Автор: Людмила Анатольевна Трусова
Трусова Л.А., воспитатель
МБОУ ПГО «СОШ п.Зюзельский»
ГО Полевской
Опыт применения технологии «Интеллект-карт» как эффективного средства когнитивного развития дошкольников.
Когнитивное развитие – это развитие мыслительных процессов, таких как память, внимание, речь, восприятие, воображение. Когнитивная активность ребенка является основой всестороннего развития его личности. В старшем дошкольном возрасте этот вид активности становится наиболее значимым.
Для полноценного развития ребенка в области когнитивного развития я активно использую в своей работе новые технологии. В данной статье представлен опыт применения одной из таких технологий, как «Интеллект-карт» (Авторы: Тони и Барри Бъюзен). Активное применение данной технологии началось со старшей группы. На первых этапах работы над освоением технологии «Интеллект-карт» детям была необходима помощь в виде наводящих вопросов, подбора картинок. Затем ребята освоили правила и стали самостоятельно подбирать материал, работая по следующему алгоритму.
Алгоритм создания интеллект карт:
1. Постановка цели – рождение идеи.
2. «Мозговой штурм», цель которого — записать все ассоциативно появившиеся идеи, связанные с создаваемым интеллектуальным продуктом.
3. Создание интеллект карты – структурирование информации, продумывание хода «детского исследования».
4. «Оформление» интеллект карты в ходе «детского исследования».
Итак, в центре ставится проблемная ситуация, связанная с темой модуля. Чтобы ее решить, необходим план действий, наглядный и рабочий материал. Подбираем соответствующую картинку. Затем каждый ребенок высказывает свое мнение в решении проблемы. Решаем коллективно, что подходит нам, что нет. Подбираем материал. От центральной идеи расходятся стрелки – направления решения данной ситуации. Но каждое направление может иметь и свое направление. Вместе с детьми мы составляем интеллект-карту по тематике недели, для детей это ориентир, настраивающий их на поиск новых знаний. А нам воспитателям, карта помогает предусмотреть смену материала для экспериментирования, творчества, игры и другой детской деятельности.
Уникальность «Интеллект-карты» в том, что, в отличие от таких средств, как тематические альбомы, вся информация не спрятана, а постоянно находится на виду и легко запоминается, а совместное ее создание добавляет ценности в глазах детей. Дети с огромным интересом принимают участие в создании интеллект- карт. Яркие картинки, сочетание аппликации (коллажа) и рисования привлекают к работе всех, не зависимо от уровня успешности в различных видах изобразительной деятельности, что позволяет пережить каждому ребенку ситуацию успеха. В ходе использования технологии интеллект-карта находилась на тематической стене, ребята имели возможность постоянно возвращаться к тому, что им нужно еще узнать и отметить на карте звездочками, то, что они уже узнали. На этапе рефлексии интеллект-карта помогла определить детям, смогли ли они ответить на те вопросы, которые были перед ними поставлены.
Дети приобрели определенные умения по заполнению интеллект-карты, появились зачатки планирования, которые они проявляют в самостоятельной и совместной деятельности, в повседневной жизни. Совершенствуются коммуникативные и речевые навыки. Дети стали четче формулировать мысли, не отвлекаются от обсуждаемой темы, легче воспринимают и усваивают инструкцию взрослого, пытаются сами инициировать взаимодействие по делу и следовать по намеченному плану. У детей формируются аналитические предпосылки, они не только воспринимают информацию, но и устанавливают причинно-следственные связи.
«Интеллект-карту» также можно использовать и в работе с родителями. Семья является основным источником воспитания и обучения ребенка, поэтому к знакомству с составлением, а также со способами применения «Интеллект-карт» я приобщаю и родителей. Для них был организован и проведен мастер-класс по созданию «Интеллект-карт». И он принес свои результаты: родители с детьми вместе стали выполнять и потом презентовать интересные интеллект-карты.
Эффективность этой технологии в работе с дошкольниками неоспорима, так как на всех этапах работы предусматривается опора на наглядность, что исключает формальную передачу знаний детям. А непосредственное участие воспитанников в составлении интеллект-карт способствует развитию восприятия, памяти, мышления, воображения, творческих способностей, словаря, грамматического строя и планирующей функции речи.
Таким образом в результате использования технологии «Интеллект-карт», мною была отмечена возросшая детская активность, инициативность, самостоятельность, проявление творчества. На мой взгляд, технология применения «Интеллект-карт» является достаточно результативной, и я думаю, что эта работа станет одним из направлений в развитии когнитивных навыков у детей в будущем.