Автор: Татьяна Игоревна Матвиенко
Особенности профессиональной деятельности преподавателя вуза
Выявлена психологическая структура субъектных свойств личности в научно-педагогической деятельности, условия формирования профессионально-личностной Я-концепции преподавателя и особенности его мотивации, проанализирована личностная и социальная значимость профессии преподавателя высшей школы.
Успешность преподавателя высшего учебного образовательного учреждения обусловлена развитием его профессионализма на двух взаимосвязанных уровнях – субъектном и деятельностном. Субъектные показатели определяют цели личностного и профессионального развития, направленные на исполнение стремлений и ожиданий личности, на достижение профессиональной самореализации. Деятельностные связаны с целями профессиональной деятельности, которые обусловлены социальными требованиями к ее субъекту и реализуются в виде конкретных результатов. Степень соответствия профессиональной самореализации и результатов деятельности личным стремлениям и их совпадение с целями и ожиданиями профессиональной среды определяют профессиональную успешность субъекта, которая через систему реализации целей оказывает влияние на развитие его профессионализма.
Мы считаем возможным рассматривать профессионализм как двухуровневое образование, базирующееся на общепсихологических принципах структурной организации. [1]
Преподаватель высшей школы рассматривается нами в качестве субъекта научнопедагогической деятельности, специфика которой раскрывается через ее анализ на субъектном и деятельностном уровнях. Анализ профессиональной деятельности на субъектном уровне направлен на рассмотрение психологической структуры субъектных свойств личности в научно-педагогической деятельности, условий формирования профессионального самосознания и профессионально-личностной Я-концепции преподавателя и особенностей его мотивации в профессии. На деятельностном уровне анализ предполагает: выявление личностной и социальной значимости профессии преподавателя высшей школы; рассмотрение профессиональной среды по отдельным составляющим и в целом, с выделением объекта, предмета, психологического содержания
деятельности и профессиональных компетенций в ней; определение функциональноуровневой организации научно-педагогической деятельности. Анализ исследований, посвященных изучению индивидуально-психологических и профессионально обусловленных свойств преподавателей вышей школы позволил их систематизировать и выделить в структуре субъекта научно-педагогической деятельности следующие составляющие:
– когнитивный компонент, отражающий специфику познавательных процессов и включающий когнитивные функции и соответствующие им психические процессы, метакогнитивные способности, особенности интеллектуальной деятельности и познавательные интересы;
– регулятивный компонент, характеризующий особенности саморегуляции
преподавателя высшей школы на эмоционально-волевом, рефлексивном и мотивационно-потребностном уровнях;
– социально-поведенческий компонент, включающий социальные качества субъекта, их проявление в особенностях поведения в соответствии с социальными требованиями и нормами, морально-нравственные качества
и общекультурную компетентность (в широком смысле – в общении, во взаимовлиянии и взаимодействии субъектов научно-педагогической деятельности).
Раскрывая содержание социально-поведенческого компонента, отметим его
мировоззренческую и общекультурную составляющие. Мировоззренческая позиция ученого-педагога проявляется в устойчивости его системы отношений к миру, труду, другим людям, к самому себе.
Взаимосвязь когнитивного, регулятивного и социально-личностного компонентов в структуре профессионально обусловленных свойств личности определяет формирование профессиональной Я-концепции преподавателя высшей школы. В условиях высшей школы формирование психологического образования «Я-профессионал» обусловлено внутренними и внешними факторами. Внутренним содержанием профессионального становления выступает специфическая самоорганизация личностного образовательно-развивающего пространства, где преподаватель выступает как субъект собственного развития на основе освоения и принятия норм профессиональной деятельности. Внешним содержанием профессиональной Я-концепции является ориентация на субъективный успех, на признание коллегами и научным сообществом.
Содержательный анализ профессиональной Я-концепции ученых позволил автору выделить в ее структуре три уровня. На первом внутренне связанными выступают индивидуально-психологические черты личности преподавателя-исследователя, проявляющиеся в проигрывании профессиональных ролей, с учетом особенностей научного общения, причем личностные и научно-социальные особенности деятельности основаны на когнитивном компоненте науки. Второй уровень объединяет категории, описывающие предметное основание профессиональной деятельности ученых, которая конкретизируется через содержание исследовательской деятельности и особенности творческого мышления. Третий уровень содержит в себе категории социального положения и обобщенные характеристики личности, самореализовавшейся в профессии, достигшей определенного статуса и накопившей профессиональные знания и опыт [2].
Рассматривая мотивацию профессиональной деятельности как систему «факторов, вызывающих активность организма и определяющих направленность поведения человека», полагаем возможным выделить в структуре мотивов преподавателей высшей школы внутренние и внешние [3]. Систематизирование внутренних мотивов профессиональной деятельности преподавателей высшей школы по содержанию позволяет выделить: активность в самообразовании; стремление к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации; поиск смысла своей деятельности в индивидуальном и широком культурно-образовательном контексте; стремление к творчеству; познавательный интерес к предметам;
удовлетворенность от работы со студентами, от общения в творческом коллективе. Среди внешних мотивов в исследованиях особо отмечаются социально-психологические: престижность профессии, ученых степеней и званий; возможность заниматься научной деятельностью и независимость труда от внешних факторов; гибкий режим работы; гармонизация индивидуальных целей с глубинными процессами и тенденциями, происходящими в социальной среде; социально-детерминированная установка на профессиональный успех как приоритетную ценность, на признание коллегами, которая выступает когнитивной стратегией поддержания положительной самооценки; ориентация на научное сообщество как свою профессиональную группу. Социальная значимость профессиональной деятельности преподавателя вуза обусловлена тем, что она не только детерминирована состоянием общества, но и оказывает влияние на состояние и развитие общественного сознания. Реализуя научную деятельность, преподаватели высшей школы способствуют развитию системы знаний о мире, а их педагогическая деятельность направлена на профессиональную подготовку специалистов для различных сфер функционирования общества, на их личностное и профессиональное развитие. При этом преподаватель не только транслирует знания и умения, необходимые для овладения профессией, но и является носителем культуры, норм поведения, особенностей сознания и самосознания определенной профессиональной группы.
Список используемой литературы
1. Арендачук И.В. Системный психологический анализ профессионализма личности в научно-педагогической деятельности // Известия Сарат. ун-та. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2007. Т. 7. Вып. 2. С. 104–113.
2. Володарская Е.А. Профессиональная идентичность ученого и имидж науки в обществе // Науковедение и новые тенденции в развитии российской науки / Под ред. А.Г. Аллахвердяна, Н.Н. Семеновой, А.В. Юревича. М., 2005. С.194–196
3. ДубицкийВ.В. О мотивации деятельности преподавателей вузов // Социс. 2004. № 1. С. 119–124.