Автор: Иванова Ирина Юрьевна
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9»
Рассмотрена на заседании ШМО Протокол № ___ от «__»_________20__г.
|
Согласована на экспертно-методическом совете МАОУ «СОШ № 9» Протокол № ___ от «__»__________20___г.
|
Утверждаю Директор МАОУ «СОШ № 9» _____________ Приказ № ___ от «__»__________20__г.
|
Рабочая программа
Среднего общего образования
по курсу внеурочной деятельности
«Вышивание атласными лентами»
(6 классы)
г. Ревда, 2021 г.
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Чтобы достичь своей мечты,
в первую очередь нужно уметь творить.
Барбара Палвин
Данная дополнительная образовательная программа «Вышивка атласными лентами» имеет художественно — эстетическую направленность.
Художественная деятельность, приобщение детей к миру природы, ее красоте и неповторимости, к изучению и осмыслению народного декоративно-прикладного творчества имеет преобразовательный аспект — творит в каждом человеке. В современных социально-экономических условиях художественно-эстетическое образование детей остается одной из актуальных проблем. Ее призвана решить программа дополнительного образования «Вышивка атласными лентами», исходя из значимости народного искусства, соединяющая в одном курсе такие дисциплины, как изобразительное искусство и художественный труд.
Отличительная особенность представленной программы является то, что в процессе обучения дети учатся работать навыкам вышивания при помощи атласных лент. Овладение школьниками содержанием данной программы позволит решать не только образовательные задачи, но и подготовит учащихся к конкуренции на рынке труда и профессий, так как одним из результатов изучения прикладных художественных работ является способность поставлять на рынок товаров и услуг уникальный продукт.
Программа составлена на основе знаний возрастных, психолого-педагогических, физических особенностей детей подросткового возраста. Важный аспект в обучении — индивидуальный подход, удовлетворяющий требованиям познавательной деятельности подростка.
На занятиях обучающиеся получают знания, умения и навыки вышивальщицы, знакомятся с историей развития ленточной вышивки, с народными традициями, красотой и неповторимостью вышитых изделий.
Актуальность программы заключается в том, что он отражает общую тенденцию к возрождению одного из видов декоративно-прикладного искусства – вышивки атласными лентами.
Искусство вышивания атласными лентами имеет многовековую историю. Из поколения в поколение отрабатывались и улучшались узоры и цветовые решения, создавались образцы вышивок с характерными национальными чертами. Каждый народ в зависимости от местных условий и окружающей природы, особенностей быта, обычаев создавал свои приемы вышивки, мотивы узоров и композиции.
Новизна программы заключается в том, что он позволяет детям научиться вышивать атласными лентами простейшим ручным способом, который является основой вышивания.
Цель программы: Формирование творческой активности и самостоятельности учащихся через обучение основам вышивки атласными лентами.
Задачи программы:
Обучающие:
· познакомить с истоками и ролью декоративно-прикладного искусства в жизни общества;
· привить интерес к ленточной вышивке и побудить желание совершенствования в данном направлении;
· сформировать навыки в работе с различными материалами, инструментами и приспособлениями, оборудованием.
Воспитательные:
· формировать такие качества личности, как самостоятельность, инициативность, настойчивость, трудолюбие, целеустремленность, терпение при выполнении творческих работ;
· воспитывать умение самостоятельно планировать свою работу, а также оказывать взаимопомощь.
Развивающие:
· развивать композиционные умения по созданию декоративных настенных панно;
· развить творческую активность обучающихся, привить любовь к ручному труду;
· развивать способности детей (логическое и образное мышление, внимание, память, глазомер, моторику рук);
· развивать у воспитанников чувство гармонии окружающего мира, мира красок и линий, художественных образов.
Формы и режим занятий.
— количество учащихся в группе: 10-12 человек;
— состав группы: постоянный;
— особенности набора: свободный;
— формы занятий: коллективные, групповые и индивидуальные;
— количество учебных занятий: 1 час в неделю, 34 часа в год.
