Автор: Шамрикова Галина Анатольевна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 18 города Крымска муниципального образования Крымский район МБДОУ детский сад № 18
Методическая разработка
Развитие мелкой моторики рук детей с расстройством аутистического спектра посредством использования нетрадиционных методов.
Подготовила: Шамрикова Г.А
2022г
№ н/п |
Содержание |
№ стр. |
1. |
Введение |
3 |
2. |
Пальчиковые игры с крупой |
4 |
3. |
Нетрадиционная форма работы с морской солью |
5 |
4. |
Метод– Су-Джок терапия |
6 |
5. |
Заключение |
8 |
6. |
Литература |
9 |
Известный нейрофизиолог В.М. Бехтерев, отмечая взаимосвязь между развитием речи и развитием тонких движений пальцев рук, говорил: «Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию».
На начальном этапе жизни мелкая моторика отражает то, как развивается ребёнок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки руки к письму. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
У детей с РАС очень часто бывают отклонения в развитии мелкой моторики рук, недостаточно сформированы навыки зрительно-двигательной координации. Это отрицательно сказывается на становлении навыков письма и других видах ручной деятельности детей. Дошкольники с РАС испытывают большие трудности в тех видах деятельности, где необходимы точные координированные движения рук, такие как, рисование, лепка, одевание, шнуровка. Поэтому так необходимо развивать у дошкольников с РАС точность и координацию движений руки и глаз, гибкость рук, ритмичность. В своей работе я использую различные игры и пособия для развития мелкой моторики рук.
При работе с ребёнком РАС использую как традиционные, так и нетрадиционные методы и приёмы. Работу по развитию мелкой моторики рук у ребёнка с РАС провожу систематически, по 5-10 минут ежедневно в процессе непосредственно-образовательной и совместной деятельности и индивидуально.
Для решения этой проблемы, в своей группе создала предметно-развивающею среду для развития мелкой моторики рук. В группе есть материал для творчества и исследований, исходя из запросов детей. Благодаря широкому выбору можно суметь заинтересовать ребенка. В группе есть такие игры как мозайка, пирамидки, домино, крупные и мелкие пазлы, матрешки. Игры с крупой находятся в контейнерах: фасоль, макароны, соль, манка, гречка, рис. Различные баночки и тюбики- дети откручивают и закручивают крышечки, игры с прищепками, где дети прикрепляют их на коробку- все это направленно на развитие силы рук, дифференцированные движения пальцев.
Так же заинтересовала родителей и привлекла к организации деятельности способствующей развитию у детей мелкой моторики рук. Провела конкурс с родителями на тему «Мои волшебные бусы». Бусы родители изготовили из различного материала, разной формы и цвета. В информационном уголке группы для родителей я помещаю рекомендации и описания упражнений по развитию мелкой моторики рук. Так же были проведены индивидуальные беседы с родителями.
Пальчиковые игры с крупой
− В крупе «закапываем» мелкие игрушки из киндер-сюрприза. Ребёнок вытаскивает их руками или ложкой.
− Насыпаем в миску красную и белую фасоль. Ребёнок должен разложить фасоль в разные мисочки, сортируя её по цвету.
− Манку насыпаем на поднос или в широкую миску и разравниваем её. Ребёнок рисует на ней различные узоры, фигуры или
рисунки.
− Смешиваем манку и макароны в одной миске. На другую
миску ставим ситечко. При пересыпании макароны остаются в сите. Их пересыпаем в другую миску.
− Выкладывание дорожек или узоров по образцу или самостоятельно.
− Смешиваем в миске различные крупы. У меня макароны, фасоль красная и белая. Ребёнок сортирует крупы в разные мисочки.
− Тренируем щипковый захват. Берём фасолину большим и
указательным пальцами и опускаем её в маленький пузырёк.
В ходе таких игр развивается мелкая моторика рук, фантазия,
мышление, память, также ребёнок запоминает определённое положение рук и последовательность движений, кисти рук и пальцы приобретают силу, подвижность и гибкость, что в дальнейшем облегчает овладение навыками письма. Ребёнок с удовольствием включается в игру: перебирает пальчиками крупы, сортирует их по цвету, форме, отыскивает в крупе различные игрушки.
В своей работе с ребёнком РАС применяем морскую соль для
развития мелкой моторики и оздоровления. Работа с морской солью:
— снимает мышечную напряжённость;
-успокаивает нервную систему;
— устраняет проблему органов дыхания;
— развивает мелкую моторику.
Нетрадиционная форма работы с морской солью.
Используя цикл упражнений с морской солью для пальцев и кистей рук, которые направлен на развитие мелкой моторики и оздоровление ребёнок осваивает основные движения (сжимание, разжимание, постукивание, вращательные движения указательными пальцами, потирание ладонью о ладонь, пересыпание).
Упражнения для пальцев и кисти руки
Упражнения выполняются обеими руками поочередно, либо вместе. Каждое повторяется 5-7 раз.
«Солим суп» – захватить соль щепотью и медленно просыпать сквозь пальцы.
«Бурим скважину» – каждым пальцем поочередно в емкости с солью делать вращательные движения.
«Кошечка» – мягко погрузить в соль только подушечки пальцев.
«Дождик» – пересыпать соль из одной ладони в другую.
«Топотушки» – похлопывать ладонями о соляную поверхность.
«Грозовая туча» – захватить соль в кулак, подержать несколько секунд и высыпать.
«Пальчики здороваются» – захватить соль обеими ладонями и слегка растирать между ними.
«Сооружаем горку» – сгребать соль ладонью в горку.
