Автор: Никулина Елена Михайловна
РАЗВИТИЕ НОВЫХ ФОРМ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ
Е.М. Никулина,
магистрант МФЮА
Управление ФНС России по Республике Башкортостан
E-mail: elenanik75@mail.ru
____________________________________________________________________
Аннотация: В статье рассмотрены новые формы налогового контроля, появившиеся в условиях цифровизации деятельности налоговых органов. Проведено исследование эффективности внедрения программных комплексов, используемых при налоговом контроле.
Ключевые слова: налоговый контроль, цифровизация налогообложения, цифровая экономика, цифровые системы налогового контроля.
DEVELOPMENT OF NEW FORMS OF TAX CONTROL IN THE CONTEXT OF DIGITALIZATION
Abstract: The article considers new forms of tax control that have appeared in the conditions of digitalization of the activities of tax authorities. A study of the effectiveness of the implementation of software systems used in tax control has been conducted.
Keywords: tax control, digitalization, digital economy, digitalization of taxation
Налоговый контроль является одним из важнейших институтов налогового законодательства. Благодаря налоговому контролю можно оценить в каком состоянии, на какой стадии развития находится государство. Одним из важнейших факторов стабильности экономики государства является эффективная система налогового контроля, которая входит в состав государственного финансового контроля.
Согласно п.1 ст.82 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) под налоговым контролем понимается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов и страховых взносов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ [1].
В первую очередь налоговый контроль должен стимулировать налогоплательщиков своевременно и в полном размере уплачивать налоги и иные обязательные платежи. Таким образом, основной функцией налогового контроля является фискальная функция и финансирование бюджета государства. Также к основным функциям налогового контроля можно отнести:
гарантирование оперативности и полноты исполнения налоговых обязательств перед государственным бюджетом;
поддержка совершенствования бухгалтерского и налогового учета и отчетности;
контроль за соблюдением налогового законодательства государства;
обнаружение и предотвращение налоговых правонарушений.
К объектам налогового контроля относятся налоговые, денежные отношения публичного характера, образующихся в процессе финансово- хозяйственной деятельности налогоплательщика.
Предметом налогового контроля является комплекс аспектов и проявлений налоговых отношений, таких как законность, достоверность, полнота, своевременность, обоснованность
Субъекты налогового контроля разделяются на две группы: осуществляющие контроль, т.е. налоговые и другие уполномоченные органы, а также контролируемые, защищающие собственный круг интересов (плательщики налогов и сборов, налоговые агенты). [7]
Налоговый контроль имеет огромное значение в системе государственного надзора и представляет собой контроль за соблюдением законодательства относительно налогов и сборов, точностью исчисления, полнотой, а также своевременностью уплаты налогов и иных обязательных платежей. Налоговый контроль включает в себя обширный перечень мероприятий и форм.
Согласно п 1. ст. 82 НК РФ налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, плательщиков страховых взносов, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных НК РФ.
Налоговая проверка является основополагающей формой налогового контроля. Она предусматривает контроль за точностью исчисления, тщательностью и своевременностью перечисления и уплаты налоговых платежей в бюджет. Налоговые проверки относят к основным мероприятиям налогового регулирования, так как они наиболее эффективные и значимые.
В настоящее время, в условиях всеобъемлющей диджитализации экономики, при осуществлении налогового контроля повсеместно используется цифровая система налогового администрирования. Данная система предполагает, что реализация прав, а также исполнение обязанностей уполномоченного органа в рамках налоговых правоотношений по конкретному налогу (либо специальному налоговому режиму) осуществляются в автоматическом режиме с использованием информационных технологий. При этом значительно упрощается исполнение налоговой обязанности (реализация прав) налогоплательщика вплоть до автоматизации соответствующих действий.
Особое значение в данном случае имеют специальные программные комплексы в сфере налогообложения, в том числе с использованием технологий нейронных сетей, программного самообучения. Должностному лицу налогового органа в данной системе отводится роль контроля за бесперебойностью работы программных комплексов и цифровых технологий, улучшение качества налогового администрирования и аналитическая деятельность, а также взаимодействие с налогоплательщиками при возникновении спорных ситуации, возникающих при «цифровом» правоприменении.
Инновационные технологии, цифровизация на сегодняшний момент используются во всех областях экономики. За счет цифровизации происходит усовершенствование информационного обеспечения деятельности каждого субъекта правоотношений в режиме реального времени. Внедрение цифровизации позволяет повышать скорость обмен данными, облегчать взаимодействие как между контрагентами, так и между компаниями и государственными органами.
