ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЛОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКОГО НАВЫКА У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Автор: Гаврилова Ольга Васильевна

Гаврилова Ольга Васильевна,

Руководитель: Иргашева Тамара Гулямовна

доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и методики

начального образования

ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова» (г. Абакан)

 

ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЛОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКОГО НАВЫКА У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Аннотация

В статье рассматривается проблема формирования орфографического навыка у учащихся начальных классов на уроках русского языка средствами этиологического анализа слов. Изложены результаты проведенного опытно-экспериментального исследования.

 

Ключевые слова: навык, орфографический навык, младший школьник, урок русского языка, этимологический анализ слов.

 

Keywords: skill, spelling skill, junior high school student, Russian language lesson, etymological analysis of words.

 

Вопросы орфографии всегда были в центре внимания лингвистов, учителей-практиков, о чем свидетельствуют многочисленные публикации научного и методического характера, отдельные из которых связаны с историей языка, этимологическим анализом определенных групп слов и словоформ.

Овладение орфографией – одна из важнейших задач изучения русского языка. Проблема орфографической грамотности волновала ученых в разные периоды. Впервые в период грамматизма – антиграмматизма было сформировано содержание понятия «орфографическая грамотность».

Орфографическая грамотность учащихся – это одна из актуальных проблем, стоящая перед школой на протяжении всего ее исторического развития.

Внимание к слову, установка на запоминание, активность мыслительных процессов, сознательное отношение к работе, волевое напряжение – всё это имеет большое значение в формировании орфографических умений у младших школьников.

Орфографическое правильное письмо предполагает умение находить, узнавать явления языка, на основе орфографического навыка, который помогает пишущему остановиться, задуматься, проверить написанное. От того, как будут сформированы азы орфографической грамотности на начальном этапе обучения, во многом зависит дальнейшее успешное обучение любой школьной дисциплине.

Исследователи: Д. Н. Богоявленский, А.А. Реформатский, С. Ф. Жуйков, Г. Г. Граник, П. С. Жедек, В. В. Репкин, Н. Н. Алгазина, М. Т. Баранов, М. Р. Львов, Н. С. Рождественский, М. М. Разумовская, А. В. Текучев, Е. Г. Шатова и др. настойчиво подчеркивали значение системы упражнений для формирования орфографического навыка, а также указывали на зависимость результатов обучения орфографии от способности обнаруживать  и применять орфограммы.

Отсутствие соответствующих умений психологи, методисты считали важнейшей причиной орфографических ошибок.

Наиболее распространенной причиной низкой орфографической грамотности учащихся является отсутствие сформированности орфографических умений. Обучение орфографии начинается с изучения орфографических правил. Однако знакомство с правилом не даст положительных результатов, если оно не закреплено упражнениями. Лишь после систематической и длительной работы возникает навык.

Говоря об обучении орфографии, имеют в виду формирование орфографических навыков.

Навыки — автоматизированные компоненты деятельности, которые входят в ту или иную целенаправленную активность человека как средство достижения этой деятельности. Когда человек пишет письмо или книгу, он думает над содержанием того, о чем пишет, а не над орфографией каждого слова. Создавая текст, мы начинаем сознавать орфографическую форму того или иного слова, когда затрудняемся его написать. При этом сознательно проконтролировать можно только то, что первоначально формировалось как целенаправленные способы действий с данным материалом.

На протяжении всей истории методики обучения орфографии учеными высказывалась мысль о том, что важным при обучении грамотному письму является умение школьников замечать и решать, встречающиеся при письме трудности, которые преодолевались благодаря  применению  навыка проводить этимологический анализ слов.

«Наука «этимология» (от греч. «etymon» — «истина» и «logos» — «слово, учение») занимается происхождением слов, в частности выясняет, по какому признаку названы предмет, явление, действие.

Предметом этимологии как раздела языкознания является исследование источников и процесса формирования словарного состава языка, включая реконструкцию словарного состава древнейшего периода.

Этимологический анализ — это лингвистические «метрики» слова, указывающие место и время его появления на свет, его первоначальную форму и значение. Особенно если словообразовательные факты языка (как прошлого, так и настоящего) рассматриваются не сами по себе, а диктуются методикой преподавания русского языка как учебного предмета. В процессе обучения учащиеся часто встречаются со словами, написание которых нельзя объяснить, оперируя фактами только современного языка. Написание таких слов в учебных пособиях предлагается для запоминания. Однако, зная исторические процессы в структуре языка, можно легко объяснить правописание сложных слов, подвести их к определенным современным правилам. К сожалению, учителя редко уделяют этому внимание, в то время как этимология и этимологический анализ способствуют лучшему усвоению «трудных» слов русского языка.

Этимологический анализ, по существу, является тоже словообразовательным анализом, но более глубоким, с выявлением частей слова, утративших свою самостоятельность, слившихся с другими элементами слова, частично исчезнувших или значительно преобразившихся в связи с фонетическими изменениями в языке.

Этимологический анализ на уроках русского языка используется с целью наглядного объяснения правописания слов. Благодаря такому разбору учитель может глубже раскрыть значение слова, его выразительные свойства и тем самым способствовать развитию языкового чутья учащихся, пробудить у них интерес к русскому языку.

Этимологический анализ способен переместить непроверяемые слова в разряд слов с проверяемыми или, по крайней мере, поддающимися объяснению написаниями. При этом омертвевшие в слове морфемы как бы оживляются, прочнее запоминается их орфографический облик, лучше усваивается учениками суть главного закона русского правописания.