«Вышла курочка гулять» – пальцы обеих рук соединены щепотью и постукивают о соляную поверхность.
«Жили у бабуси два весёлых гуся» – пальцы щипают соль.
«Ищем клад» – в емкости с солью ребёнок отыскивает крупные пуговицы, пробки от пластиковых бутылок, детали «лего».
«Строители» – с использование различных мелких предметов в емкости с солью делаются различные постройки.
«Художники» – указательным пальцем на соляной поверхности ребёнок рисует различные предметы.
Использование необычного сочетания пальчикового тренинга и морской соли – несложный и доступный вид деятельности для ребёнка с РАС, очень интересный и увлекательный. Ребёнок с удовольствием играет и одновременно происходит не только формирование мыслительных и психических процессов, но и укрепление здоровья ребёнка.
Метод– Су-Джок терапия.
Это один из методов лечения и профилактики восточной медицины. Он оказывает воздействие на биоэнергитические точки для активизации защитных функций организма и направлен на воздействие на зоны коры головного мозга. Приёмы Су-Джок терапии сопровождаем забавными стишками, потешками, сказками. Ребёнок с удовольствием использует массажёр: колечки-пружинки, массажные шарики- «ёжики» Шариком стимулируем зоны на ладошках, а массажные кольца надеваем на пальчики.
Игровые упражнения в стихах
1. «Будь здоров!»
Чтоб здоров был пальчик наш,
Сделаем ему массаж.
Посильнее разотрём
И к другому перейдём.
(Прокатывать шарик между ладонями, затем к каждому
пальцу на правой и левой руке).
2. «Крючочки»
Как наш пальчик изловчился
И за шарик зацепился.
Буду шарик поднимать,
Свои пальцы обучать.
(Удерживать шарик одним пальцем, обхватывать каждым
пальчиком и поднимать).
3. «Шарик пальчиком катаю»
Шарик пальчиком катаю,
Ловкость пальцев проверяю.
Ты, колючий шарик мой,
Подружись сейчас со мной.
(Шарик на ладони катать каждым пальчиком).
4. «Шарик»
Шарик я открыть хочу.
Правой я рукой кручу.
Шарик я открыть хочу.
Левой я рукой кручу.
(Крутить правой рукой правую половинку шарика, левой рукой левую половинку шарика).
5. «Ловкие пальчики»
Я вам шарик покажу.
Двумя пальцами держу.
(Удерживать двумя одноименными пальцами обеих рук: большим и указательным, большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем).
6. «Друзья»
Вместе пальчики друзья.
Колечко катим, ты и я.
(Надевать кольцо на два больших, на два указательных, на два
средних, на два безымянных, на два мизинца).
7. «Кручу-верчу»
Шарик пальцами кручу.
Здоровым быть всегда хочу.
(Большим и указательным пальцем левой руки держать шарик, а большим и указательным правой крутить, пальцы чередовать: большой – средний, безымянный – большой).
8. «Прыжки»
Пальчик мой по кочкам, прыг.
Он хороший ученик.
(Шарики раскрыть и «попрыгать» попеременно всеми пальцами: большим и указательным, указательным и средним, средним и безымянным, безымянным и мизинцем по колючей поверхности, как по кочкам).
Шары-«ёжики» с колечками благотворно влияют на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук.
Заключение
Развитие кисти рук и координации движений пальцев рук- задача комплексная, охватывающая многие сферы деятельности ребенка. Она является одним из аспектов проблемы обеспечения полноценного развития с детьми РАС. Учитывая тот факт, что активные движения пальцев рук стимулируют развитие речи, я систематически использую пальчиковые игры в своей работе. Использование нетрадиционных методов в своей работе, я вижу проявление интереса у детей с РАС к различным видам деятельности. Используя данные методы развития мелкой моторики рук у детей РАС, можно добиться определенных результатов:
Развитие психических функций: память, внимание, речь.
Улучшится ориентировка в пространстве.
Развивается усидчивость, терпение, желание доводить начатое до конца.
Кисти и пальцы детей приобретут хорошую подвижность, гибкость, исчезнет скованность движений.
Развивается навык самообслуживания.
В результате проделанной работы я пришла к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей РАС способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное-способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка. И все это напрямую готовит его к успешному обучению.
В дальнейшем я буду продолжать искать новые методы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук, общей моторики, самостоятельности, которые будут формировать интерес к различным видам деятельности.
Список литературы
1. Веденина М. Ю. Использование поведенческой терапии аутичных
детей для формирования навыков бытовой адаптации (сообщение 1 и 2) //
Дефектология. 1997. № 2, 3.
2. Гаврилушкина О. П., Соколова Н. Д. Программы для специальных
дошкольных учреждений: Воспитание и обучение умственно отсталых детей дошкольного возраста. – М., 1991.
3. Лебединская К. С. Никольская О. С, Баенская Е. Р. Дети с нарушениями общения: Ранний детский аутизм. – М., 1989.
4. Лебединская К.С. Никольская О. С. Диагностика раннего детского
аутизма: Начальные проявления. – М., 1991.
5. Любина Г. А. Обучение дошкольника языку чувств // Дошкольное
воспитание. 1996. № 2.
6. Никифорова Е. В. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста, имеющих нарушения общения со сверстниками // Дефектология. 1997. № 3.
7. Стрелкова Л. Творческое воображение: Эмоции и ребенок // Обруч.
1996. № 4.
8. Субботина Л. Ю. Развитие воображения детей. – Ярославль, 1996.
9. Школьникова Н. Н. Развивающее взаимодействие с детьми раннего
возраста // Дефектология. 1991. № 4.