Ожидаемые результаты обучения
В результате обучения учащиеся будут знать:
· организацию рабочего места;
· правила техники безопасности с иглами, булавками, с ножницами.
· историю зарождения вышивки лентами, как вида декоративно-прикладного творчества;
· законы цветовой гармонии в вышивке лентами, цветовой круг, спектральные цвета, ломаные цвета, аналогичные цвета, дополнительные цвета, монохромные цвета, нейтральные цвета;
· о работе художника по вышивке и вышивальщицы;
· способы переноса рисунка на ткань;
· общие положения вышивки;
· основные швы;
· классификации вышивок;
· правила ухода за вышитыми изделиями.
· В результате обучения учащиеся будут уметь:
· владеть безопасными приемами работы с ручными инструментами;
· выполнять основные виды швов, потайные закрепки и переходы;
· переносить рисунок на основу;
· вывивать шелковыми лентами цветочные композиции;
· составление простой композиции;
· оформлять готовую работу в паспарту, в рамку.
Организация образовательного процесса:
На занятиях используются различные методы обучения: словесные, наглядные, практические. Словесные методы – рассказ и беседа – сопровождаются демонстрацией пособий, иллюстрированного материала, образцов выполненных работ. Основное место на занятиях отводится практической работе, которая проводится на каждом занятии после объяснения теоретического материала.
Планируемые результаты:
Личностные
· проявление познавательной активности, расширение информированности в данной образовательной области;
· формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; овладение элементами организации умственного и физического труда;
· самооценка умственных и физических способностей при трудовой деятельности;
· развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности; выражение желания учиться;
· формирование уважительного отношения к труду;
· формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; умение общаться при коллективном выполнении работ или проектов с учётом общности интересов и возможностей членов трудового коллектива;
· формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления; бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
· развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера; формирование индивидуально-личностных позиций учащихся.
Метапредметные
· самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в познавательной деятельности;
· планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
· определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
· самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий;
· моделирование технологических процессов;
· проявление инновационного подхода к решению и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;
· осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; подбор аргументов; отражение в устной форме результатов своей деятельности;
· формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ); выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
· организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками; согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими её участниками; объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
· оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственных возможностей её решения; диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям; обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;
· соблюдение норм и правил безопасности познавательно — трудовой деятельности и созидательного труда; соблюдение норм и правил культуры;
· формирование и развитие экологического мышления.
Предметные
· овладение необходимыми приемами вышивки;
· освоение базовых швов;
· умение выразить свой замысел;
· развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации;
· овладение средствами и формами графического отображения;
· овладение терминологией, принятой в вышивке;
· выполнение образцов швов;
· планирование технологического процесса и процесса труда;
· овладение методами проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования;
· проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
· выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений;
· соблюдение трудовой и технологической дисциплины;
· соблюдение норм и правил безопасного труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
· контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов;
· выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
· оценивание своей способности к труду в конкретной предметной деятельности; осознание ответственности за качество результатов труда;
· согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно — трудовой деятельности;
· стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, труда;
· наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;
· овладение методами эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда, дизайнерского проектирования изделий;
· разработка варианта рекламы выполненного объекта или результата труда;
· рациональное и эстетическое оснащение рабочего места с учётом требований эргономики;
· умение выражать себя в доступных видах и формах художественно-прикладного творчества;
· художественное оформление объекта труда и оптимальное планирование работ;
· участие в оформлении класса и школы;
· установление рабочих отношений в группе для выполнения практической работы или проекта, эффективное сотрудничество и способствование эффективной кооперации;
· построение продуктивного взаимодействия со сверстниками и педагогами;
· адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач;
· развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов;
· достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
· соблюдение необходимой величины усилий, прилагаемых к инструментам, с учётом технологических требований;
· сочетание образного и логического мышления в проектной деятельности.
