Разработка урока-исследования «Старая Пермь. Лента времени»

Автор: Забелина Ольга Викторовна

 

Методическая разработка урока-исследования для 4 класса

«Старая Пермь.  Лента времени»

 

   Цель: Расширение знаний и представлений об истории Пермского края через литературное  произведение.

   Задачи:

Ø познакомить с краткой биографией и стихотворением пермского поэта В. Радкевича;

Ø изучить историческое прошлое г. Перми, краеведческий материал о родном крае;

Ø способствовать развитию познавательной активности и расширению кругозора учащихся о истории, культуре родного края через самостоятельное изучение недостающих знаний из разных источников;

Ø способствовать развитию умения пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач;

Ø развивать смысловое чтение через развитие навыков работы с текстом;

Ø способствовать развитию коммуникативных умений;

Ø развивать исследовательские умения;

Ø развивать системное мышление;

Ø воспитывать патриотизм, чувство гордости за свой родной край;

Ø формировать учебной мотивации;

Ø способствовать включению всех учащихся в режим самостоятельной групповой или индивидуальной работы, связанной с проектированием какого-либо объекта или процесса;

Ø представить конечный продукт проекта «Ленту времени «Старая Пермь».

   Условия реализации:

Ø компьютер – 2 шт.;

Ø мультимедийный проектор, экран;

Ø компьютерная презентация (Приложение 1);

Ø аудиозапись;

Ø путеводитель для туристов «35 самых необычных памятников Пермского края» (автор-составитель – главный редактор пермского выпуска  «Комсомольская правда» М. Сизова) (Приложение 2);

Ø изображение скульптуры «Пермяк-солёные уши» (Приложение 3);

Ø репродукция картины В.И. Сурикова «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем» (Приложение 4);

Ø информационное изображение «Схема похода в Сибирь дружины Ермака» (Приложение 5);

Ø информационное изображение «Соликамск – соляная столица России» (Приложение 6)

Ø ПК: текущая версия страницы Википедии «Сибирский поход Ермака» ru.wikipedia.org (Приложение 7);

Ø ПК: информационно-аналитический журнал «Посреди России», выпуск от 29.03.2019г. posredi.ru (Приложение 8);

Ø кулинарная подарочная книга. А. Субботин «Пермская кухня». Издательство «Сенатор», 2019 (Приложение 9);

Ø печатная версия исторического журнала «Наш Урал», выпуск от 25.01.2016 г. nashural.ru (Приложение 10);

Ø индивидуальная карточка «Рефлексивная мишень» (Приложение 11);

Ø «Лента времени»;

Ø план работы над отрывком стихотворения (Приложение 12);

Ø план представления готового ответа (Приложение 13);

Ø фрагмент печатной версии сайта «59.ru – новости Перми», выпуск  от 17.11.2017г.  https://59.ru/text/business/2020/11/17/69527943/ (Приложение 14);

Ø фото «Забастовка на Мотовилихе» (Приложение 15);

Ø цветные карандаши, бумага.

   Этапы урока:

Ø интерактивная часть с фронтальной организационной формой – диалог учителя и учащихся;

Ø коллективная часть самостоятельной работы в групповой организационной форме – учитель-консультант;

Ø презентационная часть самостоятельного группового предъявления результатов и самооценки – учитель – эксперт обобщения и оценивание конечных результатов деятельности.

   Формы организации деятельности учащихся на уроке: индивидуальная, групповая, фронтальная, коллективная.

   Методические приёмы: создание проблемной ситуации, анализ информационных источников, классификация, обобщение, прогнозирование, ситуационные задачи, перевод учебной ситуации в понятную учащимся жизненную ситуацию, работа по плану, рефлексия.

   Ожидаемые результаты.

   Обучающиеся познакомятся:

Ø с произведением В. Радкевича «Старая Пермь»;

Ø основными вехами из истории родного края.

 Урок будет способствовать развитию у учащихся следующих умений:

Ø осмысление задачи, для решения которой недостаточно знаний;

Ø ответ на вопрос: чему нужно научиться для решения задачи;

Ø самостоятельное привлечение знаний из различных областей;

Ø самостоятельное нахождение информации в информационном поле;

Ø нахождение нескольких вариантов решения проблемы;

Ø выдвижение гипотез;

Ø установление причинно-следственных связей;

Ø коллективное планирование;

Ø взаимодействие с любым партнёром;

Ø использование взаимопомощи в группе при решении общих задач;

Ø нахождение и исправление ошибок в работе других участников;

Ø проектирование процесса (изделия);

Ø вступление в диалог;

Ø проведение дискуссии;

Ø отстаивание своей точки зрения;

Ø нахождение компромисса;

Ø развитие монологической речи;

Ø уверенное поведение во время выступления;

Ø использование средств наглядности при выступлении.

 

Ход урока

 

1.     Орг. момент.

2.     Организационно-мотивирующий этап.

   Звучит аудиозапись стихотворения В. Радкевича «Старая Пермь», на экране дублируется текст.

— Скажите, любой поэт мог написать это стихотворение?

— Действительно, это стихотворение мог написать поэт, который жил в Перми или её окрестностях и знал историю своей малой Родины.

