Автор: Несанова Елена Юрьевна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №9» г.Чита
«Маленькие герои
большой войны»
Галя Комлева: обожжённое детство
Выполнила учитель
начальных классов
Несанова Елена Юрьевна
2022 г.
Методическая разработка литературно-музыкальной композиции
«Маленькие герои большой войны. Галя Комлева: обожженное детство»
Цель: создание условий для формирования социально-активной личности, обладающей важнейшими качествами гражданина и патриота своей страны, сопричастного к ее историческому прошлому.
Задачи:
· расширить знания учащихся о Великой Отечественной войне;
· развитие интереса к истории своей Родины на примере подвигов Пионеров — героев;
· сохранение исторической памяти, воспитание у современных школьников духа патриотизма, любви к Родине, основанной на героических примерах сверстников, совершивших бессмертный подвиг в годы Великой Отечественной войны.
· показать, что подвиг героев Великой Отечественной войны – это великий пример для подражания, образец мужества, стойкости, патриотизма.
Оборудование:
Книжная выставка «Пионеры-герои»; ИКТ- презентация на тему «Маленькие герои большой войны. Галя Комлева: обожженное детство », пламя вечного огня, звук метронома (для минуты молчания), mp3, мелодии песен, портрет К.Ушинского.
Аудитория: учащиеся 3-4 классов
ХОД ЗАНЯТИЯ
Звучит мелодия «От героев былых времен..»
Учитель: Добрый день дорогие ребята. Сегодня мы с вами, поговорим о пионере – герое Галине Комлевой и узнаем о том, какой подвиг она совершила, какой вклад она внесла в победу над врагом во время Великой Отечественной войны. (Слайд)
Мы часто встречаем в книгах, слышим с кино- и телеэкранов такие слова как «Отечество», «Родина», «Родина-мать». И каждый раз испытываем подсознательный трепет и уважение к этим словам.
А какое значение имеют эти слова?
Почему мы так называем то место, где родились?
Ученик: «Наше Отечество, наша Родина, Родина-мать.
Отечеством мы зовём нашу страну потому, что в ней жили испокон веков отцы и деды наши.
Родиной мы зовём потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным для нас языком и всё в ней для нас родное.
Матерью мы зовём её потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, и, как мать, защищает и бережёт нас от всяких врагов.
Много есть на свете, и кроме нашей страны, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина.» К.Ушинский
Учитель: Каждый человек, любящий свою Родину, старается сделать её ещё прекраснее, сильнее, богаче, а если придёт опасность, то и защитить её своей грудью, ценой собственной жизни.
Ветер времени открывает самую страшную страницу истории нашей страны – Великая Отечественная война. (Слайд)
Более 75 лет назад отгремели последние залпы войны. Фашистская Германия, развязавшая войну против народов Европы, рухнула.
В Германии фашистскую власть возглавил Гитлер. Он говорил: «Надо любыми средствами добиться того, чтобы мир был завоёван немцами, и мы должны, прежде всего, истребить русских, чехов, болгар, другие славянские народы».
Вот какая угроза возникла в сороковых годах 20-го столетия над нашим и другими славянскими народами, над их богатой культурой.
Ученица: Нашему народу выпало тяжкое испытание, он принял его!
Много героев было у нашей Отчизны в годы Великой Отечественной войны, но сегодня мы будем говорить о нашей сверстнице времён тех страшных лет. Когда началась война, в боевой строй встали не только взрослые мужчины и женщины. На защиту России поднялись тысячи мальчиков и девочек, наших ровесников. (Слайд)
Они порой делали то, что не под силу было сильным мужчинам.
Что руководило ими в ту грозную пору?
Тяга к приключениям?
Ответственность за судьбу своей страны?
Ненависть к оккупантам?
Наверное, все вместе. Они совершили истинный подвиг. И мы не можем не вспомнить сегодня имена юных патриотов.
Звучит музыка «Прощание славянки»
Ученик: Солнечным ранним утром в июне,
В час, когда пробуждалась страна.
Прозвучало впервые для юных,
Это страшное слово «война».
Чтоб дойти до тебя, 45-й,
Сквозь лишения, боль и беду,
Уходили из детства ребята,
В сорок первом году…
Ученица: Скоро майские зори опять запылают,
И вдоль старых окопов поплывет тишина.
Там когда – то гремела большая,
Не по детскому росту война.
Бьют зенитки, и бомбы летят, завывая,
Разоренное утро и ночи без сна.
Наше детство огнем опалила большая,
Не по детскому росту война.
Ученик: Безоблачное детство, говорят,
Для нас с тобой, вступившим в этот мир,
А мы сегодня вспомним тех ребят,
Кто опалён войною страшной был.
