8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный с 6:00 по 21:00

АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ И ПОСЛЕДСТВИЙ ЦИФРОВОГО НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ

Автор: Никулина Елена Михайловна

АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ И ПОСЛЕДСТВИЙ

ЦИФРОВОГО НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ

 

Е.М. Никулина,

магистрант МФЮА

Управление ФНС России по Республике Башкортостан

E-mail: elenanik75@mail.ru

____________________________________________________________________

 

Аннотация. В статье рассмотрены ключевые изменения в системе налогового администрирования в условиях трансформирующейся экономики в сторону цифровизации – как положительные, так и отрицательные тенденции. Рассмотрены основные проблемы перевода налоговых сервисов из очного режима в дистанционный формат. Дана оценка динамики налоговых поступлений в консолидированный бюджет Российской Федерации. Подвергнуты анализу инструменты налогового администрирования, применяемые в рамках цифровизации национальной экономики. Определены и обоснованы последствия совершенствования налогового администрирования в условиях цифровой трансформации. Предложены механизмы повышения эффективности налогового администрирования и минимизации налоговых рисков.

 

Ключевые слова: налоговое администрирование, цифровая трансформация, налоги, автоматизированная информационная система, электронные сервисы.

 

ANALYSIS OF PROBLEMS AND CONSEQUENCES

DIGITAL TAX ADMINISTRATION

 

Annotation. The article discusses the key changes in the tax administration system in the conditions of a transforming economy towards digitalization. The main problems of transferring tax services from face-to-face mode to remote format are considered. An assessment of the dynamics of tax revenues to the consolidated budget of the Russian Federation is given. The tools of tax administration used in the framework of digitalization of the national economy are analyzed. The consequences of improving tax administration in the context of digital transformation are determined and justified.

 

Keywords: tax administration, digital transformation, taxes, automated information system, electronic services.

 

В современных условиях хозяйствования наблюдается постоянно набирающий обороты процесс формирования цифрового общества, основанный на информационных технологиях. Внедрение IT-технологий и искусственного интеллекта в технологический процесс контрольных мероприятий нацелено на совершенствование фискальной функции государственных надзорных органов.

В настоящее время проводится крупномасштабная работа Федеральной налоговой службы РФ (ФНС России) по развитию и совершенствованию цифровых сервисов. Эффективность применяемых инструментов дает возможность оценить преимущества современных технологий налогового администрирования, выступающих основой цифровой концепции взаимодействия налогоплательщиков и налоговых органов. В этой связи актуальным является процесс совершенствования налогового администрирования. При этом эффективное налоговое администрирование и контроль предполагают сбор максимального объема налоговых платежей при минимальных административных затратах.

Причинами перевода налоговых сервисов из очного режима в дистанционный формат послужили: превышение потенциальных возможностей налоговых органов по проведению проверок над количеством налогоплательщиков, необходимость сокращения объема операций ручного труда, выполняемых сотрудниками ФНС России, предотвращение возможностей злоупотребления служебным положением и коррупционных действий работниками государственных структур, чрезвычайные экономические условия, возникшие в результате пандемии Covid-19 [4].

Согласно исследованиям, проведенным Boston Consulting Group, Россия отстает на 6-9 лет от стран-передовиков в области цифровой трансформации экономического пространства. Пионерами в цифровизации экономики являются такие страны как, Великобритания, Швеция, Норвегия, Нидерланды Дания и Южная Корея. Однако в направлении цифровизации налогового администрирования Россия накопила достаточный опыт. На первоначальном этапе совершенствования налогового администрирования создана автоматизированная информационная система (АИС) «Налог», выступающая в качестве базовой модели объединения цифровых ресурсов, формируемых ФНС России.

Целесообразно выделить следующие инструменты налогового администрировании, применяемые в рамках цифровизации национальной экономики:

система оценки рисков для проведения выездных налоговых проверок (на основе приказа ФНС «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок») [1];

Единая государственная автоматизированная информационная система (ЕГАИС), ориентированная на контроль за оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

-автоматизированная система контроля (АСК) за возмещением налога на добавленную стоимость (НДС) на основе АСК «НДС 2» и АСК «НДС 3». АСК основана на сопоставлении книг покупок и продаж плательщиков НДС, предоставляемых в электронном виде совместно с декларацией, а также выступает эффективным средством камеральных проверок по НДС.

-система онлайн-касс, внедряемая в связи с изменениями в законодательстве о налично-денежном обороте;

-специальные налоговые режимы для субъектов малого и среднего предпринимательства.

Дополнительные цифровые платформы налогового администрирования стали активно внедряться в условиях пандемии Covid-19. На официальном сайте ФНС России был создан специальный сервис, предоставляющий налогоплательщикам сведения о мерах налоговой поддержки [3].

