Автор: Андрей Алексеевич Быков
Если хочешь быть богатым, нужно быть финансово грамотным.
Роберт Кийосаки
Одним из главных вызовов образованию XXI века является осознанная необходимость в формировании функциональной грамотности у всех учащихся, независимо от уровней обучения и их дальнейших образовательных или профессиональных планов.
Функциональная грамотность как компонент образовательной среды направлена на удовлетворение информационных запросов общества, следовательно, работа именно в данном направлении для учителя является наиболее перспективной. Одним из ее составляющих является финансовая грамотность, так как финансовое просвещение и воспитание детей школьного возраста – сравнительно новое направление в школьной педагогике, ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с ранних лет его жизни. Важно помнить, что сегодняшние дети – это будущие участники финансового рынка, вкладчики, налогоплательщики. Дети должны знать обо всех банковских продуктах, которые появляются на рынке (например, что такое кредитная карта), они видят, как просто, достав пластиковую карту легко совершать покупки, но, как правило, они не в курсе, к каким тяжким последствиям может привести бесконтрольное пользование кредитных карт. Ребята должны знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается. При этом формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста, поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.
Также необходимо отметить, что понятие финансовая грамотность выходит за пределы политических, географических и социально – экономических границ, а потребность в финансовом просвещении населения возрастает в геометрической прогрессии. Финансовая грамотность помогает учащимся изменить свое отношение к деньгам, управлению ими, заставляет думать о будущем, планировать потребности своего жизненного цикла. Она должна рассматриваться как постоянно изменяющееся состояние установок, знаний и навыков, на которые оказывают влияние возраст, семья, культура и даже
В нашей гимназии изучение финансовой грамотности реализуется в рамках курса “Основы финансовой грамотности”, который существенно расширяет и дополняет знания старшеклассников об управлении собственным бюджетом и личными финансами, функционировании фондового рынка и банковской системы. Выполнение творческих работ, практических заданий позволяет подросткам приобрести опыт принятия экономических решений в области управления личными финансами, применить полученные знания в реальной жизни.
Цель курса продиктована развитием финансовой системы и появлением широкого спектра новых сложных экономических продуктов и услуг, которые ставят перед людьми задачи, к решению которых они не всегда бывают готовы. Курс основ финансовой грамотности имеет ярко выраженный метапредметный характер, поэтому его реализация отличается своей спецификой, детерминированной практико – ориентированным подходом. Это, а также ожидаемые результаты, обуславливают подбор заданий на каждом этапе ее освоения. Например, при изучении таких тем, как “Что такое страхование”, “Виды страхования”, “Как использовать страхование в повседневной жизни” целесообразным будет применение задач по данной тематике. Помимо решения готовых задач учащиеся также с большим интересом относятся к такой учебной деятельности, как их составление, с последующей взаимопроверкой и самопроверкой. Таким образом, ребята не только учатся считать налоги, но и закрепляют полученные знания, которые, несомненно, являются актуальными и практико–ориентированными. Такие задания сопряжены с трудностями для педагога, преподающего предмет: нужно быть готовым, что некоторые учащиеся не владеют необходимыми математическими компетенциями, в частности, не могут найти процент от числа, не могут составить пропорцию и т.п.
На занятиях используются различные виды познавательной деятельности, ребята учатся творчески мыслить и решать практико-ориентированные экономические задачи.
Эффективным средством формирования финансовой грамотности у старшеклассников являются ролевые игры, которые способствуют моделированию различных жизненных ситуаций и глубокому пониманию изучаемых социальных явлений и отношений. Такие игры позволяют осуществлять дифференцированный подход к учащимся, вовлекать каждого старшеклассника в работу, учитывая его интересы, склонности. Упражнения игрового характера обогащают учащихся новыми впечатлениями, выполняют развивающую функцию, снимают утомляемость. Они могут быть разнообразными по своему назначению, содержанию, способам организации и проведения.
В целом можно сделать вывод, что изменения современного образовательного процесса определяют качественно новый подход к деятельности учащихся и педагога, к ее результатам.
Реализация функциональной грамотности посредством курса «Основы финансовой грамотности» проходит планомерно и систематически с опорой на методическую и правовую базу. Выбор методики преподавания зависит от множественности факторов, но обобщение и анализ полученных результатов является одним из приоритетных направлений работы педагога.