II. Учебно-тематическое планирование на 2021-2022 учебный год
№ п\п |
Наименование разделов и тем |
Общее кол-во часов |
В том числе: |
|
||
Теорети ческих |
Практи ческих |
|||||
1 |
Вводное занятие |
0,5 |
0,5 |
— |
||
|
||||||
2 |
Ткани и отделочные материалы
|
0,5 |
0,5 |
— |
|
|
|
||||||
3 |
Искусство декора |
2 |
1 |
1 |
|
|
|
||||||
3.1 |
История вышивки |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
|
||||||
3.2 |
Стилизация объектов. Цветовая гармония |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
|
||||||
3.3 |
Композиционное построение узоров. Перевод рисунка на ткань |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
|
||||||
4 |
Швы и техники |
4 |
2 |
2 |
|
|
|
||||||
4.1 |
Подготовка пялец к работе. Закрепление лент |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
|
||||||
4.2 |
Прямой и боковой ленточный стежок |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
|
||||||
4.3 |
Стежок трилистник |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
|
||||||
4.4 |
Шов «цветочек» |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
|
||||||
5 |
Основные элементы в вышивке |
3 |
1,5 |
1,5 |
|
|
|
||||||
5.1 |
Ромашка |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
|
||||||
5.2 |
Подснежник |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
|
||||||
5.3 |
Простой ирис |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
|
||||||
6 |
Изысканные мелочи |
6 |
1 |
5 |
|
|
|
||||||
6.1 |
Изготовление елочной игрушки «Новогоднее чудо» |
2 |
1 |
2 |
|
|
|
||||||
6.2 |
Изготовление игольницы «Шляпка»
|
2 |
|
2 |
|
|
6.3 |
Валентинка «Сердечко» |
2 |
|
1 |
|
|
|
||||||
7 |
Изготовление элементов декора в разных техниках |
18 |
3 |
15 |
|
|
|
||||||
7.1 |
Изготовление панно «Подсолнухи» |
8 |
1 |
7 |
|
|
|
||||||
7.2 |
Изготовление панно «Анютины глазки» |
9 |
1 |
8 |
|
|
|
||||||
8 |
Итоговое занятие, выставка работ |
1 |
— |
1 |
|
|
|
||||||
|
ИТОГО: |
34 |
9,5 |
24,5 |
|
|
|
III. Содержание программы
1 год обучения
(34 часа)
1. Вводное занятие
Теоретические сведения.
Цель и задачи объединения. Режим работы. План занятий. Организация рабочего места.
Правила пользования режущими инструментами и приспособлениями. ТБ и ТПБ. Рабочее место вышивальщицы. Правильная посадка и постановка рук во время работы.
Практическая работа — Заполнение журнала ТБ.
2. Ткани и отделочные материалы
Теоретические сведения
Ткани: их волокнистый состав и свойства. Факторы, влияющие на выбор ткани. Виды отделки и других отделочных материалов. Виды лент их свойства и назначение. Выбор материала, игл и приспособлений.
Основные материалы для вышивки – разнообразные ленты, тесьмы, шнуры, ткани для фона, швейные нитки, красители для тканей, бисер, бусины, стеклярус, блѐстки, стразы, клей ПВА и «Момент», бумага для эскизов, рамки (деревянные, пластмассовые, пенопластовые, со стеклом и без него).
Практическая работа
— Викторина «Материалы и инструменты»
3. Искусство декора
3.1. История вышивки
Теоретические сведения История развития вышивки с древних времѐн до наших дней.
Практическая работа — Викторина: «История вышивки»;
— Нарисовать эскизы кокошника и сарафана, используя вышивку.
3.2. Стилизация объектов. Цветовая гармония.
Теоретические сведения
Понятие стилизации, процесс стилизации. Основные, составные и дополнительные цвета, основные характеристики цвета (цветовой тон, насыщенность, светлота), локальные цвета. Цветовые контрасты. Смешение цветов, колорит. Типы цветовых гармоний.
Практическая работа
— Выполнить стилизацию растительных элементов (листьев, ветвей, плодов, цветов).
3.3. Композиционное построение узоров. Перевод рисунка на ткань.
Теоретические сведения
Композиция в декоративно-прикладном искусстве. Основные средства художественной выразительности декоративной композиции. Слайд презентация в Power Point: «Композиция рисунка».
