Формирование социально-коммуникативной грамотности на уровне дошкольного образования и креативного мышления

Автор: Недугова Елена Владимировна

«Формирование социально-коммуникативной грамотности на уровне дошкольного образования и креативного мышления»

 

 

            Социально — коммуникативное развитие ребенка – это процесс, в результате которого он учится устанавливать и поддерживать необходимые контакты с окружающим миром и людьми.  Нашей целью данного направления является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства. Социально – коммуникативное развитие детей относится к числу важнейших проблем педагогики. Его важность возрастает  в современных условиях в связи с особенностями  социального окружения ребенка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей.

         Для реализации задач социально – коммуникативного развития  дошкольников направлена на приобретение опыта в различных видах детской деятельности.

Игровая деятельность – дает ребенку почувствовать себя равноправным членом общества.  В игре у ребенка появляется уверенность в собственных силах, в способности получать реальный результат.

Исследовательская  деятельность – дает возможность ребенку самостоятельно находить решение, подтверждение или опровержение собственных представлений.

Изобразительная деятельность – позволяет ребенку с помощью элементарного труда в процессе создания продуктов детского творчества на основе воображения  и  фантазии «вжиться» в мир взрослых, познать его и принять в нем участие.

Предметная деятельность – удовлетворяет  познавательные  интересы  ребенка  в определенный период, помогает ориентировать в окружающем мире.

Познавательная деятельность обогащает опыт ребенка, стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет социальные чувства.

Коммуникативная деятельность (общение) объединяет  взрослого и ребенка, удовлетворяет разнообразные потребности ребенка в эмоциональной близости  с взрослым, в его поддержке и оценке.

Конструктивная деятельность – дает возможность сформировать сложные мыслительные действия, творческое воображение, механизмы управления собственным поведением.

Каждый вид указанных и других видов совместной деятельности вносит свой особый вклад в процесс  социально – коммуникативного развития дошкольников.

В своей работе при развитии социально – коммуникативных навыков детей я использую технологию проблемных ситуаций.

«Ситуации гуманистического характера»

Ставим детей перед выбором: откликнуться на проблемы других детей или предпочесть личные интересы и проявить безразличие.

 

«Научи своего друга тому, что умеешь сам»

Я побуждаю детей к проявлению внимания друг к другу, взаимопомощи и сотрудничеству: научить лепить, мастерить игрушки, играть в настольные игры, бросать в цель, одеваться на прогулку. Побуждая детей  поделиться опытом, я помогаю им войти в роль «Учителя», т.е. быть терпеливыми, внимательными и снисходительными  к трудностям и ошибкам сверстников.

 

«Как быть, что делать?»

Это различные ситуации затруднения, которые я создаю, чтобы пробудить инициативу, самостоятельность, отзывчивость детей, готовность искать правильное решение.

Большое значение придаю общению детей во время сюжетно – ролевых игр. Играя вместе с детьми, стимулирую их самостоятельно задумывать сюжет и продумывать содержание игры, распределять роли и подбирать игровой материал.

         Особый интерес, как у нас педагогов, так и у детей вызывает коллективные игры и игры ситуации. В ходе коллективной игры в непринужденной форме устанавливаются дружеские взаимоотношения между детьми. Приведу пример.

Игра «Ау!» 

Один ребенок стоит спиной ко всем остальным, он потерялся в лесу. Кто то из детей кричит ему «Ау!»  — и «потерявшийся» должен угадать, кто его звал.

Игра косвенно стимулирует интерес детей друг к другу через игровое правило.

Игра «Нос к носу»

Дети свободно располагаются по комнате и двигаются в любом направлении. По команде взрослого, например «Нос к носу» они становятся по парам и касаются друг друга носами. Команды могут быть разнообразными: «Ладошка к ладошке», «Коленка к коленке», Ухо к уху» и т.д.

         Для более эффективного достижения нашей цели использую различные методики, направленные на развитие движущих сил креативности – гибкости и оригинальности мысли. Креативное мышление помогает быстрее реагировать на задачи. Умело выходить из сложных ситуаций, жить не по шаблону и генерировать классные идеи. Применяемые методы можно разделить на две подгруппы на основе их преобладающего назначения:

— нацеленные на развитие наглядно-образных представлений, стимулирующие мыслительные процессы. К первой подгруппе относятся задания на воспроизведение внешнего вида предмета, на узнавание образа, на воссоздание объекта по незначительной части.

Вторую подгруппу составляют задания на выявление признаков, сравнение, упорядочивание по размерам и пр.

         В своей работе применяю прием креативного мышления через художественное творчество.

-Облака – загадки.

-Детям нужно придумать на что похожи  изображенные облака и дорисовать детали.

-Придумать и нарисовать несуществующее животное и дать ему название.

 

Применяю технологию ТРИЗ.

— Что было потом?

Дети придумывают продолжение сказки.

 

— Подзорная труба.

Каждый ребенок по очереди рассматривает картину в «подзорную трубу» и называет только один объект. Это позволяет детям выделить отдельные объекты, изображённые на картине, давать им соответствующие названия.

 

Метод креативного речевого развития.

-Нужно подобрать прилагательные и существительные, заключающие в себе понятия света и темноты (тепла и холода, весны и зимы, утра и вечера и т.д.) Свет (яркий, ласковый) солнце, утро, лампа, костёр, свеча.

Темнота (закрытый,  ночной) ночь, вечер, пещера.

         Использование деятельностного подхода в развитии социально – коммуникативных  навыков и креативного мышления у дошкольников, позволяет сформировать  у детей умение решать ситуации проблемного характера, находить выход из них, творчески мыслить, высказывать свои доводы и суждения, что положительно сказывается на дальнейшем социально – личностном развитии дошкольника

×
×