Благодаря цифровизации государственным органам проще производить мониторинг за финансово-хозяйственной деятельностью организаций, прослеживать прозрачность и законность сделок и операций. [4, 6]
Процесс цифровизации коснулся, в том числе, системы налогового контроля. Налоговые органы успешно применяют продукты цифровизации и предлагают использовать налогоплательщикам различные интернет-сервисы, позволяющие самостоятельно измененять налогоплательщиком регистрационные данные на сайте налогового органа, осуществлять заполнение данных в налоговой декларации органами налоговой службы, использовать биометрические данных для создания электронной подписи налогоплательщика. [5]
Использование информационных технологий позволяет обеспечить исполнение контроля, а также облегчает коммуникацию между государством и налогоплательщиками. Внедрение инновационных цифровых продуктов налоговыми органами позволяет оперативно отслеживать и оценивать правильность совершенных операций.
Одним из направлений цифровизации налоговых правоотношений является автоматизация процедур проведения налогового контроля, включающая создание систем по автоматическому выявлению налоговых разрывов (в рамках администрирования НДС), а также систем, проверяющих корректность заполнения налоговых деклараций (расчетов) и выявляющих наличие ошибок или нарушений со стороны налогоплательщиков (плательщиков страховых взносов).
Особое внимание следует уделить информационной системе ПК АСК «НДС-2», созданной налоговой службой Российской Федерации. Основными задачами ПК АСК «НДС-2» являются достижение полной автоматизации камерального налогового контроля деклараций по НДС (контроль осуществляется за каждой операцией, включенной в книгу покупок и книгу продаж), а также определение налогоплательщиков, не уплачивающих НДС и не исчисляющих его в налоговых декларациях. Соответствующие задачи решаются за счет сопоставления цепочек хозяйственных операций, внесенные в книги покупок и (или) продаж с использованием технологий облачного хранилища и «big data». При некорректном отображении операции (не отражении операции, непредставлении декларации) образуется налоговый «разрыв», указывающий на наличие рисков несоблюдения норм и принципов права.
ПК АСК «НДС-2» специально «заточен» на борьбу со злоупотреблениями налоговыми правами (в том числе при использовании «фирм-однодневок»), сравнивая систему действия указанного ПК с автоматизированной встречной проверкой, предусмотренной статьей 93.1 НК РФ.
Отдельные компоненты АИС «Налог-3», к которым можно отнести ПК АСК «НДС-2», ПП «Предпроверочный анализ налогоплательщика» (далее — ПП «ППА»)1, обладают признаками искусственного интеллекта, т.е. способны в автономном режиме решать практические задачи, возникающие в рамках осуществления налогового контроля (например, поиск хозяйственных операций и (или) налогоплательщиков со значительными рисками и т.д.).
Следует отметить, что данный автоматизированный программный комплекс используется не только в рамках налоговых проверок, но и иных сопутствующих направлениях налогового администрирования: предпроверочном анализе и контрольно-аналитической деятельности налоговых органов.
Также ФНС России активно участвует в создании электронных сервисов, значительно улучшающих качество взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков1, а также получение со стороны налогоплательщиков необходимой информации и государственных услуг.
К числу успешно реализованных сервисов в сфере налогообложения можно отнести личные кабинеты физических лиц, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, «Личный кабинет налогоплательщика иностранной организации», «Личный кабинет для плательщиков налога на профессиональный доход (самозанятых)»2; «Создай свой бизнес»; «Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»; «Сведения об ИНН физического лица»; «Прозрачный бизнес»; «НДС-офис интернет-компании» и иные. Перечень интернет-сервисов ФНС России включает систему из 61 сервиса3.
Функционирование сервисов ФНС России направлено на упрощение исполнения обязанности налогоплательщика по уплате налога: получение необходимой информации, проверка рисков, использование налоговых калькуляторов, исполнение обязанностей и реализация прав через сервисы, получение справочной информации и так далее.
Институт личного кабинета налогоплательщика необходимо рассматривать в качестве шага в процессе цифровизации и информатизации взаимоотношений налоговых органов и налогоплательщиков и реализации правового статуса участников налоговых правоотношений4.
За счет улучшения качества обслуживания налогоплательщиков возможно достигнуть повышения налоговых поступлений в бюджет ввиду того, что многие налоговые нарушения связаны с недостаточным знанием или неправильным применением налогового законодательства или значительной трудоемкостью при подготовке налоговых документов.
