Автор: Недугова Елена Владимировна
«Формирование социально-коммуникативной грамотности на уровне дошкольного образования и креативного мышления»
Социально — коммуникативное развитие ребенка – это процесс, в результате которого он учится устанавливать и поддерживать необходимые контакты с окружающим миром и людьми. Нашей целью данного направления является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства. Социально – коммуникативное развитие детей относится к числу важнейших проблем педагогики. Его важность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребенка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей.
Для реализации задач социально – коммуникативного развития дошкольников направлена на приобретение опыта в различных видах детской деятельности.
Игровая деятельность – дает ребенку почувствовать себя равноправным членом общества. В игре у ребенка появляется уверенность в собственных силах, в способности получать реальный результат.
Исследовательская деятельность – дает возможность ребенку самостоятельно находить решение, подтверждение или опровержение собственных представлений.
Изобразительная деятельность – позволяет ребенку с помощью элементарного труда в процессе создания продуктов детского творчества на основе воображения и фантазии «вжиться» в мир взрослых, познать его и принять в нем участие.
Предметная деятельность – удовлетворяет познавательные интересы ребенка в определенный период, помогает ориентировать в окружающем мире.
Познавательная деятельность обогащает опыт ребенка, стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет социальные чувства.
Коммуникативная деятельность (общение) объединяет взрослого и ребенка, удовлетворяет разнообразные потребности ребенка в эмоциональной близости с взрослым, в его поддержке и оценке.
Конструктивная деятельность – дает возможность сформировать сложные мыслительные действия, творческое воображение, механизмы управления собственным поведением.
Каждый вид указанных и других видов совместной деятельности вносит свой особый вклад в процесс социально – коммуникативного развития дошкольников.
В своей работе при развитии социально – коммуникативных навыков детей я использую технологию проблемных ситуаций.
«Ситуации гуманистического характера»
Ставим детей перед выбором: откликнуться на проблемы других детей или предпочесть личные интересы и проявить безразличие.
«Научи своего друга тому, что умеешь сам»
Я побуждаю детей к проявлению внимания друг к другу, взаимопомощи и сотрудничеству: научить лепить, мастерить игрушки, играть в настольные игры, бросать в цель, одеваться на прогулку. Побуждая детей поделиться опытом, я помогаю им войти в роль «Учителя», т.е. быть терпеливыми, внимательными и снисходительными к трудностям и ошибкам сверстников.
«Как быть, что делать?»
Это различные ситуации затруднения, которые я создаю, чтобы пробудить инициативу, самостоятельность, отзывчивость детей, готовность искать правильное решение.
Большое значение придаю общению детей во время сюжетно – ролевых игр. Играя вместе с детьми, стимулирую их самостоятельно задумывать сюжет и продумывать содержание игры, распределять роли и подбирать игровой материал.
Особый интерес, как у нас педагогов, так и у детей вызывает коллективные игры и игры ситуации. В ходе коллективной игры в непринужденной форме устанавливаются дружеские взаимоотношения между детьми. Приведу пример.
Игра «Ау!»
Один ребенок стоит спиной ко всем остальным, он потерялся в лесу. Кто то из детей кричит ему «Ау!» — и «потерявшийся» должен угадать, кто его звал.
Игра косвенно стимулирует интерес детей друг к другу через игровое правило.
Игра «Нос к носу»
Дети свободно располагаются по комнате и двигаются в любом направлении. По команде взрослого, например «Нос к носу» они становятся по парам и касаются друг друга носами. Команды могут быть разнообразными: «Ладошка к ладошке», «Коленка к коленке», Ухо к уху» и т.д.
Для более эффективного достижения нашей цели использую различные методики, направленные на развитие движущих сил креативности – гибкости и оригинальности мысли. Креативное мышление помогает быстрее реагировать на задачи. Умело выходить из сложных ситуаций, жить не по шаблону и генерировать классные идеи. Применяемые методы можно разделить на две подгруппы на основе их преобладающего назначения:
— нацеленные на развитие наглядно-образных представлений, стимулирующие мыслительные процессы. К первой подгруппе относятся задания на воспроизведение внешнего вида предмета, на узнавание образа, на воссоздание объекта по незначительной части.
Вторую подгруппу составляют задания на выявление признаков, сравнение, упорядочивание по размерам и пр.
В своей работе применяю прием креативного мышления через художественное творчество.
-Облака – загадки.
-Детям нужно придумать на что похожи изображенные облака и дорисовать детали.
-Придумать и нарисовать несуществующее животное и дать ему название.
Применяю технологию ТРИЗ.
— Что было потом?
Дети придумывают продолжение сказки.
— Подзорная труба.
Каждый ребенок по очереди рассматривает картину в «подзорную трубу» и называет только один объект. Это позволяет детям выделить отдельные объекты, изображённые на картине, давать им соответствующие названия.
Метод креативного речевого развития.
-Нужно подобрать прилагательные и существительные, заключающие в себе понятия света и темноты (тепла и холода, весны и зимы, утра и вечера и т.д.) Свет (яркий, ласковый) солнце, утро, лампа, костёр, свеча.
Темнота (закрытый, ночной) ночь, вечер, пещера.
Использование деятельностного подхода в развитии социально – коммуникативных навыков и креативного мышления у дошкольников, позволяет сформировать у детей умение решать ситуации проблемного характера, находить выход из них, творчески мыслить, высказывать свои доводы и суждения, что положительно сказывается на дальнейшем социально – личностном развитии дошкольника