Использование этимологического анализа на уроках русского языка при работе со словами с непроверяемыми написаниями ставит обучение орфографии на научную основу. При этом оказывается задействованным сознание ребёнка, благодаря чему словарно-орфографическая работа становится более эффективной.

При использовании на уроках этимологического анализа необходимо чёткое разграничение его с морфемным анализом во избежание неверного морфемного членения слов.

Этимологический анализ в начальной школе должен применяться как вспомогательный приём для орфографических, лексических и других практических целей и проводиться учителем с учётом возрастных особенностей учащихся. В этом случае этимологические справки доступны младшим школьникам, воспринимаются им с большим интересом. При этом объясняемые слова усваиваются школьниками и по значению и со стороны правописания.

К сожалению, этимологический анализ довольно редко используется в начальной школе в орфографических целях. Причина в недостаточной оснащённости школ материалом, специально ориентированным на такой анализ.

В ходе опытно — экспериментального исследования по использованию    этимологического анализа слов на уроках русского языка в процессе формирования орфографического навыка у учащихся начальных классов выявлен уровень сформированности орфографического навыка у учащихся третьих классов на констатирующем этапе исследования. В процессе исследования использовались методики: методика оценки усвоения орфограмм Н.В. Зайцева и выявление уровня орфографической зоркости. На основании полученных данных можно сказать, что уровень сформированности орфографического навыка у учащихся начальных классов находиться на низком уровне, но так как в экспериментальной группе детей с низкими показателями на 10% больше целесообразно на формирующем этапе исследования именно с данным классом организовать комплексную работу по формированию орфографического навыка через использование этимологического анализа слов на формирующем этапе.

С целью формирования орфографических навыков учащихся посредством этимологического анализа на протяжении преддипломной практики были намечены этапы обучения: подготовительный, тренировочный и рефлексивный.

Для решения задач подготовительного этапа формирующего эксперимента мы разработали комплекс «этимологических минуток», в ходе которых второклассники получали дополнительные теоретические сведения об этимологии и истории происхождения отдельных словарных слов.

Тренировочный этап – был нацелен на отработку навыков сознательного и правильного написания изученных на подготовительном этапе словарных слов. Для решения указанной задачи были разработаны следующие виды упражнений: рецептивные, аналитические и творческие.

Рецептивные упражнения способствовали формированию у обучающихся умений быстро и безошибочно находить в тексте изученные словарные слова и развитию орфографической зоркости.

Аналитические упражнения предполагали отработку у учащихся умений анализировать, определять, группировать, классифицировать, сравнивать и сопоставлять словарные слова.

Творческие упражнения обеспечили активизацию словарных слов, т.е. формирование умений правильно и уместно употреблять эти слова в собственных письменных высказываниях разных типов.

Представленные виды упражнений, представляют для экспериментального обучения особую ценность, поскольку именно в процессе их выполнения формировались навыки сознательного и правильного написания словарных слов.

 

Основная задача третьего этапа – рефлексивного – заключалась в формировании у младших школьников навыков самоконтроля, т.е. умений самостоятельно оценивать свою работу, находить и исправлять допущенные ошибки. С этой целью были разработаны этимологические карточки, состоящие из карточек-вопросов, карточек-ответов и информационных карточек. На карточке-вопросе помещено задание, карточка-ответ содержит образец выполнения задания и информационная карточка включает материал, необходимый для выполнения задания.

На первом этапе работа с этимологическими карточками строилась таким образом: ученик брал карточку-вопрос, выполнял задание в своей тетради, предварительно изучив материал информационной карточки, а затем проверял свой ответ по карточке-ответу.

На втором этапе работа проходила так: ученик выполнял задание (карточка-вопрос), а затем проверял свой ответ по карточке-ответу. В случае ошибочного выполнения задания обращался к информационной карточке.

Вся эта работа способствовала повышению уровня сформированности орфографических навыков в экспериментальной группе, что подтвердилось результатами контрольного этапа, а именно в ходе повторной диагностики уровень сформированности орфографических навыков вырос, количество учащихся с низкими показателями сократился на 5%.На основании вышеизложенного можно считать, что этимологический анализ слов на уроках русского языка способствует формированию орфографического навыка у учащихся, если учитель  в процессе организации  орфографической работы систематически диагностирует уровень  сформированности орфографического навыка младших школьников и использует  методические приемы по организации этимологического  анализа слов на уроках русского языка. 

 

Литература

 

1 Богоявленский Д.Н. Психологические принципы усвоения орфографии, обучение орфографии/Д.Н.Богоявленский// Начальная школа. –2013 — №4

2.Иргашева Т.Г. Речевые способности младших школьников и их развитие в процессе обучения (статья) Семантика. Функционирование. Текст: межвузовский сборник научных трудов. -Киров: Изд-во ООО «Радуга-ПРЕСС», 2015. — С.165-167.

3.Иргашева Т.Г. Обучение текстовой деятельности учащихся на уроках русского языка как одна из важнейших проблем вузовской методики преподавания (статья) (из перечня ВАК). Сибирский педагогический журнал. №11.2011. С.225-232.

4.Смирнова. В.В. Приемы повышения орфографической грамотности //Начальная школа. Плюс до и после. – 2003 – №6.

5.Этимологический анализ слов, как методический прием при обучении орфографии. //Начальная школа №1. 1998. с.15.

×
×