Автор: Валиконене Елена Владимировна
ПРОЕКТ
«Путешествие Юных экономистов»
Подготовила:
воспитатель высшей категории: Валиконене Е.В.
МДОУ №14 «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК»
Продолжительность проекта: краткосрочный 5 дней.
Вид проекта: разработка (внеурочного, урочного) занятий по ФГ детей 6-7 лет.
Структура проекта: повышение финансовой грамотности обучающихся: как социально-педагогическая проблема.
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители.
Постановка проблемы: Помочь детям дошкольного возраста сформировать представления об экономических понятиях: экономика, потребности, нормы жизни, деньги, товар, цена.
Актуальность: Низкий уровень финансовой грамотности негативно влияет на личное благосостояние и финансовый потенциал домашних хозяйств, препятствует развитию финансового рынка, затормаживает инвестиционные процессы в экономике и приводит к ухудшению социально-экономического положения страны. Проблема связана с фрагментарным характером преподавания основ финансовой грамотности в образовательных организациях, недостатком понятных и доступных учебных программ и образовательных материалов для всех слоев населения, недостатком квалифицированных преподавателей основ финансовой грамотности. Это влечет за собой недостаток или отсутствие навыков и компетенций, необходимых для эффективного управления личными финансами, осуществления осознанного выбора финансовых услуг, взаимодействия с финансовыми организациями, органами и организациями, которые занимаются защитой прав потребителей финансовых услуг.
Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности.
Цель проекта: способствовать развитию реального экономического мышления, интереса к экономическим знаниям дошкольников и их родителей.
Задачи проекта:
— Формировать основы экономической грамотности у дошкольников;
— Развивать основы экономической грамотности дошкольников посредством разнообразных видов детской деятельности;
— Совершенствовать коммуникативные качества детей;
— Содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых.
— Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций экономических отношений посредством игровых действий.
Новые слова и понятия: экономика, обмен, деньги, банк, монетный двор, управляющий банка, бухгалтер-кассир, продавец, закупщик, продажа, торг.
Этапы реализации проекта.
— подбор методической, справочной, энциклопедической и художественной литературы по выбранной теме проекта;
-подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта, целенаправленности, систематизации воспитательно-образовательного процесса экономической направленности.
— информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Путешествие юных экономистов»;
— подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта;
— создание развивающей среды по теме.
2 этап. Практический:
Реализация проектных мероприятий в форме совместной деятельности воспитателя с детьми. Это использование раздаточного материала в соответствии с темой проекта, изготовление пособий для занятий и атрибутов для игр;
-чтение художественной литературы,
-просмотр мультфильмов,
-презентаций,
-беседы,
-дидактические игры,
-художественное творчество,
-решение проблемных ситуаций, —
сюжетно-ролевые игры,
-игровые ситуации,
-загадки, пословицы,
-продуктивная деятельность,
-физ. разминки
3этап – Заключительный:
Подведение итогов реализации проекта в форме интеллектуально-познавательной игры «Путешествие по стране Экономика»
Основные средства:
-информирование родителей о задачах и содержании экономического воспитания детей в детском саду и семье;
-участие родителей в работе по экономическому воспитанию детей в дошкольном учреждении (игры, праздники, конкурсы);
-создание обогащённой развивающей среды в группах:
— наличие денежной единицы;
— наличие банковской ячейки для хранения денег;
-проведение бесед, рассказывание историй и сказок, сюжетно-ролевых игр, создание игровых ситуаций;
-совместные с детьми размышления на темы: «Что такое экономика?», «Что мы знаем об экономике?», «Что хотим узнать?», «Как мы будем это узнавать?»
-проведение экономических ярмарок, аукционов, развлечений.
Предполагаемые результаты:
— Дети приобретают первичный финансовый опыт, учатся устанавливать разумные финансовые отношения в различных сферах жизнедеятельности;
— Родители получают дополнительные знания по воспитанию экономической грамотности детей;
-Дети понимают и ценят окружающий предметный мир, как результат труда людей;
-Педагоги получат систему работы по формированию экономического опыта детей.
-Уважают людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги;
-Осознают на доступном им уровне взаимосвязь понятий «труд – продукт – деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества
План мероприятий:
Рассказ воспитателя о деньгах, о цене товара
«История денег»
«Деньги – Цена»
«Экономика: рынок, товар, деньги»
Просмотр мультфильма
«Как старик корову продавал»
Презентации:
«История денег»
«Товар и деньги»
«Семейный бюджет и расходы семьи».
Беседы
«Деньги помощники»
«Царица экономика»
«Наличные деньги, цена, сдача».
Вторник:
Чтение художественной литературы А. Романова «Чудеса в кошельке», К. Чуковского «Муха-Цокотуха».
Физкультурные разминки
«Замок»
«Покупка»
«Товары в магазине»
«Профессии»
Считаем денежки»
Продуктивная деятельность: изготовление чеков, банковских карточек для с/р игры «Супермаркет».
Дидактические игры
«Какой товар лишний?»
«Что забыли положить в корзину?»
«Давай поменяемся»
Среда:
Художественное творчество
Рисование по произведению К.Чуковского «Муха-Цокотуха»
Рисование по произведению А. Романова «Чудеса в кошельке»
Решение проблемных ситуаций
Сюжетно-ролевая игры
«Торговый центр»
«Рекламное агентство»
«Банк»
Четверг:
Игровые ситуации
Продуктивная деятельность с родителями
Загадки
Пословицы
Интеллектуально-познавательная игра «Путешествие в страну Экономика»
Заключение:
Наиболее важный эффект, который ожидаем от реализации данного проекта – это начало взаимодействия детей и родителей в сфере личных финансов. На занятиях в игровой форме, через интересный и познавательный сюжет дети знакомятся со сложными финансовыми понятиями, а дома вместе с родителями выполняют задания по финансовой грамотности. На занятиях педагог дает им знания, но правильные навыки обращения с личными финансами дети могут получить только в семье.