Автор: Радомская Марина Николаевна
Готовность к школе и ее основные компоненты
Готовность к школе – это такой уровень развития психических функций и личностных качеств, который позволяет ребенку без ущерба для здоровья, нормального развития и без чрезмерного напряжения справляться с учебой в школе.
— Личностная готовность – способность принять новую социальную роль школьника.
— Интеллектуальная готовность – сформированность мыслительных операций, познавательного интереса и общих знаний об окружающем мире.
— Речевая готовность – сформированность звуковой, лексической, грамматической сторон речи, связной речи и фонематических функций.
— Мотивационная готовность – способность принимать школьные правила и действовать в соответствии с ними.
— Эмоционально-волевая готовность – способность управлять своими эмоциями и поведением в условиях взаимодействия с учителем и сверстниками. — Коммуникативная готовность – способность выстраивать конструктивное взаимодействие с учителем и сверстниками в урочной и внеурочной деятельности.
— Физическая готовность – состояние здоровья, необходимый уровень развития двигательных навыков, физическая и умственная работоспособность.
Схема: Готовность к школе и ее основные
компоненты
SHAPE
\* MERGEFORMAT
|
готовность |
к |
обучению |
в школе |
Личностная |
Интеллектуаль |
ная |
Эмоционально |
— |
волевая |
Коммуникатив |
ная |
Мотивационна |
я |
Речевая |
ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ РЕЧЕВОЙ
ГОТОВНОСТИ
К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
— Сформированность звукопроизношения
Ребенок правильно и четко произносит все звуки родного языка.
— Сформированность фонематических процессов Ребенок слышит и различает звуки родного языка. Он владеет навыками слогового и звукового анализа: может разделить слово на слоги, определить наличие и место звука в слове, последовательность звуков в слове, имеет представления о гласных и согласных звуках.
— Сформированность словаря
Ребенок имеет богатый словарный запас, обобщает и классифицирует предметы по группам.
— Сформированность грамматического строя речи Ребенок пользуется разнообразными формами словоизменения и словообразования: употребляет уменьшительно-ласкательные формы слов (чашка – чашечка), образовывает прилагательные от существительных (сок из яблок – яблочный, хвост медведя – медвежий, стол из дерева – деревянный).
Ребенок употребляет правильные падежные окончания существительных и прилагательных, формы множественного числа существительных, прилагательных (один большой дом – два больших дома – пять больших домов).
Ребенок пользуется в речи и простыми, и сложными предлогами. — Сформированность связной речи.
Ребенок способен последовательно, связно и точно формулировать основную мысль своего высказывания. Он может подробно пересказать короткий текст, рассказать о происшедших с ним событиях, описать предмет или явление, составить рассказ по серии сюжетных картин.
— Сформированность мелкой моторики.
Ребенок хорошо владеет ножницами, правильно держит карандаш, может обвести по контуру силуэт, заштриховать или раскрасить изображенный предмет. Он умеет завязывать шнурки, выполняет движения с мелкими предметами (мозаика, бусы).
Экспресс – диагностика уровня речевого развития. 1. Раздели слово ШКОЛА хлопками на слоги. Сколько слогов в этом слове? Назови первый слог, второй слог. Есть ли в слове ШКОЛА звук Ш? Где ты слышишь этот звук – вначале, в середине, или в конце слова.
2. Сколько звуков в слове ДОМ? Назови первый, второй, третий звук.
3. Назови одним словом такие предметы: стол, диван, шкаф, кровать (мебель).
4. Как называется детеныш кошки, собаки, коровы, лошади, овцы?
5. Давай поиграем в игру «Один – много»:
один мяч, а много (чего?) – мячей; одно окно, а много — …; одно ведро, а много — …; одна овца, а много — …; одно кресло, а много…
6. А теперь поиграем в игру «Чей хвост?». У лисы хвост (чей?) – лисий, у зайца — …, у белки — …, у медведя — ….
7. Послушай рассказ. Он называется «Лето в деревне».
Летом Маша и Дима гостили у бабушки в деревне. Каждый день они ходили на речку купаться, загорать и ловить рыбу. В деревне они видели разных домашних животных: корову с теленком, свинью с поросенком, рыжую собаку и пушистую кошку. Маша и Дима помогали бабушке ухаживать за животными.
Ответь на вопросы:
Где гостили летом Маша и Дима?
Куда они ходили каждый день?
Каких животных они видели в деревне? Кому Маша и Дима помогали ухаживать за животными?
Послушай рассказ еще раз. Перескажи рассказ.
Вам помогут специалисты:
— учитель-логопед — определит уровень речевой готовности к школе;
— педагог-психолог – определит интеллектуальную и психологическую готовность к школе.
Желаем Вашим детям успешной учёбы в школе!