Автор: Зубарева Ирина Викторовна
Интерактивные музыкально-дидактические игры
Актуальность
Использование ИКТ является одним из приоритетов образования. Согласно новым требованиям ФГОС, внедрение инновационных технологий призвано, прежде всего, улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей к получению новых знаний, ускорить процесс усвоения знаний. Одним из инновационных направлений являются компьютерные и мультимедийные технологии.
Использование ИКТ в работе с детьми открывает новые дидактические возможности, связанные с визуализацией материала, его «оживлением», возможностью представить наглядно те явления и процессы, которые невозможно продемонстрировать иными способами. Повышается и собственно качество наглядности, и ее содержательное наполнение. В частности, прекрасные возможности создает систематизация и структурирование учебного материала. Появляется возможность для концентрации больших объемов демонстрационного материала из разных источников, представленных в разных формах, оптимально выбранных и скомпонованных педагогом в зависимости от потребностей детей и особенностей программы. Ребенок перестает быть пассивным объектом обучения и становится активным участником педагогического процесса, что способствует осознанному усвоению знаний.
В музыкальном воспитании дошкольников применение наглядных пособий имеет особое значение. Сложность и своеобразие музыки, особенность ее восприятия требуют привлечения вспомогательных, «внемузыкальных» средств. На это обратили внимание видные педагоги-музыканты, психологи. Б. М. Теплов отмечал, что «музыка, взятая сама по себе, может только выражать эмоциональное содержание, но вместе с другими внемузыкальными средствами познания познавательное значение музыки развивается до широчайших пределов».
Известный специалист в области музыкального воспитания дошкольников — Н. А. Ветлугина считает, что в музыкальном воспитании детей необходимо применять вспомогательные наглядные средства, которые поясняют содержание музыки.
Использование интерактивных наглядных пособий в музыкальном воспитании детей позволяет в простой, доступной детям игровой форме дать представление о музыке, ее выразительных возможностях; научить различать разнообразную гамму чувств, настроений, переданную музыкой. Благодаря применению интерактивных наглядных пособий у детей активнее развиваются музыкально-сенсорные способности, а также общие музыкальные способности — ладовысотный слух, чувство ритма. У дошкольников возникает интерес к музыке. Музыкальные задания, в которых используется ИКТ, значительно активизируют умственную деятельность ребенка, развивают его самостоятельную музыкальную деятельность, которая приобретает творческий характер.
К таким интерактивным наглядным пособиям можно отнести интерактивные музыкально-дидактические игры. Они необходимы прежде всего для развития у детей представление о высоте и длительности музыкальных звуков, умение понимать характер разных музыкальных произведений и т. д. Весь смысл интерактивной музыкально-дидактической игры состоит в том, что музыкально-дидактическая игра (как и любая другая) имеет свой игровой сюжет, игровое действие, правила, которые необходимо соблюдать. Особенностью интерактивных музыкально- дидактических игр является и то, что они могут использоваться детьми самостоятельно вне музыкальных занятий в совместной деятельности с воспитателем и с родителями дома.
Цель
Развитие музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста
Форма организации
Ø Индивидуальная, групповая, подгрупповая в процессе НОД
Ø Совместная деятельность с воспитателем
Ø Совместная деятельность с родителями.
Ожидаемый результат
Использование интерактивных музыкально-дидактических игр способствует воспитанию у детей восприимчивости, интереса, любви к музыке, развитие эмоциональной отзывчивости на нее, приобщение их к разнообразным видам музыкальной деятельности (слушанию, пению, музыкально-ритмическим движениям), что позволяет развивать общую музыкальность ребенка, его творческие способности.
На основе полученных детьми знаний о музыке у них формируется сначала избирательное, а потом и оценочное отношение к ней, появляются начальные формы музыкального вкуса.
В данной методической разработке представлены 7 интерактивных музыкально дидактических игр, направленных на развитие музыкальных способностей старших дошкольников:
Медиасреда – Notebook 10
Медиапродукт – интерактивные задания
Оборудование:
компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска
1. «Загадки Тетушки Совы» цель – развивать у детей умение соотносить звуки по высоте, различать направление движения мелодии
Описание: Для детей игра начинается с третьего слайда, первые два для взрослого, который объяснит ребенку правила и будет сопровождать его во время игры. После того, как взрослый ознакомился на втором слайде с правилами игры и манипуляциями со всевозможными объектами, можно смело переходит на третий слайд, включить режим полного экрана и начать игру. На третьем слайде изображен герой, который приглашает ребенка в игру и озвучивает правила. Переходя на следующий слайд, ребенок нажимает на вопрос и слушает музыкальное задание. Если он нуждается в его повторении, то нужно нажать на знак вопроса еще раз и прослушать задание. Далее, на слайде представлены варианты ответов: движение мелодии вверх, вниз, на месте, скачки. После того, как ребенок определится с ответом и нажмет на выбранную им картинку, сразу станет понятно, выбран правильный им ответ или нет, т.к. неправильный ответ исчезнет и прозвучит соответствующий сигнал. Правильный ответ останется на экране и также будет сопровожден соответствующим сигналом.
