Программа внеурочной деятельности.

Автор: Иванова Ирина Юрьевна

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 9»

 

 

Рассмотрена

на заседании ШМО

Протокол № ___

от «__»_________20__г.

 

Согласована

на экспертно-методическом совете МАОУ «СОШ № 9»

Протокол № ___

от «__»__________20___г.

 

Утверждаю

Директор

МАОУ «СОШ № 9»   _____________

Приказ № ___

от «__»__________20__г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

Среднего общего образования

 

по курсу внеурочной деятельности

«Вышивание атласными лентами»

(6 классы)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Ревда, 2021 г.

 

 

I.                  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

                                                Чтобы достичь своей мечты,

в первую очередь нужно уметь творить.

Барбара Палвин

      Данная дополнительная образовательная программа «Вышивка атласными лентами» имеет художественно — эстетическую направленность.

      Художественная деятельность, приобщение детей к миру природы, ее красоте и неповторимости, к изучению и осмыслению народного декоративно-прикладного творчества имеет преобразовательный аспект — творит в каждом человеке.   В современных социально-экономических условиях художественно-эстетическое образование детей остается одной из актуальных проблем. Ее призвана решить программа дополнительного образования «Вышивка атласными лентами», исходя из значимости народного искусства, соединяющая в одном курсе такие дисциплины, как изобразительное искусство и художественный труд.

      Отличительная особенность представленной программы является то, что в процессе обучения дети учатся работать навыкам вышивания при помощи атласных лент. Овладение школьниками содержанием данной программы позволит решать не только образовательные задачи, но и подготовит учащихся к конкуренции на рынке труда и профессий, так как одним из результатов изучения прикладных художественных работ является способность поставлять на рынок товаров и услуг уникальный продукт.

      Программа составлена на основе знаний возрастных, психолого-педагогических, физических особенностей детей подросткового возраста. Важный аспект в обучении — индивидуальный подход, удовлетворяющий требованиям познавательной деятельности подростка.

       На занятиях обучающиеся получают знания, умения и навыки вышивальщицы, знакомятся с историей развития ленточной вышивки, с народными традициями, красотой и неповторимостью вышитых изделий.

        Актуальность программы    заключается в том, что он отражает общую тенденцию к возрождению одного из видов декоративно-прикладного искусства – вышивки атласными лентами.

        Искусство вышивания атласными лентами имеет многовековую историю. Из по­коления в поколение отрабатывались и улучшались узоры и цвето­вые решения, создавались образцы вышивок с характерными нацио­нальными чертами. Каждый народ в зависимости от местных условий и окружающей природы, особенностей быта, обычаев создавал свои приемы вышивки, мотивы узоров и композиции.

       Новизна программы заключается в том, что он позволяет детям научиться вышивать атласными лентами простейшим ручным способом, который является основой вышивания.

 

 

 

 

 

Цель программы: Формирование творческой активности и самостоятельности учащихся через обучение основам вышивки атласными лентами.

Задачи программы:

Обучающие:

·        познакомить с истоками и ролью декоративно-прикладного искусства в жизни общества;

·        привить интерес к ленточной вышивке и побудить желание совершенствования в данном направлении;

·        сформировать навыки в работе с различными материалами, инструментами и приспособлениями, оборудованием.

Воспитательные:

·        формировать такие качества личности, как самостоятельность, инициативность, на­стойчивость, трудолюбие, целеустремленность, терпение при выполнении творческих работ;

·        воспитывать умение самостоятельно планировать свою работу, а также оказывать взаимопомощь.

Развивающие:

·        развивать композиционные умения по созданию декоративных настенных панно;

·        развить творческую активность обучающихся, привить любовь к ручному труду;

·        развивать способности детей (логическое и образное мышление, внимание, память, глазомер, моторику рук);

·        развивать у воспитанников чувство гармонии окружающего мира, мира красок и линий, художественных образов.

Формы и режим занятий.

— количество учащихся в группе: 10-12 человек;

— состав группы:  постоянный;

— особенности набора: свободный;

— формы занятий: коллективные, групповые и индивидуальные;

— количество учебных занятий: 1 час в неделю,  34 часа в год.

 

Ожидаемые результаты  обучения

В результате обучения учащиеся будут знать:

·         организацию рабочего места;

·         правила техники безопасности с иглами, булавками, с ножницами.