Отдельным направлением цифровизации в деятельности налоговых органов является создание системы контроля и борьбы с контрафактной продукцией с помощью систем маркировки отдельных видов продукции. Институт обязательной маркировки товаров совмещает в себе административно-правовую составляющую (обеспечение публичных интересов)2 и гражданско-правовую составляющую (гражданско-правовой элемент управления товарным качеством, который основан на юридическом равенстве продавца и покупателя, свободной конкуренции, автономии воли, приоритете прав и законных интересов потребителей; обеспечении прав потребителей, а также свободы гражданского оборота)3. Финансово-правовая составляющая обязательной маркировки товаров проявляется, скорее, во влиянии на эффективность отечественной налоговой системы (повышение налоговых доходов бюджета).
Внедрение инновационных технологий требует изменений в системе налогообложения с учетом цифровизации и интенсивного использования органами налогового контроля данных технологий, что даст возможность государству увеличить темп и качество налогового контроля.
Последние годы собираемость налогов в Российской Федерации имеет тенденцию к росту. Повышение собираемости налогов говорит о том, что органы налогового контроля уменьшают долю теневого сектора экономики. На протяжении нескольких последних лет темпы прироста уплаты НДС составляют 112% в год. Данный рост определен как повышением налоговой ставки по налогу на добавленную стоимость с 18% до 20%, так и снижением числа сомнительных операций. [8]
В 2021 году условия реализации экономической политики кардинально изменились в связи с коронавирусной инфекцией. Весной 2021 года произошёл коллапс как в экономике Российской Федерации в целом, так и в системе управления налогами. Правительство РФ разработало проект по мерам обеспечения устойчивого развития на период пандемии. Данный проект предусматривает льготы и меры поддержки для налогоплательщиков в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.
Непростая экономическая ситуация в государстве, связанная с коронавирусной инфекцией, стала причиной мобилизации всех резервов, которые могли бы улучшить бюджетную обстановку и восстановить экономическую активность. За 2021 год доходы в бюджет снизились более чем на 11%, а расходы в свою очередь увеличились приблизительно на 23%. Данная ситуация стала причиной для ужесточения налоговой политики.
Органы налоговой службы установили, что НДФЛ будет взиматься как с доходов по банковским вкладам, так и с доходов по определенным ценным бумагам. Также была установлена повышенная ставка НДФЛ в размере 15% для доходов налогоплательщика свыше 5 млн рублей. Нельзя не отметить отмену специального налогового режима «ЕНВД» в 2021 году, который действовал с 1998 года. Благодаря цифровизации и современным технологиям органами налогового контроля было проведено исследование и замечено, что плательщики ЕНВД недоплачивали значительные суммы в бюджет, и его отмена имела сугубо фискальную функцию.
Несмотря на сложную экономическую ситуацию, внедрение цифровых технологий способствует повышению собираемости налогов. Так, было создано единое информационное пространство администрирования доходов, также увеличилось число плательщиков налога на профессиональный доход, что связано с бездекларационном форматом администрирования с минимальными издержками для налогоплательщиков. Государство создает все больше условий для того, чтобы налогоплательщики добровольно и своевременно уплачивали налоги и иные платежи. Был создан институт авансовой уплаты налогов для физических лиц, а также уменьшен объем требуемой отчетности по имущественным налогам организаций.
Цифровые системы налогового контроля (например, ПК АСК «НДС-2», ПП «ППА») сами по себе, без соответствующего правового регулирования, не меняют налогового правоотношения в рамках налогового контроля (например, правоотношений, возникающих в ходе камеральной налоговой проверки). Данное утверждение также справедливо в отношении программных комплексов, используемых при сопоставлении данных налоговых деклараций и лицевых счетов налогоплательщиков.
В то же время использование данных средств качественно повышает эффективность налогового контроля. Важно продолжать формировать цифровые сервисы предоставления услуг для сокращения издержек предпринимательства. Немаловажным положительным аспектом внедрения цифровых форм контроля является увеличение прозрачности экономики за счет сокращения теневого сектора экономики.
Подводя итог изложенному, представляется возможным сделать вывод о том, что в последние годы, благодаря внедрению в Российской Федерации новых форм налогового контроля, получивших развитие в условиях цифровизации экономики, формируется более эффективная и результативная система налоговых правоотношений.
Список литературы
Подкорректирую и представлю позднее, ссылки оформлю должным образом)