2. «Мажор и Минор» цель – развитие ладового чувства у детей
Описание: Для детей игра начинается с третьего слайда, первые два д ля взрослого, который объяснит ребенку правила и будет сопровождать его во время игры. После того, как взрослый ознакомился на втором слайде с правилами игры и манипуляциями со всевозможными объектами, можно смело переходит на третий слайд, включить режим полного экр ана и начать игру. На третьем слайде изображена картинка посылки, при нажатии на которую, прозвучит задание и словесное объяснение правила игры. Далее необходимо перейти на следующий слайд. Нажав на картинку посылки, прозвучит мажорное или минорное музыкальное произведение. Прослушав его, ребенок должен определиться с ответом и нажать на картинку солнышка, если звучал мажор и на тучку, если звучал минор. Если ребенку необходимо повторное прослушивание, то нажмите на картинку посылки еще раз. Так же можно не дослушивать музыкальное задание и, нажав опять на картинку посылки, остановить его. Если ответ был дан верно, то при нажатии на солнышко появится мальчик Мажор, а при нажатии на тучку, появится мальчик Минор. Если выбор сделан неправильно, то прозвучит соответствующее звуковое сопровождение.
3. «Музыкальное лото» цель – развивать способность детей различать темп музыкального произведения
Описание: Для детей игра начинается с третьего слайда, первые два для взрослого, который объяснит ребенку правила и будет сопровождать его во время игры. После того, как взрослый ознакомился на втором слайде с правилами игры и манипуляциями со всевозможными объектами, можно смело переходит на третий слайд, включить режим полного экрана и начать игру. На третьем слайде изображена картинка Кроша, при нажатии на которую, прозвучит задание и словесное объяснение правил игры. Далее необходимо перейти на следующий слайд. Перед вами окажется поле с шести вопросами. Под синей чертой находятся ответы: Нюша, едущая на велосипеде, означает быстрый темп, идущий Крош – умеренный темп, стоящий Лосяш – медленный темп. В любом порядке можно выбрать вопрос и нажать на него, после чего заиграет музыкальное произведение, которое можно недослушать до конца, а еще раз нажав на это место, остановить ее. Либо для повторного прослушивания вам необходимо нажать на это место еще раз. Когда ребенок определится с ответом, выберет картинку под синей чертой, необходимо перетянуть ее на то место, где был вопрос. И так действовать до тех пор, пока не будут открыты все ячейки музыкального лото.
4. «Найди Машу» цель – развивать способность определять в каком регистре звучит музыка (высокий, средний, низкий)
Описание: Для детей игра начинается с третьего слайда, первые два для взрослого, который объяснит ребенку правила и будет сопровождать его во время игры. После того, как взрослый ознакомился на втором слайде с правилами игры и манипуляциями со всевозможными объектами, можно смело переходит на третий слайд, включить режим полного экрана и начать игру. На третьем слайде изображена Маша, при нажатии на которую, прозвучит задание и словесное объяснение правил игры. Далее необходимо перейти на следующий слайд. Перед вами окажется картинка на которой будут изображены кораблик (он обозначает низкие звуки), грузовичок (средние) и вертолётчик (высокие). После объяснений ребенку всех обозначений, нажмите на мигающий вопрос и прозвучит музыкальное задание. Для повтора его необходимо нажать на вопрос еще раз и так до тех пор, пока ребенок не определится с ответом. Затем нужно нажать на тот объект, который ребенок считает правильным ответом. Если ответ выбран верно, то на этом месте появится Маша. Если ответ дан неправильно, то этот объект исчезнет и прозвучит соответствующее звуковое сопровождение. Игра продолжается до тех пор, пока все задания не будут выполнены.