Эффективным инструментом совершенствования налогового администрирования является упрощение налоговой отчетности за счет обработки потоковых данных с применением онлайн контрольно-кассовой техники (ККТ).

В условиях актуальности бесконтактного налогового администрирования востребован механизм налогового контроля через систему налогового мониторинга. Как утверждает Д.В. Вольвач «Это стратегическое направление для ФНС России в сфере перехода от постконтроля к мониторингу налоговых обязательств в режиме реального времени». В настоящее время около 95 крупнейших организаций, дающих порядка 30% поступлений в федеральный бюджет, используют в работе налоговый мониторинг.

В 2021 г. к уровню 2020 г. размер налоговых поступлений в консолидированный бюджет РФ сократился на 7,6%. Однако без учета налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) поступления в консолидированный бюджет выросли на 2,6%, составив 17,2 трлн. руб. Следует отметить, что увеличение налоговых сборов обеспечено, в том числе посредством повышения эффективности налогового администрирования.

Так, прирост поступлений от НДС в 2021 г. по сравнению с 2020 г составил 0,3% (4,27 трлн. руб.), а НДФЛ – 7,5% (4,25 трлн. руб.).

По данным ФНС России в 2021 г. величина задолженности плательщиков не изменилась в сравнении с предыдущим годом. Объем долга к доходам (показатель DTI) в 2021 г. составил 6,5%. Также налоговым ведомством предоставлено на 35% зачетов больше, чем в 2020 г., величина таких операций насчитывает 123,6 млрд. руб. Также предоставлено в 7 раз больше отсрочек по уплате налогов, чем в 2020 г. На сумму более 52 млрд. руб. отсрочек предоставлено предпринимателям в условиях Covid-19.  Указанные  действия  ревизоров  способствовали  сокращению  числа блокировок счетов организаций на 160% [5].

Значительным достижением последних лет является внедрение прогрессивных цифровых технологий в процесс налогового администрирования. В результате сформирована полноценная технологическая база, эффективно функционируют электронные сервисы. Внедрение IT-технологий, применение автоматизированных систем контроля, онлайн-касс обслуживания, использование личного кабинета налогоплательщика способствовали снижению числа налоговых проверок и росту поступлений налогов и штрафов. Следовательно, цифровая трансформация выступает серьезным катализатором развития технической оснащенности налоговых органов. Цифровые проекты способствуют снижению нагрузки на сотрудников ФНС России, росту эффективности налогового контроля, увеличению налоговых поступлений в бюджет.

Основные направления цифровой трансформации национальной экономики в области налогового администрирования заложены в Концепции развития электронного документооборота в хозяйственной деятельности  (протокол  от 25 декабря 2021 г. № 34). Инициатором разработки Концепции выступила комиссия по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности.

Концепция развития электронного документооборота в хозяйственной деятельности предполагает реализацию мероприятий, направленных на совершенствование налогового администрирования:

— перевод 95% выставляемых хозяйствующими субъектами счетов-фактур в электронную форму до конца 2024 г.;

— перевод 70% формируемых хозяйствующими субъектами транспортных и товарных накладных в электронную форму до конца 2024 г.;

— увеличение общего объема электронных документов, направляемых хозяйствующими субъектами друг другу в электронной форме, в том числе, начиная с 2022 г. – не менее чем на 20% в год;

— снижение оборота бумажных документов в рамках мероприятий налогового контроля, в том числе с 2023 г. – не менее чем на 10% в год;

— сокращение бумажного документооборота субъектов хозяйствования и затрат на обработку и хранение бумажных документов c преобладанием электронного документооборота;

— переход на систему использование данных, содержащихся в информационной системе государственных органов [2].

Таким образом, внедрение в практику работы предприятий и организаций, субъектов малого и среднего предпринимательства цифровых инструментов налогового администрирования позволит создать в России систему добровольного соблюдения налогового законодательства. Указанная система будет способствовать росту прозрачности экономики для всех субъектов хозяйствования, улучшению качества бюджетного планирования и стабилизации государственных доходов. Так, по прогнозам Министерства финансов РФ, процент собираемости налогов, в том числе за счет мероприятий по налоговому администрированию, с 2021 г. по 2024 г. должен вырасти с 98,79% до 99%. Прямым подтверждением целесообразности развития цифровых ресурсов является рост отдачи от затраченных средств на цифровую трансформацию налогового администрирования. За последние пять лет величина собираемых налогов в расчете на один рубль затрат, инвестированных в цифровизацию деятельности ФНС России, возросла с 96,5 руб. до 123,4 руб.

