8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный с 6:00 по 21:00

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с хакасским народным праздником «Чыл-Пазы»

Автор: Торокова Валентина Леонидовна Сидеева Рада Михайловна

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с хакасским народным праздником «Чыл-Пазы»

Патриотизм — одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. Гордость за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого — естественные чувства человека. Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современного детского сада, ведь детство — самая благодатная пора для привития чувства любви к Родине. Роль детского сада в формировании .

Под патриотическим воспитанием дошкольников понимается взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально — действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.и этого чувства очень важна.

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста — одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, детскому саду, малой родине и родной стране.

Важную роль в патриотическом воспитание детей, могут сыграть народные праздники. Они отражают историко-культурное наследие народа и в известной мере формируют духовный мир подрастающего поколения. Особое место в праздниках занимают социально-психологические факторы, религиозные обычаи и обряды, нормы взаимоотношений между людьми. Отражая важнейшие  социальные связи поколений, их представление о мире, праздник сохраняется как этнокультурная традиция. Весь обрядово-праздничный комплекс составляет значительную часть современной этнической культуры народа. Праздник – первичная и неуничтожимая категория человеческой культуры. Он может оскудеть, даже выродиться, но он не может исчезнуть.

Народная культура в современных условиях своими возможностями создает наиболее благоприятную среду для выявления и развития в ребенке национальных особенностей человека. Соблюдение национальных традиций и обычаев обеспечивает связь, преемственность поколений, на них держится духовно-нравственная жизнь народа. Народная мудрость легко входит в жизнь и память ребенка через народные приметы, пословицы и поговорки.

Проблема патриотического воспитания детей представляется актуальной в силу целого ряда взаимосвязанных причин:

— в последнее десятилетие находятся «в тени» народные традиции, праздники, а их яркая эмоциональная форма и содержание воспитывают в детях положительные чувства, помогают ребенку осознать свою национальную принадлежность;

— воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста возможно в тесном контакте с семьей, но современная семья во многом утратила прежние традиции, не успев сформировать новые формы семейного уклада.

— в работе воспитателя детского сада патриотическое воспитание детей является одним из приоритетных направлений деятельности, что обусловливает разработку эффективных форм, методов и условий патриотического воспитания детей.

      Можно предположить, что при создании условий патриотического воспитания в детском саду, у старших дошкольников будет проходить процесс формирования таких личностных качеств, как доброта, сопереживание, любознательность, а также уважения и привязанности к своей Родине, интереса к познанию культурного наследия малой родины, нашей страны.

      В детском саду «Феденька» города Абакана многонациональный состав детей. Все они  одинаково дороги. Хочется, чтобы каждый из них вырос умным, добрым, порядочным человеком. Любящим свою родную культуру и в то же время понимающим ценности культуры коренных жителей республики. Воспитанники «Почемучки» на протяжении всего учебного процесса каждый раз узнают новое про Хакасию.

  . Воспитатели продолжают в группах знакомить детей с устным народным творчеством, декоративно-прикладным искусством, с культурой хакасского народа, хакасскими песнями, играми.

       В нынешнем году 23 марта был организован праздник Чыл-Пазы (Новый год). Подготовка к празднику началась задолго до его проведения. Дети совместно с педагогами разучивали пословицы, поговорки, загадки, танцы, песни как на русском, так и на хакасском языке, знакомились с традициями и обрядами праздника. Дети узнали, что Чыл- Пазы — праздник благодарения, гостеприимства и очищения. Праздник Солнца, Неба, Огня и Березы – праздник природы. Был создан мини-музей «Хакасская юрта». В музее представлены предметы крестьянского обихода, украшения, чтобы дети смогли познакомиться с историей, традициями хакасского народа. Во время праздника ведущая провела обряд кормления огня молоком и мясом. Для этого соорудили макет чистого костра. После этого обряда ведущая очистила детей и гостей   травой «ирбен от» этим самым забрала все плохие мысли и поступки.

   Затем загадывали желания и привязывали ленточки белого, красного, синего, зеленого цветов на веточки березы. Ведь береза считается у хакасского народа священным деревом. Дети в национальных костюмах исполняли песни, танцы и, конечно, не обошлось без игр и забав. В заключение детей и гостей  угощали национальным хакасским лакомством талған.

Таким образом, праздники помогают воспитывать чувство патриотизма у дошкольников, приобщают их к родной культуре и традициям. Народные праздники формируют у подрастающего поколения, высокие нравственные, морально-психологические и этические качества, среди которых большое значение имеет гражданственность, ответственность за судьбу Отечества и готовность к его защите.

 

 

 

 

×
×