·         историю зарождения вышивки лентами, как вида декоративно-прикладного творчества;

·         законы цветовой гармонии в вышивке лентами, цветовой круг, спектральные цвета, ломаные цвета, аналогичные цвета, дополнительные цвета, монохромные цвета, нейтральные цвета;

·         о работе художника по вышивке и вышивальщицы;

·         способы переноса рисунка на ткань;

·         общие положения вышивки;

·         основные швы;

·         классификации вышивок;

·         правила ухода за вышитыми изделиями.

·         В результате обучения учащиеся будут уметь:

·         владеть безопасными приемами работы с ручными инструментами;

·         выполнять основные виды швов, потайные закрепки и переходы;

·         переносить рисунок на основу;

·         вывивать шелковыми лентами цветочные композиции;

·         составление простой композиции;

·         оформлять готовую работу в паспарту, в рамку.

Организация образовательного процесса:

На занятиях используются различные методы обучения: словесные, наглядные, практические. Словесные методы – рассказ и беседа – сопровождаются демонстрацией пособий, иллюстрированного материала, образцов выполненных работ. Основное место на занятиях отводится практической работе, которая проводится на каждом занятии после объяснения теоретического материала.

Планируемые результаты:

Личностные

·        проявление познавательной активности, расширение информированности в данной образовательной области;

·        формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; овладение элементами организации умственного и физического труда;

·        самооценка умственных и физических способностей при трудовой деятельности;

·         развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности; выражение желания учиться;

·        формирование уважительного отношения к труду;

·        формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; умение общаться при коллективном выполнении работ или проектов с учётом общности интересов и возможностей членов трудового коллектива;

·         формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления; бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;

·        развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера; формирование индивидуально-личностных позиций учащихся.

 

Метапредметные

·         самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в познавательной деятельности;

·         планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;

·         определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;

·        самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий;

·        моделирование технологических процессов;

·        проявление инновационного подхода к решению и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;

·         осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; подбор аргументов; отражение в устной форме результатов своей деятельности;

·        формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ); выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;

·        организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками; согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими её участниками; объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;

·        оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственных возможностей её решения; диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям; обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;

·        соблюдение норм и правил безопасности познавательно — трудовой деятельности и созидательного труда; соблюдение норм и правил культуры;

·        формирование и развитие экологического мышления.

Предметные

·        овладение необходимыми приемами вышивки;

·        освоение базовых швов;

·        умение выразить свой замысел;

·        развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации;

·        овладение средствами и формами графического отображения;

·        овладение терминологией, принятой в вышивке;

·        выполнение образцов швов;

·        планирование технологического процесса и процесса труда;

·        овладение методами проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования;

·        проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;

·         выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений;

·        соблюдение трудовой и технологической дисциплины;

·        соблюдение норм и правил безопасного труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;

·        контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов;

·        выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;

·        оценивание своей способности к труду в конкретной предметной деятельности; осознание ответственности за качество результатов труда;

·        согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно — трудовой деятельности;

·         стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, труда;

·        наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;

·        овладение методами эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда, дизайнерского проектирования изделий;

·         разработка варианта рекламы выполненного объекта или результата труда;

·        рациональное и эстетическое оснащение рабочего места с учётом требований эргономики;

·        умение выражать себя в доступных видах и формах художественно-прикладного творчества;

·        художественное оформление объекта труда и оптимальное планирование работ;

·        участие в оформлении класса и школы;

·        установление рабочих отношений в группе для выполнения практической работы или проекта, эффективное сотрудничество и способствование эффективной кооперации;

·        построение продуктивного взаимодействия со сверстниками и педагогами;

·        адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач;

·         развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов;

·         достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;

·        соблюдение необходимой величины усилий, прилагаемых к инструментам, с учётом технологических требований;

·        сочетание образного и логического мышления в проектной деятельности.

