Дизайн для детей

Автор: Бакирова Диляра Мидесовна

Дизайн для детей – это специальное создание взрослым специалистом комфортной материальной среды.

Детский дизайн – это несколько иное понятие, под которым понимают собственно художественно-продуктивную деятельность детей, способствующую их художественно-эстетическому развитию. Собственная дизайн-деятельность ребенка позволяет воспитать «грамотного пользователя» мира окружающих вещей.

Формирование у дошкольников навыков дизайн-деятельности способствует воспитанию у детей основ эстетической культуры, развитию эстетических отношений к объектам и явлениям окружающей действительности, расширению опыта творческой деятельности по обустройству предметно-пространственной среды.

Основной идеей детского дизайна, как педагогического явления, является обеспечение вхождения каждого ребенка в общечеловеческую культуру, социум.

Детский дизайн может быть выражен в различных видах. Достаточно широко в практике используется предметно-декоративный и пространственно-декоративный (или архитекрурно-художественный) дизайн.

Первый предполагает создание и украшение предметов (игрушек, сувениров, элементов одежды, аранжировок). Второй основан на деятельности в пространстве с учетом его особенностей (площадь, освещение, рисунок окон, дверей, ниш, ландшафт и. д.)

В процессе творческой работы совершенствуется профессиональное мастерство педагогов, развивается современный стиль педагогического мышления, обновляется образовательный процесс через применение инновационных технологий, реализуются интеллектуальные и творческие способности педагогов.

Система авторских проектов по моделированию игрового пространства в процессе сотворчества взрослых

с дошкольниками с использованием деятельности дизайна

 

 

Проекты по моделированию игрового пространства

— — — — — — — — — — — — —

Возрастная группа

ПРОЕКТ

«У бабушки в деревне»

 

средняя группа

ПРОЕКТ

«Супермаркет ПЛАНЕТА»

 

старшая группа

ПРОЕКТ

«Музей моды»

 

подготовительная

группа

Виды игр + Вид дизайна

 

Сюжетно-

отобразительные

Сюжетно-ролевые

«Пчеловод»

(дизайн игрового пространства)

«Супермаркет одежды и обуви»

(дизайн одежды

и обуви)

«Музей моды»

(дизайн игрового пространства)

Режиссерские

«Какая она, деревня»

(дизайн атрибутов для огорода и жителей бабушкиного двора)

«Ярмарка вакансий»

(дизайн спецодежды и атрибутов)

«Дом моды «Симбирский стиль»

(дизайн атрибутов

и игрового пространства)

Игры — экспериментирование

«Огород на окне»

(предметный дизайн из соленого теста)

«Вторая жизнь вещей»

(предметный дизайн из бросового материала)

«Модный приговор»

(экспериментирование с тканью и красками; предметный дизайн)

Строительно-

конструктивные

«Ремонт фермы»

(архитектурный дизайн)

«Мы — юные архитекторы»

(архитектурный дизайн)

«Художники – оформители»

(пространственный дизайн)

Театрализованные

«Ожившие овощи»

(архитектурный дизайн)

«Сказки про краски»

(театральный дизайн)

«Карнавальные маски»

(театральный дизайн)

Народные

«Подарок бабушке»

(дизайн народного костюма)

«Готовимся к ярмарке»

(дизайн народного костюма)

«Головные уборы»

(дизайн народного костюма)

 

 

Макетирование способствует сенсорному развитию детей (работа ведется с различным по фактуре, форме, объему материалом), активизирует мелкую моторику рук, закрепляет математические понятия, и, конечно же, способствует развитию речи. При изготовлении макета дети описывают, сравнивают, рассуждают. Но особая роль макетов в жизни дошкольников отводится в игре, так как в этом возрасте у детей происходит переход от сюжетной игры к сюжетно-ролевой, закладываются основы режиссерской игры — игры с мелкими игрушками, где ребенок, развертывая события, выполняет одну или несколько ролей. Игра с мелкими игрушками способствует сюжетосложению, развертыванию разнообразных комбинаций, активизирует комментирующую речь. Для того, чтобы игра получила свое развитие, ребенку нужен так называемый «маркер пространства воображаемого мира».

Сегодня, как никогда прежде ощущается потребность в формировании гармонично развитой личности. Личности, которая будет изучать, беречь и развивать духовное наследие нашего народа. Все это имеет непреходящее значение: видящий и умеющий ценить красоту человек будет ее сохранять и приумножать, такие люди не способны на безнравственные поступки. Вот почему в любом детском саду так актуальны занятия дизайн-деятельностью дошкольников. Детский дизайн рассматривается как одно из эффективных средств развития творчества детей. Дошкольники способны овладеть основными действиями и умениями дизайн-деятельности, направленной на преобразование доступной для них среды в играх, творческих видах деятельности.

Данный процесс предполагает учет субъективности творчества дошкольника, а также психофизиологических особенностей.

 

×
×