Обычные девчонки и мальчишки,
Шагнувшие в войну не понаслышке,
О ваших подвигах читали в книжках,
Вам, имена, чьи освящаются,
Вам, опалённым войною, посвящается…
Все:
Вам, опалённым войною, посвящается…
Ученик: Звучали трубы полковые,
Военный гром катился над страной.
Вставали в строй мальчишки боевые,
На левый фланг, в солдатский строй.
Великоваты были им шинели,
Во всём полку сапог не подобрать,
Но всё равно, в боях они умели
Не отставать,
Не отступать и побеждать!
Песня «Дети войны» — исполняют дети хором
Ученица: Качается рожь несжатая,
Шагают бойцы по ней.
Шагаем и мы — девчата,
Похожие на парней.
Нет, это горят не хаты —
То юность моя в огне.
Идут по войне девчата,
Похожие на парней.
Кавалер Ордена Отечественной Войны – юная пионерка Галя Комлева! (Слайд)
Ученица:
Когда началась война, и фашисты приближались к Ленинграду, для подпольной работы в поселке Тарновичи — на юге Ленинградской области — была оставлена вожатая средней школы Анна Петровна Семенова. Для связи с партизанами она подобрала самых надежных своих пионеров, и первой среди них была Галина Комлева. Веселая, смешная, любознательная девочка за шесть своих школьных лет была шесть раз награждена книжками с подписью: «За отличную учебу».
Ученик: Юная связная приносила от партизан задания своей вожатой, а ее донесения переправляла в отряд вместе с хлебом, картошкой, продуктами, которые доставали с большим трудом. Однажды, когда посыльный из партизанского отряда не пришел в срок на место встречи, Галя, полузамёрзшая, сама пробралась в отряд, передала донесение и, чуть погревшись, поспешила назад, неся новое задание подпольщикам.
Ученица: Вместе с комсомолкой Тасей Яковлевой (Слайд) Галя писала листовки и ночью разбрасывала их по поселку. Фашисты выследили, схватили юных подпольщиков.
Ученик и ученица читают по ролям отрывок из книги о Гале Комлевой.
Инсценирование отрывка детьми
— Собирайся!- сказал Гале немецкий переводчик.
— За что вы берёте её? — спросила мать. Она старалась говорить спокойно, от
волнения и страха у неё прерывался голос.
— Что такое могла сделать моя дочка?
Переводчик ничего не ответил, только переглянулся с обер-лейтенантом. Тот, положив ногу на ногу, сидел у стола.
— Ей ещё и пятнадцати нет, что такое могла сделать? — повторила мать.
— Ты не волнуйся, мама. — Галя подошла к матери обняла её.
– Это, видно, ошибка.
Когда солдаты увели ее, Зинаида Ивановна едва удерживалась, чтобы не зарыдать и не броситься за ней. Но мысль, что это вызовет у немцев подозрение, остановила ее. А как только за Галей закрылась входная дверь, Зинаида Ивановна зарыдала. Зинаида Ивановна подбежала к воротам, когда сани уже отъехали.
В вечернем свежем воздухе она совершенно ясно услыхала Галин голос и другой, тоже молодой и очень звонкий. Голос ей был хорошо знаком. «Неужели гестапо обнаружило всех, значит, их кто-то выдал?» — подумала она, и ей стало страшно от этих мыслей.
Ученик: В эту ночь Зинаида Ивановна не могла заснуть. О чём бы она ни думала, все мысли сводились к Гале. «Что теперь будет? Неужели гестаповцы расстреляют ее и Тасю Яковлеву, как расстреляли в прошлом году лужскую партизанку Дашу Остапову?»
Вот уже полтора года прошло, как Галя выполняла поручение партизан, и до сих пор не вызвала подозрение у немцев. Да и кто бы мог подумать, что это тоненькая, голубоглазая девочка с пушистыми белокурыми волосами, застенчивая и даже на первый взгляд робкая, была связной. Она не только доставляла нужные партизанам сведения, пробиралась к ним тайной лесной тропинкой, но вместе с комсомолкой с Тасей Яковлевой писала печатными буквами листовки и разбрасывала их ночью в поселке. Как радовались люди, когда находили у себя в домах сводки Советского информбюро, газеты.… А ведь за доставку листовок, газет фашисты расстреливали. Такой приказ был расклеен на заборах в каждом поселке. Но Галя не побоялась этого.
Однажды, когда она пришла в условное место, где её должен был встретить посыльный из партизанского отряда Бухова, посыльного на месте не оказалось.
Она подождала немного и решила идти в отряд сама.
В эту ночь был сильный мороз.
