Работа с детьми с ЗПР

Автор: Юлия Сергеевна Селезнева

Задержка психического развития (ЗПР) – это темповое отставание развития психических процессов и незрелость эмоционально-волевой сферы у детей, которые потенциально могут быть преодолены с помощью специально организованного обучения и воспитания. Задержка психического развития характеризуется недостаточным уровнем развития моторики, речи, внимания, памяти, мышления, регуляции и саморе­гуляции поведения, примитив­ностью и неустойчивостью эмоций, плохой успеваемостью в школе. Диагностика ЗПР проводится коллегиально комиссией в составе медицинских специалистов, педагогов и психологов. Дети с задержкой психического развития нуждаются в специально организованном коррекционно-развивающем обучении и медицинском сопровождении.

Задержка психического развития (ЗПР) представляет собой обратимые нарушения интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы, сопровождающиеся специфическими трудностями в обучении. Число лиц с задержкой психического развития достигает 15-16% в детской популяции. ЗПР является в большей степени психолого-педагогической категорией, однако в ее основе могут лежать органические нарушения, поэтому данное состояние также рассматривается медицинскими дисциплинами – прежде всего, педиатрией и детской неврологией.

Поскольку развитие различных психических функций у детей происходит неравномерно, обычно заключение «задержка психического развития» устанавливается детям-дошкольникам не ранее 4-5 лет, а на практике — чаще в процессе школьного обучения.  

Моей дочери было 5 лет, когда нам поставили ЗПР, ОНР 3 уровня. С тех пор я начала больше интересоваться литературой по этой теме. Мы с 3 лет лепим пластилином, и не было ни дня, когда мы пропускали лепку. Мне кажется, мы использовали тонну пластилина. Начинали мы лепить с миниатюрных человечков. Порой фигуры человечков со всеми частями были размером с мой ноготь. Скорее это было связано с самооценкой. Размер фигур, а с ними и уверенность в себе, с возрастом становилась выше. Когда мы пошли в школу, Карина была очень скромной и стеснительной. Страдала эмоциональная сфера. Многие звуки произносила не четко. Понимая это, она говорила тихо. А сложные длинные слова были для нее «невыговариваемыми». Нам сложно было учить стихи. Я бы не сказала, что у нее была плохая память. Но порой слова, которые она не могла выговорить, мы учили часами. Как оказалось позже, у Карины нарушен фонематический слух. Прошло 4 года. За это время мы прошли лечение у невролога, мануального терапевта, логопеда. Множество различных обследований, анализов. Ежедневный контроль звуков, ответственное выполнение домашнего задания, соблюдение режима – все это пошло на пользу. Сейчас дочери 11 лет, она окончила 4 класс. Она до сих пор лепит, но уже из полимерной глины. Красиво рисует. Очень ответственная ученица. Сейчас учит стихи по 20 строчек самостоятельно. Уроки делает самостоятельно на 90 %. Успеваемость на среднем уровне. Мы продолжаем коррекционно-логопедическую работу. И радуемся всему, чего достигли.

Огромную роль в развитии ребенка играет среда его обучения и конечно же поддержка и помощь в семье. Только длительная систематическая работа и любовь родителей может помочь ребенку и дать хорошие результаты.

×
×