Инновационная деятельность педагога

Автор: Мулдашева Светлана Викторовна, Мулдашев Роман Мадиевич

Особое значение в процессе профессионального самосовершенствования человека имеет его инновационная деятельность. Она связана с новшествами и может быть осуществлена в разных сферах деятельности человека, в том числе и в образовательной области.

С точки зрения педагогической науки под «инновационной деятельностью» понимается целенаправленная педагогическая деятельность, основанная на осмыслении собственного педагогического опыта при помощи сравнения и изучения учебно-воспитательного процесса с целью достижения более высоких результатов, получения нового знания, внедрения новой педагогической практики; это творческий процесс по планированию и реализации педагогических новшеств, направленных на повышение качества образования.

С понятием «инновационная деятельность» тесно связан термин «педагогическая инновация», который подразумевает нововведение в педагогическую деятельность, изменение в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности.

В образовательном учреждении инновационная деятельность педагога сводится к реализация той или иной технологии образования. Это может быть:

1.    использование новейших информационных технологий;

 

2.    применение к содержанию образования принципа интеграции;

 

3.    реализация развивающего, дифференцированного, проектного, проблемного, программированного, модульного и др. обучения.

 

Как показывает практика, большинство учителей осуществляет инновационную деятельность в рамках первого направления.

Использование информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности педагога чаще всего сводится к работе с электронной почтой, поиску информации в сети Интернет, подготовке раздаточного материала, созданию презентаций, демонстрации учебных фильмов и обучающих видеоматериалов, использованию электронных учебников и мультимедийных энциклопедий на компакт-дисках. Однако этим возможности IT-технологий не ограничиваются. В настоящее время широкое распространение получают обучающие программы и приложения, средства автоматизированного контроля знаний обучаемых (интерактивные тесты), образовательные порталы, тренажеры и др. мультимедийные средства обучения.

Хочется обратить внимание на тот факт, что согласно Федеральным государственным образовательным стандартам, формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий является одной из важных составляющих метапредметных результатов освоения основной образовательной программы.

Каким образом педагог может развить у школьников ИКТ-компетентность? Только в том случае, если сам будет компетентным в этих вопросах, если будет готов осуществлять инновационную деятельность. Внедрение в процесс образования различных новшеств во многом зависит от потенциала самого учителя, от степени сформированности у него необходимых для этой деятельности личностных (большая работоспособность, умение выдерживать действие сильных раздражителей, высокий эмоциональный статус, готовность к творчеству) и специальных качеств (знание новых технологий, овладение новыми методами обучения, умение разрабатывать проекты, умение анализировать и выявлять причины недостатков).

Второе направление инновационной деятельности педагога связано с применением к содержанию образования принципа интеграции, подразумевающего глубокое взаимопроникновение, слияние в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области.

Ярким примером являются бинарные (интегрированные) уроки, имеющие практическую направленность, гармонично сочетающие в себе методы различных наук и позволяющие добиться целостного, синтезированного восприятия учащимися исследуемого вопроса.

Информатика, на наш взгляд, является «универсальным звеном», позволяющим «соединить» практически все учебные дисциплины. Например, интеграция уроков информатики и ОБЖ подразумевается на этапе закрепления знаний, во время которого ученики получают возможность построить таблицы или схемы по пройденному материалу. Таким образом, ученики не только получают необходимые знания курса ОБЖ, но и умения осуществлять поиск информации (в тексте ученика или, по необходимости, в сети Интернет), за которым следует ее структурирование и преобразование в табличную форму (увеличение наглядности). Кроме того, учащиеся закрепляют знания и умения работы в текстовых и табличных редакторах, развивая ИКТ-компетентность.

Одним из эффективных средств обучения могут быть бинарные уроки. Проведённый в 8 классе бинарный урок истории и информатики по теме «Эпоха Петра I. Формирование духовной традиции в России в начале 18 века» позволил не только дать оценку действиям Петра Великого, соотнести его деяния на благо Отечества и подвиг Александра Невского, проанализировать новые духовные традиции нашего народа, заложенные царем-реформатором, но и, благодаря использованию приложения Google Earth Pro, представляющего собой инструмент для изучения трехмерной модели Земли и ее спутниковых снимков и позволяющего работать с 3D снимками и объемными моделями большинства городов, популярных архитектурных строений и других ориентиров, «погрузить» учеников в обстановку исторической эпохи, создать иллюзию соприсутствия и сопереживания, содействовала формированию объемных и ярких представлений о прошлом. Учащиеся получили возможность смоделировать путь перенесения мощей св. блгв. князя Александра Невского и побывать в Свято-Троицкой Александро-Невской Лавре, рассмотреть убранство храма.

Ещё одним из видов инновации в образовании, которое приобрело широкое распространение, является проектное обучение. Проекты, выполняемые учениками в рамках внеурочной деятельности по информатике, представляют собой видеоролики или небольшие видеорепортажи, интерактивные презентации, которые публикуются на сайте образовательного учреждения и на странице в социальных сетях. Создание таких проектов требует от учеников знаний 1) основ фото- и видеосъемки, 2) русского языка и литературы (для оформления текста за кадром), умений 1) грамотно и красиво говорить (для озвучивания текста), 2) работать в соответствующих программах для видеомонтажа, способствует развитию творческого потенциала учащихся. Особую ценность представляют совместные проекты педагогов и учащихся.

Таким образом, сущность инновационной деятельности педагога состоит в ориентации образовательной деятельности на потенциальные возможности учащихся и их реализацию.

Известный чешский педагог и писатель Ян Амос Коменский говорил: «Пусть предметы сразу схватываются несколькими чувствами, зарисовываются, чтобы запечатлеваться через зрение и действие руки… всеми средствами нужно воспламенять жажду знаний и пылкое усердие к учению». Именно это так называемое золотое правило успешного освоения материала может быть реализовано благодаря инновационной деятельности педагога.

×
×