Пробираясь по лесным занесённым снегом тропинкам, Галя выбилась из сил и очень замерзла. Но, не смотря на усталость и холод, она все — таки шла в партизанский отряд, шла до сих пор, пока не упала.
Двое партизан, возвращавшихся из разведки, нашли её почти полуживую, замерзающую. Они принесли её в отряд.
Отогревшись, Галя стала собираться в обратный путь. Задание ею было выполнено.
«Как спокойно и смело пошла. Даже не обернулась, — думала Зинаида Ивановна. – И еще меня ободрила: «Не волнуйся, мама.…» Ах, Галинка ты моя, Галинка!»
До самого рассвета, не смыкая глаз, лежала и думала Зинаида Ивановна о своей Галинке.
В восемь утра пришла мать Таси Яковлевой.
— Пойдем, Зина, в Оредеж. Говорят, их туда увезли. И Нюру Семёнову взяли, — добавила она.
Полное имя Нюры было Анна Петрова, но все в поселке называли ее между
собой запросто, Нюра. Она была тарковическая и выросла на их глазах.
От Тарковичей до Оредежа было 4 километра.
Женщины прошли этот путь быстро. Им хотелось поскорее узнать о судьбе
своих дочек.
Комендатура помещалась в желтом деревянном здании.
Больше двух часов прождали они коменданта.
— Цурюк! (назад!) закричал немецкий часовой, когда женщины попытались,
было заглянуть в окно комендатуры.
Они отошли.
Ученица: Наконец появился комендант, пожилой усатый майор в очках. А с
ним тот немец переводчик, что был при аресте Гали.
— От-прав-лены в де-рев-ню Горыни, — сказал он раздельно и громко.
До Горыни было 15 километров.
Галя шла на допрос, ей было страшно.
Она знала, как гестаповцы пытают и избивают арестованных.
Галя вошла вместе с конвоиром в дом, и он ввёл её в большую квадратную
комнату, обклеенную голубыми обоями.
Почти посредине комнаты, старой кадке, рос огромный фикус.
-Ты есть, девочка, Галя Комлева? — спросил её из-за фикуса чей-то тихий
голос.
За столом сидел офицер в эсэсовской форме. Он был молодой, розовощёкий
и красивый.
— Подойди ближе, Галя Комлева, — сказал он тем же тихим голосом.
Галя подошла к столу.
-Это ты девочка, Галя Комлева? — снова повторил он.
— Да,- ответила Галя.
— Сколько тебе лет, Галя Комлева?
— Скоро будет пятнадцать.
— У тебя есть мать? Старшая сестра? Брат? Отвечай, Галя Комлева.
— Да, есть мать, сестра и брат.
— Он большой, Галя Комлева, твой брат?
— Ему одиннадцать лет.
— Твой отец воюет в русской армии? (Немцы называли советскую армию
русской.)
— Да,- ответила Галя. «Это он всё знает обо мне от полицая и проверяет»,-
подумала она.
Затем офицер задал ей вопрос о школе, сколько лет проучилась она и как
училась.
Галя отвечала.
— Так…Ты была хорошей ученицей и… пионеркой…Галя Комлева?
— Галя промолчала.
За окном пошёл снег. Весело летел он, белый и легкий, на землю, и казалось,
снежинки догоняют друг друга. Старая ель протянула им навстречу свои
мохнатые тёмно-зелёные лапы, видно, звала их в гости… Как хорошо, идёт
снег, возвращается с подружками домой из школы!
— Почему ты смотришь в окно, Галя Комлева?
Что отвечать ей эсэсовцу?
— «Смотрю и вспоминаю, какой я была счастливой. А вы всё отняли у меня. И
школу, и пионерский лагерь. И отца. И сама я стою на допросе в гестапо…»
-Ты часто бывала у партизан?- спросил офицер, помолчав, — отвечай, Галя.
«Какая я ему Галя? Галя!»
-Почему ты молчишь? Я знаю. У тебя плохая память — он засмеялся, поглядел
на неё в упор. Он засмеялся. А глаза у него были холодные, злые…
-Ты часто бывала у них?
-У кого?
-У партизан.
Галя молчала.
-Кто ходил ещё к партизанам? — спросил неожиданно громким и сильным
голосом.
Галя ничего не ответила.
Допрос сменялся новым допросом.
Вначале обер-лейтенант Шток допрашивал спокойно. Он был уверен, что от
этой девочки он сумеет быстро получить все нужные ему сведения.
Но Галя молчала.