 

II. Учебно-тематическое планирование на 2021-2022 учебный год

 

п\п

Наименование разделов и тем

Общее кол-во

часов

В том числе:

 

 

 

 

 

Теорети

ческих

Практи

ческих

 

1

Вводное занятие

0,5

0,5

 

 

 

2

 

Ткани и отделочные материалы

 

0,5

0,5

 

 

 

 

3

Искусство декора

2

1

1

 

 

 

 

3.1

История вышивки

1

0,5

0,5

 

 

 

 

3.2

Стилизация объектов. Цветовая гармония

1

0,5

0,5

 

 

 

 

3.3

Композиционное построение узоров. Перевод рисунка на ткань

1

0,5

0,5

 

 

 

 

4

Швы и техники

4

2

2

 

 

 

 

4.1

Подготовка пялец к работе. Закрепление лент

1

0,5

0,5

 

 

 

 

4.2

Прямой и боковой ленточный стежок

1

0,5

0,5

 

 

 

 

4.3

Стежок трилистник

1

0,5

0,5

 

 

 

 

4.4

Шов «цветочек»

1

0,5

0,5

 

 

 

 

5

Основные элементы в вышивке

3

1,5

1,5

 

 

 

 

5.1

Ромашка

1

0,5

0,5

 

 

 

 

5.2

Подснежник

1

0,5

0,5

 

 

 

 

5.3

Простой ирис

1

0,5

0,5

 

 

 

 

6

Изысканные мелочи

6

1

5

 

 

 

 

6.1

 

Изготовление елочной игрушки «Новогоднее чудо»

2

1

2

 

 

 

 

6.2

 

Изготовление игольницы  «Шляпка»

 

2

 

2

 

 

6.3

Валентинка «Сердечко»

2

 

1

 

 

 

 

7

Изготовление элементов декора в разных техниках

18

3

15

 

 

 

 

7.1

Изготовление панно «Подсолнухи»

8

1

7

 

 

 

 

7.2

Изготовление панно «Анютины глазки»

9

1

8

 

 

 

 

8

Итоговое занятие, выставка работ

1

1

 

 

 

 

 

ИТОГО:

34

9,5

24,5

 

 

 

 

 

                                         III. Содержание программы

                                                     1 год обучения

                                                                   (34 часа)

1.                    Вводное занятие

 

Теоретические сведения.

         Цель и задачи объединения. Режим работы. План занятий. Организация рабочего места.

 

Правила пользования режущими инструментами и приспособлениями. ТБ и ТПБ. Рабочее место вышивальщицы. Правильная посадка и постановка рук во время работы.

 

Практическая работа — Заполнение журнала ТБ.

2.                    Ткани и отделочные материалы

 

Теоретические сведения

 

Ткани: их волокнистый состав и свойства. Факторы, влияющие на выбор ткани. Виды отделки и других отделочных материалов. Виды лент их свойства и назначение. Выбор материала, игл и приспособлений.

 

Основные материалы для вышивки – разнообразные ленты, тесьмы, шнуры, ткани для фона, швейные нитки, красители для тканей, бисер, бусины, стеклярус, блѐстки, стразы, клей ПВА и «Момент», бумага для эскизов, рамки (деревянные, пластмассовые, пенопластовые, со стеклом и без него).

 

Практическая работа

 

                     Викторина «Материалы и инструменты»

3. Искусство декора

3.1. История вышивки

Теоретические сведения История развития вышивки с древних времѐн до наших дней.

 

Практическая работа — Викторина: «История вышивки»;

 

— Нарисовать эскизы кокошника и сарафана, используя вышивку.

3.2. Стилизация объектов. Цветовая гармония.

 

Теоретические сведения

 

Понятие стилизации, процесс стилизации. Основные, составные и дополнительные цвета, основные характеристики цвета (цветовой тон, насыщенность, светлота), локальные цвета. Цветовые контрасты. Смешение цветов, колорит. Типы цветовых гармоний.

 

Практическая работа

 

                       Выполнить стилизацию растительных элементов (листьев, ветвей, плодов, цветов).

3.3. Композиционное построение узоров. Перевод рисунка на ткань.

Теоретические сведения

 

Композиция в декоративно-прикладном искусстве. Основные средства художественной выразительности декоративной композиции. Слайд презентация в Power Point: «Композиция рисунка».

 

Способы перевода рисунка на ткань (через копировальную бумагу, использование шаблона, по счету нитей в ткани). Увеличение и уменьшение рисунка.