 — Чтобы любить свой край надо его узнать, изучить. Изучать можно по – разному. Так и делают учёные — краеведы. Я же предлагаю посмотреть на родное Прикамье глазами нашего пермского поэта — Владимира Радкевича, посвятившего большинство своих стихов Уралу, Прикамью, нашей природе. Обратите внимание на его портрет.

   4. Целеполагание.

— Кто может предположить, с какой целью я предложила вашему вниманию данное произведение? Кто сможет сформулировать тему урока?

— Какие картины вы представляли себе, слушая это стихотворение?

— Обратите внимание на текст. О каких исторических событиях, традициях  родного края можно узнать из этого произведения?

Вывод:

— Действительно, в этом  произведении мы можем проследить историю нашего края от начала освоения соляных месторождений до времён работы крупнейшего в Перми Мотовилихинского завода. Поэтому сегодня на уроке мы будем составлять «Ленту времени» по произведению В. Радкевича «Старая Пермь». Обратите внимание на доску, что представляет собой «Лента времени» — это временная горизонтальная линия, на которую в хронологическом порядке наносятся события, происходившие в тот, или иной период.

   5. Работа над новым материалом.

— Вы все разделены на группы, всего 5 групп, каждой из которых будет предложена часть стихотворения, которую вы должны изучить, выделить из неё упоминание о каких-либо событиях, традициях, собрать о них как можно больше информации и представить нашему вниманию рассказ о конкретном временном периоде из истории развития нашего края.

— Каждой группе предложен план действий, которым вы можете воспользоваться при выполнении задания (Приложение 12).

— На столе вы видите большое количество материала, необходимого для изучения. Я попрошу подойти и выбрать себе материал, который по-вашему мнению, понадобится вам для работы.

— Внутри группы вам необходимо распределить обязанности, кто чем будет заниматься.

— Чтобы ваша работа была грамотно представлена, вам необходимо пользоваться планом ответа, где вы расскажете об этапах своей деятельности (Приложение 13).

   6. Самостоятельная работа в группах.

   7. Представление конечного продукта.

— Итак, первая группа, представьте свой временной отрезок «Ленты времени». Не забывайте следовать плану ответа.

— Итог работы: Мы познакомились с историей солеварения в Пермском крае, а это ХV век на нашей Ленте, а также узнали об истории происхождения скульптуры «Пермяк-солёные уши».

-Прикрепите карточку на «Ленту времени».

— Вторая группа расскажет нам о событиях, упомянутых автором стихотворения в отрывке, предложенного их группе.

— Итог работы: Мы узнали о сибирском походе Ермака по территории Пермского края. И это XVI век на нашей «Ленте времени».

— Прикрепите карточку на «Ленту времени».

— Результат своего исследования представляет третья группа.

— Итог работы: История Сибирского тракта – XVII век.

— Прикрепите карточку на «Ленту времени».

— Послушаем выступление четвёртой группы.

— Итог: История происхождения пельменей, их разновидность, уходит корнями в XVII век.

— Прикрепите карточку на «Ленту времени».

 

— Пятая группа расскажет о событиях, которых предстояло исследовать её участникам.

— Итог: История Мотовилихинского завода началась в 1736 году, а это XVIII  век.

— Прикрепите карточку на «Ленту времени».

   8. Обобщение и систематизация знаний.

— Посмотрите, какая «Лента времени» получилась у нас благодаря совместной работе.

— О каких этапах истории Пермского края вы узнали, благодаря стихотворению?

— Скажите, с какой целью мы сегодня «обратились»  к стихотворению Владимира Радкевича?

— Итог: Вы правы, нам необходимо знать историю родного края, события, которые происходили, а источником таких знаний являются, в том числе, и литературные произведения.

   9. Рефлексия.

— Перед вами мишень: на каком из полей мишени вы бы остановились?

— Кто желает объяснить свой выбор?

— Всем спасибо за работу!

 

   Литературные источники.

1.     Н.П. Горбачевич, Д.М. Софьин, О.В. Власова, Д.А. Кормилин Мой Пермский край. Странички далёких и близких времён. — Пермь, «Книжный мир», 2015

2.     В. Радкевич Стихи разных лет. – Пермское книжное издательство, 1981

   Интернет-ресурсы:

1.     ru.wikipedia.org

2.     posredi.ru

3.     nashural.ru

4.     https://59.ru/text/business/2020/11/17/69527943/

5.     https://www.perm.kp.ru/daily/26362/3244160/

 

 

Normal
0

false
false
false

RU
X-NONE
X-NONE

/* Style Definitions */
table.MsoNormalTable
{mso-style-name:»Обычная таблица»;
mso-tstyle-rowband-size:0;
mso-tstyle-colband-size:0;
mso-style-noshow:yes;
mso-style-priority:99;
mso-style-parent:»»;
mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;
mso-para-margin-top:0cm;
mso-para-margin-right:0cm;
mso-para-margin-bottom:10.0pt;
mso-para-margin-left:0cm;
line-height:115%;
mso-pagination:widow-orphan;
font-size:11.0pt;
font-family:»Calibri»,»sans-serif»;
mso-ascii-font-family:Calibri;
mso-ascii-theme-font:minor-latin;
mso-hansi-font-family:Calibri;
mso-hansi-theme-font:minor-latin;
mso-fareast-language:EN-US;}

×
×