Однако с внедрением положительных сторон цифровых технологий в работу появляются и отрицательные моменты, появляются новые виды налоговых рисков, с которыми сталкиваются налоговые органы и налогоплательщики. Внедрение новых цифровых технологий в бизнес-процессы и системы налогового менеджмента Российской Федерации показало большой потенциал для расширения налоговой базы и увеличения доходной части бюджетной системы Российской Федерации. С одной стороны, усиливается налоговый контроль, а с другой — появляются новые виды рисков, связанных с использованием цифровых технологий в экономике, особенно со стороны налоговых органов.

В рамках проведенного исследования за основу построения классификации налоговых рисков в условиях цифровизации положены критерии, разработанные В.Г. Пансковым.

В рамках его работы налоговые риски систематизируются по факторам возникновения и виду последствий для государства и налогоплательщика. В зависимости от вида последствий для государства налоговый риск бывает приемлемым, критическим и катастрофическим. Согласно этому стандарту риск налогоплательщиков классифицируется следующим образом: риск проверки со стороны регулирующих органов, риск увеличения налоговой нагрузки, риск потери деловой репутации и риск уголовного преследования.

Следует отметить, что при изучении новых налоговых рисков, связанных со страной, рассматриваются риски, обусловленные внутренними факторами, связанными с цифровой трансформацией службы налогообложения, внедрением новых цифровых решений в налоговое управление. К национальным налоговым рискам, обусловленным внешними факторами, относятся риски, связанные с влиянием цифровых экономических тенденций на национальную налоговую систему. Кроме того, перечень налоговых рисков дополняется общими рисками цифровизации, связанными с внедрением цифровых технологий в работу ФНС РФ.

Исследования налоговых рисков в цифровом контексте демонстрируют необходимость изменения налогового менеджмента, будь то отдельные процедуры, связанные с конкретными налогами, или совершенствование общих механизмов. Считаю, что решение проблемы налоговых рисков требует постоянного мониторинга возникающих цифровых налоговых рисков и может быть достигнуто путем цифровой трансформации, предполагающей полную прозрачность национальных экономических процессов и переход на новый уровень доверия между обществом и страной.

Для повышения эффективности налогового администрирования необходимо, в первую очередь, следующее:

— борьба с коррупцией посредством четко определенных законом наказаний, таких как лишение свободы, конфискация имущества и т.д.;

— необходимо продолжать реформировать налоговую систему, чтобы установить четкую систему санкций против нарушителей;

— представители налоговых органов должны постоянно просвещать налогоплательщиков и консультировать их по интересующим их вопросам;

— пересмотр условий и размера налоговых льгот, предоставляемых при повышении прожиточного минимума путем полного определения стоимости потребительской корзины, удовлетворяющей основные потребности физического лица;

— упрощенный налоговый учет и отчетность;

— повышение налоговой культуры путем воспитания подрастающего поколения.

Исходя из вышеизложенного, в налоговом администрировании России до сих пор остается много споров и нерешенных вопросов. Поэтому при формировании механизмов сбора и администрирования налогов необходимо учитывать опыт, а также преимущества и достижения других стран.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1.     Приказ ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ (ред. от 10.05.2012) «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок». – Текст: электронный// КонсультантПлюс : правовая справочная система [сайт]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_55729/ (дата обращения 05.04.2022).

2.     Концепция развития электронного документооборота в хозяйственной деятельности (утв. решением президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности, протокол от 25.12.2021 N 34) // КонсультантПлюс : правовая справочная система [сайт]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_372761/ (дата обращения 05.04.2022).

3.     Бабич О.В. Трансформация процесса управления предприятием в рамках становления цифровой экономики / О.В. Бабич, Л.С. Митюченко, И.В. Игольникова, И.Г. Чернышова, Курск 2020– 207с. — ISBN: 978-5-907205-64-2

4.       Пансков В.Г. Налоговые риски: проявление и возможные пути минимизации // Экономика. Налоги. Право. 2013. N 4. С. 74 — 80.

5.     Полинская, М.В. Налоговое администрирование в России в период пандемии и направления его совершенствования/ М.В. Полинская, А.А. Талалян. – Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной экономики. – 2021. – № 1. – С. 219 – 224.

6.     Сульженко, С.А. Развитие налогового администрирования в условиях цифровизации/ С.А. Сульженко // Финансовые исследования. – 2021. – №3 (68). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-nalogovogo-administrirovaniya-v-usloviyah-tsifrovizatsii (дата обращения: 08.04.2022).

7.     Цифровую трансформацию ФНС России обсудили на научно-практической конференции Финансового университета при Правительстве РФ // Федеральная налоговая служба: сайт. – URL: https://www.nalog.ru/rn77/news/activities_fts/10205704/ (дата обращения 05.04.2022). – Текст: электронный.

×
×