8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный с 6:00 по 21:00

Речевая готовность ребенка к школьному обучению

Автор: Радомская Марина Николаевна

Готовность к школе и ее основные компоненты

 

Готовность к школе – это такой уровень развития психических функций и личностных качеств, который позволяет ребенку без ущерба для здоровья, нормального развития и без чрезмерного напряжения справляться с учебой в школе.

  Личностная готовность – способность принять новую социальную роль школьника.

  Интеллектуальная готовность – сформированность мыслительных операций, познавательного интереса и общих знаний об окружающем мире.

  Речевая готовность – сформированность звуковой, лексической, грамматической сторон речи, связной речи и фонематических функций.

  Мотивационная готовность – способность принимать школьные правила и действовать в соответствии с ними. 

  Эмоционально-волевая готовность – способность управлять своими эмоциями и поведением в условиях взаимодействия с учителем и сверстниками. — Коммуникативная готовность – способность выстраивать конструктивное взаимодействие с учителем и сверстниками в урочной и внеурочной деятельности.

  Физическая готовность – состояние здоровья, необходимый уровень развития двигательных навыков, физическая и умственная работоспособность.

Схема: Готовность к школе и ее основные

компоненты

 

 SHAPE 
\* MERGEFORMAT

 

готовность

к

обучению

в школе

Личностная

Интеллектуаль

ная

Эмоционально

волевая

Коммуникатив

ная

Мотивационна

я

Речевая

 

 

ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ РЕЧЕВОЙ

ГОТОВНОСТИ 

К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

  Сформированность звукопроизношения

Ребенок правильно и четко произносит все звуки родного языка.

 

  Сформированность фонематических процессов Ребенок слышит и различает звуки родного языка. Он владеет навыками слогового и звукового анализа: может разделить слово на слоги, определить наличие и место звука в слове, последовательность звуков в слове, имеет представления о гласных и согласных звуках.

 

  Сформированность словаря 

    Ребенок имеет богатый словарный запас, обобщает и классифицирует предметы по группам.

 

  Сформированность грамматического строя речи Ребенок пользуется разнообразными формами словоизменения и словообразования: употребляет уменьшительно-ласкательные формы слов (чашка – чашечка), образовывает прилагательные от существительных (сок из яблок – яблочный, хвост медведя – медвежий, стол из дерева – деревянный).

Ребенок употребляет правильные падежные окончания существительных и прилагательных, формы множественного числа существительных, прилагательных (один большой дом – два  больших дома – пять  больших домов).

Ребенок пользуется в речи и простыми, и сложными предлогами.  — Сформированность связной речи.

Ребенок способен последовательно, связно и точно формулировать основную мысль своего высказывания. Он может подробно пересказать короткий текст, рассказать о происшедших с ним событиях, описать предмет или явление, составить рассказ по серии сюжетных картин.

 

  Сформированность мелкой моторики.

Ребенок хорошо владеет ножницами, правильно держит карандаш, может обвести по контуру силуэт, заштриховать или раскрасить изображенный предмет. Он умеет завязывать шнурки, выполняет движения с мелкими предметами (мозаика, бусы).

 

 

 

 

 

 

 

Экспресс – диагностика уровня речевого развития. 1. Раздели слово ШКОЛА хлопками на слоги. Сколько слогов в этом слове? Назови первый слог, второй слог. Есть ли в слове ШКОЛА звук Ш? Где ты слышишь этот звук – вначале, в середине, или в конце слова.

2.    Сколько звуков в слове ДОМ? Назови первый, второй, третий звук.

3.    Назови одним словом такие предметы: стол, диван, шкаф, кровать (мебель).

4.    Как называется детеныш кошки, собаки, коровы, лошади, овцы?

5.    Давай поиграем в игру «Один – много»:

один мяч, а много (чего?) – мячей; одно окно, а много — …; одно ведро, а много — …; одна овца, а много — …; одно кресло, а много…

6.    А теперь поиграем в игру «Чей хвост?». У лисы хвост (чей?) – лисий, у зайца — …,  у белки — …, у медведя — ….

7.    Послушай рассказ. Он называется «Лето в деревне».

 Летом Маша и Дима гостили у бабушки в деревне.  Каждый день они ходили на речку купаться, загорать и ловить рыбу. В деревне они видели разных домашних животных: корову с теленком, свинью с поросенком, рыжую собаку и пушистую кошку. Маша и Дима помогали бабушке ухаживать за животными. 

Ответь на вопросы: 

Где гостили летом Маша и Дима?

Куда они ходили каждый день?

Каких животных они видели в деревне? Кому Маша и Дима помогали ухаживать за животными?

Послушай рассказ еще раз. Перескажи рассказ.

 

 

Вам помогут специалисты:

 

                 учитель-логопед — определит уровень речевой готовности к школе;

 

                 педагог-психолог – определит интеллектуальную и психологическую готовность к школе.  

 

 

 

Желаем Вашим детям  успешной учёбы в школе!

×
×