Практическая работа

 

                        Составить декоративную композицию из разнообразных по форме объектов (цветов, листьев, геометрических фигур). Выполнить в различном колорите;

 

                     Перевод рисунка на ткань;

 

                     Зарисовка изобразительных мотивов.

4.                    Швы и техники.

 

4.1. Подготовка пялец к работе. Закрепление лент.

 

Теоретические сведения

 

Начало  работы.  Закрепление  ленты  в  иголке.  Крепление  ленты  на  изнаночной  стороне. Техника выполнения простого прямого стежка.

 

Практическая работа

                     Закрепление нитки петельным и поперечным прокалыванием.

4.2. Прямой и боковой ленточный стежок.

 

Теоретические сведения

 

Техника выполнения прямого и бокового ленточного стежка. Завернутый ленточный стежок.

Практическая работа

 

                     Отработка техники выполнения ленточного стежка.

4.3. Стежок трилистник.

 

Теоретические сведения

 

Техника выполнения стежка «трилистник» на основе ленточного стежка.

 

Практическая работа

 

                     Отработка техники выполнения стежка «трилистник».

4.4. Шов «цветочек».

 

Теоретические сведения

 

Техника выполнения шва. Три варианта цветочка («петля не затянутая», ниточная сборка, «стянутая по центру наметка»). Слайд презентация в Power Point: «Ленточные цветики» Практическая работа

 

                     Отработка техники шва.

5.                    Основные элементы в вышивке.

 5.1. Ромашка.

Теоретические сведения Освоение основных приѐмов вышивания лентами ромашки.

 

Практическая работа — Выполнение элементов растительного орнамента: листочки, цветы-ромашки;

 

— Оформление работы в рамку.

5.2. Подснежник.

 

Теоретические сведения

 

Освоение основных приѐмов вышивания лентами подснежника.

 

Практическая работа

 

                     Выполнение элементов растительного орнамента: листочки и цветы подснежника;

 

                     Оформление работы в рамку.

5.3. Простой ирис.

 

Теоретические сведения

 

Освоение основных приѐмов вышивания лентами простого ириса. Слайд — презентация в Power Point: «Изготовление цветов из лент разными способами».

 

Практическая работа

 

                     Выполнение элементов растительного орнамента: листочков и цветов простого ириса;

 

                     Оформление работы в рамку.

6. Изысканные мелочи.

 

6.1. Изготовление елочной игрушки «Новогоднее чудо».

 

Теоретические сведения

 

Технология изготовления ѐлочной игрушки. Сборка, оформление.

 

Практическая работа

 

                     Изготовление ѐлочной игрушки «Новогоднее чудо»;

 

                     Оформление игрушки.

6.2. Изготовление игольницы «Шляпка».

 

Теоретические сведения



Технология  раскроя  игольницы  на  ткани,  правила  вырезания  деталей.   Сборка  шляпки. Оформление лентами.

 

Практическая работа

 

                     Изготовление игольницы;

 

                     Оформление изделия по краю бахромой;

 

                     Изготовление 3 листочков и цветочков по выбору, украшение игольницы.

6.3. Валентинка «Сердечко».

 

Теоретические сведения

 

Технология раскроя валентинки. Два способа оформления.

 

Практическая работа

 

                     Изготовление валентинки;

 

                     Оформление изделия 1 способ: подбор и вышивка рисунка на сердечке;

 

2 способ: изготовление объѐмных цветов по выбору.

7.                    Изготовление элементов декора в разных техниках.

7.1. Изготовление панно «Подсолнухи».

 

Теоретические сведения. Последовательность выполнения картины «Подсолнухи». Работа с инструкционной картой.

 

Практическая  работа  перевод рисунка фон;

 

Вышивка рисунка;

 

— Оформление работы в рамку.

7.2. Изготовление панно «Анютины глазки».

 

Теоретические сведения

 

Последовательность выполнения картины «Анютины глазки». Работа с инструкционной картой.

 

Практическая работа

 

                     Перевод рисунка на фон;

 

                     Вышивка рисунка;

                     Оформление работы в рамку.

8. Итоговое занятие,  выставка работ.

 

Теоретические сведения

Подведение итогов работы за  учебный год. Выставка работ детей.

Практическая работа — Организация итоговой выставки: «Фантазии из атласных лент».

 

×
×