. Другими словами, происходит постепенный отрыв действий ребенка от конкретного предмета, перенос ситуации в «как будто». В 3-4 года преобладает воссоздающее воображение, т. е. ребенок способен лишь воссоздать образы, почерпнутые из сказок и рассказов взрослого. Большое значение в развитии воображения играет опыт и знания ребенка, его кругозор. Для детей этого возраста характерно смешение элементов из различных источников, смешение реального и сказочного. Фантастические образы, возникающие у малыша, эмоционально насыщены и реальны для него.
1. Данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по работе с кинетическим песком.
2. Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами лепки из песка, на приобщение обучающихся к активной познавательной и творческой работе.
3. Процесс обучения лепки из песка строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, у детей развивается творческое начало.
1.5. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Работа по теме «Кинетический песок как средство развития творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста» позволяет достичь следующих результатов:
· Знают правила техники безопасности;
· детиразвивают мелкую моторику пальцев;
· умеют правильно держать кисть и пальцами обеих рук при работе с песком;
· умеют рисовать и лепить песком на световых столах;
· дети знают различные действия и приемы лепки из песка:держит форму, рассыпается, можно на нем рисовать, оставлять следы;
· работают с различными предметами;
· умеют правильно держать стек:
· выполняют рисунки на бумаге цветным песком;
· следуют устным инструкциям, создавая рисунок или предмет;
· создаютнеложную песочную анимацию;
Предложенная программа является вариативной, то есть при возникновении необходимости допускается корректировка содержания и форм занятий, времени прохождения материала.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1 ОПИСАНИЕ ВАРИАТИВНЫХ ФОРМ, СПОСОБОВ, МЕТОДОВ И СРЕДСТВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Наглядные методы :
наглядно — слуховые слушание музыки в аудиозаписи;
наглядно — зрительные дидактический материал ;
сенсорно — моторные обследование ;
тактильно — мышечные индивидуальная помощь, помощь других детей, совместное выполнение, подражательное выполнение ;
формы несловесной поддержки улыбка, подбадривающее обнимание.
Словесные методы:
объяснениекраткое, четкое, эмоциональное ;
указания даются очень тихо, не отвлекая внимания других, обращены как ко всем детям, так и индивидуально ;
вопросы четкие, понятные. Этот словесный прием очень важен, он активизирует внимание, развивает мышление и память
Пояснения, уточнения;
Словесные приемы нежелательно использовать на фоне звучащей музыки.
Практические методы:
метод упражнений связан с многократным выполнением практических действий; выбором дидактического материала;
игра занятия носят игровое содержание, это помогает заинтересовать и активизировать детей, войти в коммуникативный контакт, само реализоваться в деятельности, стабилизировать внутреннее состояние, вызвать положительные эмоции .
Формы:
Индивидуальные игры
Позитивно влияют на эмоциональное самочувствие детей, являются прекрасным средством для развития и саморазвития ребёнка.
Групповые игры
Игры с песком в группе направлены в основном на развитие коммуникативных навыков, т.е. умения гармонично и эффективно общаться друг с другом, взаимодействовать.
2.3. ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ
Работа проводится в течение всего учебного года.
· Выступление на родительских собраниях.
· Индивидуальные беседы, консультации.
· Оформление выставок.
· Оформление папок передвижек.
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3. 1. МАТЕРИАЛЬНО ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Методическое обеспечение.
· Стол для рисования песком;
· стеки
· палочки
· формочки
· совочки;
· кинетический песок.
Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды
Занятия посещают дети младших групп в отдельном помещении, оборудованном столами, стульями. В кабинете созданы условия для проведения занятий в количестве 15 человек.
Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность — 15 минут.
Тематическое планирование
Младший возраст (3-4 года)
Тема |
|
1 1 1 1 1 1 1 1 |
1.«Знакомство со свойствами песка»; 2.«Необыкновенные следы»; 3.«Отпечатки»; 4.«Копаем – насыпаем»; 5.«Печём куличики»; 6.«Узоры на песке»; 7.«Мир из песка»; 8.«Песочные прятки»; |
1 1 1 1 1 1 1 1 |
9.«Мышки в норках»; 10.«Путешествие по песочной стране»; 11.«Домики для животных»; 12.«Мы строим, строим»; 13.«По тропинкам, по дорожкам»; 14.«Лесные жители»; 15.«Необыкновенные следы»; 16.«Волшебный клад»; |
1 1 1 1 1 1 1 |
17.«Цветные заборчики»; 18.«Мы едем, едем, едем…»; 19. «Песочное царство»; 20. «Игра с игрушками»; 21. «Секреты песка»; 22. «Город фантазий»; 23. «Мы строим, строим»; 24. «Конфетки разного цвета и формы»; |
1 1 1 1 1 1 1 |
25. «Что спряталось в песке?»; 26. «Инсценировка сказки «Колобок»; 27. «Волшебный песок»; 28. «Чуткие ручки»; 29. «Угадай, что спрятано»; 30. «Город фантазий»; 31. «Пирожки для Матрешки» |
1 1 1 1 1 1 1 1 |
32. «Секретики»; 33. «В гостях у Песочной Феи»; 34. «Зима в Песочной стране»; 35. «Путешествие в горы»; 36. «Чувствительные ладощки»; 37. «Игра с игрушками»; 38. «Секреты песка»; 39. «Песочные прятки»; |
1 1 1 1 1 1 1 1 |
40.«Найди отгадку»; 41.«Я пеку, пеку, пеку…»; 42. «Город фантазий»; 43. «Мы ходили в огород»; 44. «Пироги пекла лиса»; 45. «Путешествие на паровозике»; 46. «Колобок»; 47. «Разноцветные звездочки» |
1 1 1 1 1 1 1 1 |
48.«Поварята»; 49. «Какой, какое, какие?» 50.«У куклы Маши День рождения»; 51. «Печём куличики»; 52. «Мы строим, строим»; 53. «Сказка о гномах»; 54. «Городок игрушек»; 55. «У солнышка в гостях»; |
1 1 1 1 1 |
56.«Отпечатки наших рук»; 57.«Солнышко»; 58. «Весёлая полянка»; 59.Инсценирование сказки «Репка»; 60. «Лепим с мамой или папой» |
60 часов |
|
Список используемой литературы:
1. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998 г, – 50 с.
2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. –СПб , 1998.
3. ГрабенкоТ.М. ,Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по песочной терапии, -СПб , „Речь», 2002.
4. Эль Г. Человек, играющий в песок. Динамическая песочная терапия. – СПб, „Речь», 2007.
5. Андреенко Т.А. Использование кинетического песка в работе с дошкольниками-СПб ,Детство-пресс,2017.
6. Интернет-ресурсы.