5. «Поле чудес» цель — развивать умение в различении динамических оттенков музыки: тихо (р), громко (f)
Описание: Для детей игра начинается, как обычно. с третьего слайда, первые два для взрослого, который объяснит ребенку правила и будет сопровождать его во время игры. После того, как взрослый ознакомился на втором слайде с правилами игры и манипуляциями со всевозможными объектами, можно смело переходить на третий слайд, включить режим полного экрана и начать игру. На третьем слайде изображен Л. Якубович, при нажатии на его портрет, прозвучит задание и словесное объяснение правил игры. Далее необходимо перейти на следующий слайд. Перед вами окажется разноцветный барабан с 8 полями, волчок, который приводится в действие, одним нажатием на него в центре барабана и выше него находится ряд разноцветных карточек, для проверки правильности данного ребенком ответа. Начинаем игру. Раскручиваем барабан. Затем он останавливается на поле любого цвета. Цвет поля и карточки взаимосвязаны. На поле находится знак вопроса, нажмите на него для прослушивания музыкального произведения. Если вам нет необходимости прослушивать его до конца, то нажмите на него еще раз и музыка прекратится. Так же, если произведение необходимо послушать еще раз, то снова нажмите на вопрос и музыка будет воспроизводится заново. Далее, дав свой ответ, ребенку необходимо выбрать карточку такого же цвета, какого было поле с вопросом. Нажать на карточку и проверить свой ответ. Внимание, ответы не всегда однозначные, есть и чередующиеся (например, начало — форте, далее – пиано).
6. «Ритмический паровозик» цель – развивать способность соотносить услышанный ритм и изображенный ритм на схемах, способность считывать ритмический рисунок со схемы
Описание: Для детей игра начинается, как обычно. с третьего слайда, первые два для взрослого, который объяснит ребенку правила и будет сопровождать его во время игры. После того, как взрослый ознакомился на втором слайде с правилами игры и манипуляциями со всевозможными объектами, можно смело переходить на третий слайд, включить режим полного экрана и начать игру. На третьем слайде изображен паровозик с вагончиками, на них изображены ритмические схемы. При нажатии на радугу, прозвучит условие игры. Прослушав его, нажмите на солнышко, и звуками гудков паровоза прозвучит ритмическая загадка. Ребенку необходимо ее прослушать, пропеть про себя, прохлопать в ладоши, а затем, найти схему, соответствующую прозвучавшей ритмической загадке. Из вагончиков необходимо выбрать ту схему, которую ребенок считает верной и нажав на нее, услышать звуковое сопровождение правильного или неправильного ответа. Игра продолжается до тех пор, пока не будут выполнены все задания.
7. «Цветные дорожки» цель учить детей определять жанр музыкальных произведений: песня, танец, марш
Описание: Для детей игра начинается, как обычно, с третьего слайда, первые два для взрослого, который объяснит ребенку правила и будет сопровождать его во время игры. После того, как взрослый ознакомился на втором слайде с правилами игры и манипуляциями со всевозможными объектами, можно смело переходить на третий слайд, включить режим полного экрана и начать игру. На третьем слайде изображены Фиксики, при нажатии на картинку, прозвучит задание и условия игры. Далее, вы переходите на следующий слайд. Перед вами находится игровое поле, кубик и 2 фишки. Фишки выставляются в зависимости от того, сколько человек будет играть. Если один, то необходима одна фишка, если два, то используйте две. Аналогично действуйте, если у вас две команды, либо одна группа детей. Кубик приводится в действие нажатием на него мышкой. Когда он остановится, отсчитайте такое количество ячеек, сколько выпало вам на кубике и поставьте в эту ячейку, слева от знака вопроса фишку так, чтобы не закрывать вопрос. Иначе, музыкальное задание не включится. Итак, кубик кинули, фишкой отсчитали необходимое количество ячеек, поставили фишку слева от вопроса. Что бы прозвучало музыкальное произведение, нажмите на вопрос. Для остановки его, нажмите еще раз. Для повторного воспроизведения также нажмите на знак вопроса. Только после того, как прозвучит музыкальное задание, либо вы сами должны его остановить, только тогда нажмите на цветное поле справа от знака вопроса. Если вы сделали все в правильной последовательности, то цветное поле исчезнет, а ребенок сможет увидеть правильный ответ и сравнить его со своим. Если вы кинули кубик, и он показал вам число, пройдя которое, вы увидите, что ячейка оказалось уже открытой, то переходите на следующую пустую ячейку. И так делайте ходы до тех пор, пока все ячейки не будут открыты. Сверху основного поля есть ячейки, в них вы можете записывать баллы, используя фломастер на рабочей панели интерактивной доски. За каждый правильный ответ 1 балл.
Литература
1. Анисимова, Г.И. Сто музыкальных игр для развития дошкольников. Старшая и подготовительная группы [Текст] / Г.И. Анисимова. — Ярославль: Академия развития, 2005.
2. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду [Текст]: кн. для воспитателя детского сада / А.К. Бондаренко. — 2-е изд., дораб. — М.: Просвещение, 1991.
3. Комиссарова Л. Н., Костина Э. П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников: Пособие для воспитателей и муз. руководителей дет. садов. —М.: Просвещение, 1986.
4. Каплунова И.М. Новоскольцева И.А. Праздник каждый день: Пособие для музыкальных руководителей детских садов.—Санкт-Петербург: Композитор, 2008.
5. Ресурсы интернет.