Способы перевода рисунка на ткань (через копировальную бумагу, использование шаблона, по счету нитей в ткани). Увеличение и уменьшение рисунка.
Практическая работа
— Составить декоративную композицию из разнообразных по форме объектов (цветов, листьев, геометрических фигур). Выполнить в различном колорите;
— Перевод рисунка на ткань;
— Зарисовка изобразительных мотивов.
4. Швы и техники.
4.1. Подготовка пялец к работе. Закрепление лент.
Теоретические сведения
Начало работы. Закрепление ленты в иголке. Крепление ленты на изнаночной стороне. Техника выполнения простого прямого стежка.
Практическая работа
— Закрепление нитки петельным и поперечным прокалыванием.
4.2. Прямой и боковой ленточный стежок.
Теоретические сведения
Техника выполнения прямого и бокового ленточного стежка. Завернутый ленточный стежок.
Практическая работа
— Отработка техники выполнения ленточного стежка.
4.3. Стежок трилистник.
Теоретические сведения
Техника выполнения стежка «трилистник» на основе ленточного стежка.
Практическая работа
— Отработка техники выполнения стежка «трилистник».
4.4. Шов «цветочек».
Теоретические сведения
Техника выполнения шва. Три варианта цветочка («петля не затянутая», ниточная сборка, «стянутая по центру наметка»). Слайд — презентация в Power Point: «Ленточные цветики» Практическая работа
— Отработка техники шва.
5. Основные элементы в вышивке.
5.1. Ромашка.
Теоретические сведения Освоение основных приѐмов вышивания лентами ромашки.
Практическая работа — Выполнение элементов растительного орнамента: листочки, цветы-ромашки;
— Оформление работы в рамку.
5.2. Подснежник.
Теоретические сведения
Освоение основных приѐмов вышивания лентами подснежника.
Практическая работа
— Выполнение элементов растительного орнамента: листочки и цветы подснежника;
— Оформление работы в рамку.
5.3. Простой ирис.
Теоретические сведения
Освоение основных приѐмов вышивания лентами простого ириса. Слайд — презентация в Power Point: «Изготовление цветов из лент разными способами».
Практическая работа
— Выполнение элементов растительного орнамента: листочков и цветов простого ириса;
— Оформление работы в рамку.
6. Изысканные мелочи.
6.1. Изготовление елочной игрушки «Новогоднее чудо».
Теоретические сведения
Технология изготовления ѐлочной игрушки. Сборка, оформление.
Практическая работа
— Изготовление ѐлочной игрушки «Новогоднее чудо»;
— Оформление игрушки.
6.2. Изготовление игольницы «Шляпка».
Теоретические сведения
Технология раскроя игольницы на ткани, правила вырезания деталей. Сборка шляпки. Оформление лентами.
Практическая работа
— Изготовление игольницы;
— Оформление изделия по краю бахромой;
— Изготовление 3 листочков и цветочков по выбору, украшение игольницы.
6.3. Валентинка «Сердечко».
Теоретические сведения
Технология раскроя валентинки. Два способа оформления.
Практическая работа
— Изготовление валентинки;
— Оформление изделия 1 способ: подбор и вышивка рисунка на сердечке;
2 способ: изготовление объѐмных цветов по выбору.
7. Изготовление элементов декора в разных техниках.
7.1. Изготовление панно «Подсолнухи».
Теоретические сведения. Последовательность выполнения картины «Подсолнухи». Работа с инструкционной картой.
Практическая работа перевод рисунка фон;
— Вышивка рисунка;
— Оформление работы в рамку.
7.2. Изготовление панно «Анютины глазки».
Теоретические сведения
Последовательность выполнения картины «Анютины глазки». Работа с инструкционной картой.
Практическая работа
— Перевод рисунка на фон;
— Вышивка рисунка;
— Оформление работы в рамку.
8. Итоговое занятие, выставка работ.
Теоретические сведения
Подведение итогов работы за учебный год. Выставка работ детей.
Практическая работа — Организация итоговой выставки: «Фантазии из атласных лент».