«Откуда у этой девчонки такое упрямство и такая сила воли? Ей ещё нет и
пятнадцати лет. Девочка – «бакфиш»! И он, обер-лейтенант Адольф Шток,
не может заставить её говорить! Но он заставит её говорить.…Хватит
миндальничать»
-Чёрт тебя возьми! Ты долго будешь молчать? — закричал он, его розовощёкое
лицо стало уродливым и страшным.
Она стояла перед ним, тоненькая. Длинноногая девочка, и продолжала
молчать. Галя вздрогнула при его неожиданном крике.
-Кто партизанский командир, отвечай! Ну! Говори — офицер соскочил со
стула и подбежал к ней.
-Отвечай! Дрянь! – Немец ударил её по лицу, и она качнулась. И вместе с ней
качнулась за окном старая ель.
«Держись, держись Галя Комлева, партизанская связная!»
Офицер снова ударил ее, изо рта и носа хлынула кровь.
-Где есть партизанское гнездо? Говори! И тут он увидел её голубые,
девчоночьи глаза, полные презрения и ненависти.
Два месяца провела Галя Комлева в гестапо.
Её ежедневно избивали и без сознания тащили обратно в камеру, чтобы наутро снова взять на допрос.
Галя продолжала молчать. Она вела себя мужественно и сохранила доверенную ей тайну, она — партизанская связная Галя Комлева. 20 февраля 1943 года её вместе с другими арестованными увезли в деревню Васильковичи и там расстреляли. Подвиг Гали Комлевой Родина отметила орденом Отечественной войны I степени. (Слайд)
Ученик: Именем Гали Комлевой назван рижский теплоход «Галя Комлева». (Слайд) В Лужском краеведческом музее была открыта выставка, посвящённая юным героиням: Галя Комлева, Анна Семёнова, Елена Нечаева и др. На здании школы, в которой учились юные подпольщицы партизанского отряда в посёлке Торковичи Лужского района 5 мая 2015 года была установлена мемориальная доска, посвящённая героизму и мужеству отважным патриоткам Гале Комлевой, Анне Семёновой, Елене Нечаевой, Екатерине Богдановой и Таисии Яковлевой.
Ученица: Рассказ Антонины Голубевой «Галя Комлева» был впервые (Слайд)
опубликован в сборнике «Орлята» в 1965 году под названием «Галя» . В 1967 году он вышел отдельной книгой «Галя Комлева» . В 1973 году рассказ «Галя Комлева» вошёл в сборник».
Ученик: Юная пионерка Галя Комлева замучена в гестапо. Пала смертью храбрых!
Ученица: От села к селу – дорога дальняя,
Всё считать, листовки разносить –
Ей с врагами проще было, маленькой,
Говорить и «за нос их водить»:
Мол, несу продукты своей бабушке,
Вот иду дорогой до села,
А сама патроны, бомбы, рацию –
Партизанам в лес глухой несла.
Пусть враги схватили и терзали…
Ничего от Гали не узнали!
Ученик: Вновь скупая слеза сторожит тишину,
Вы о жизни мечтали, уходя на войну.
Сколько юных тогда не вернулось назад,
Не дожив, не допев, под гранитом лежат.
Глядя в вечный огонь – тихой скорби сиянье –
Ты послушай святую минуту молчанья.
М и н у т а м о л ч а н и я, пламя вечного огня, звук метронома
Исполняется песня «О той весне» хором детьми
Ученица: Юные безусые герои,
Юными остались вы навек.
Перед вашим вдруг ожившим строем
Мы стоим, не поднимая век.
Боль и гнев сейчас тому причиной,
Благодарность вечная вам всем,
Маленькие стойкие мужчины,
Девочки, достойные поэм.
Ученик: Солнце Родины любимой (Слайд)
Озаряет все вокруг,
И взлетает белокрылый
Голубь мира с наших рук.
Ты лети, лети по свету,
Голубь наш, из края в край!
Слово мира и привета
Всем народам передай!
Расскажи ты, голубь, людям
О родном, российском крае…
И как Родину мы любим,
Год за годом, подрастая!
Мир герои отстояли,
Помнить их мы поклялись.
Пролетая в синей дали,
К обелискам опустись!
Чтобы взрывы не закрыли
Небо черной пеленой,
Голубок наш белокрылый,
Облети весь шар земной!
Песня «Пусть всегда будет солнце» — исполняют дети хором
Учитель : Сколько храбрых сердец молодых
Беззаветно служили народу
Пионеры и тысячи их
Кто погиб за страну и свободу.
Их могилы ты всюду найдешь,
На дорогах минувших пожарищ.
Если ты, юный друг, где-то рядом пройдешь,
То сними свою шляпу, товарищ!
Учитель: На этом наша литературно-музыкальная композиция окончена.
Спасибо за внимание!