«Вклад опытно-семенного участка Хаптагайской восьмилетней школы в развитие овощеводства в колхозе имени В.И.Ленина и в Мегино-Кангаласском районе»

Автор: Мария Гаврильевна Самсонова

Введение

         В ноябре 2020 года наша родная Хаптагайская школа отмечает большую дату – 120- летие со дня своего образования. В связи с этим юбилейным событием каждый ученик школы, ее выпускник или учитель обращается в эти  дни к истории школы и ищет интересные факты и события, сведения о людях, раскрывающие славные страницы школьной жизни разных поколений. В своем исследовании мне хочется рассказать о работе пришкольного участка в Хаптагайской восьмилетней школе, потому что в нем работала моя бабушка — Самсонова Матрена Гаврильевна,  старшая дочь Героя Социалистического Труда, связавшая свою жизнь с овощеводством, сельским хозяйством.

         Поэтому тема исследования называется «Вклад опытно-семенного участка Хаптагайской восьмилетней школы в развитие овощеводства в колхозе имени В.И.Ленина и в Мегино-Кангаласском районе».

         Цель работы: раскрыть вклад работы пришкольного участка Хаптагайской восьмилетней школы в развитие овощеводства  в колхозе имени В.И.Ленина и Мегино-Кангаласского района.

Для этого поставлены такие задачи:

1.Познакомиться с архивными материалами прадеда и найти материалы, рассказывающие о создании и организации  работы  пришкольного участка.

2. Изучить опыт работы пришкольного участка.

3.Осветить работу по семеноводству и селекции овощных культур.

4. Проследить судьбу членов пришкольного участка.

         Опыт работы пришкольного участка Хаптагайской восьмилетней школы не был еще раскрыт в современное время, будет полезен для современной нашей агрошколы. Именно в этом заключается новизна данной работы, потому что еще никогда об этой стороне деятельности нашей школы не рассказывалось в последнее время перед широкой публикой. А актуальность работы связана с тем, что именно в этом году наша Хаптагайская школа отмечает юбилей и хочется пополнить страницы ее истории, а также опыт работы пришкольного участка восьмилетней школы будет полезен для современной Хаптагайской агрошколы.

         Для работы по теме данного исследования мною изучены архивные материалы семьи Самсонова Г.С., использованы воспоминания школьников тех лет, которые вели исследовательскую работу на опытно-семенном участке Хаптагайской восьмилетней школы, изучила опыт работы пришкольного участка на основе записей своего прадеда, Героя Социалистического Труда Самсонова Г.С., учительницы биологии Павловой Ф.С., его родной сестры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вклад опытно-семенного

Хаптагайской восьмилетней школы в развитие овощеводства

в колхозе имени В.И.Ленина и Мегино-Кангаласского района

 

Создание опытно-семенного звена школьников

Гаврил Семенович Самсонов, кроме создания в 1948 году овощеводческой бригады в колхозе имени В.И.Ленина, в 1961 году организовал школьное звено, в которое вошли учащиеся Хаптагайской восьмилетней школы. По предложению Героя Социалистического Труда Самсонова Гаврила Семёновича было изменено содержание работы пришкольного участка. Ещё в 1960 году по его инициативе перед администрацией Хаптагайской школы был поставлен вопрос о переименовании пришкольного участка в учебно-опытный семенной участок.

Директор школы Попов М.Е. и биолог школы Павлова Ф.С., выслушав соображения и планы Г.С.Самсонова по организации Хаптагайского пришкольного опытно-семенного участка, остались довольны и поддержали это новшество.

Опытный огородник увлек детей исследовательской работой по выращиванию картофеля и других овощных культур. Школьники с большим энтузиазмом взялись за новое дело, ведь все они были знакомы с огородничеством, их родители, бабушки и дедушки работали в овощеводческой бригаде Самсонова Г.С. А именно таких детей подбирал в свое звено Гаврил Семенович.

         Перед школьным звеном руководителем были поставлены такие задачи:

1.Добиться высокого урожая с овощных культур, приспособленных к местным условиям. Для этого получить семена картофеля и овощных культур, чтобы внести полезный вклад в развитие хозяйства колхоза имени В.И.Ленина. Механизировать по мере возможности весь процесс выращивания и ухода за овощными культурами и картофелем.

2.Использовать передовой опыт овощеводов СССР и успехи в сельскохозяйственных науках.

3.Использовать на практике знания, умения и навыки, полученные школьниками на уроках биологии, и воспитать будущих специалистов в области овощеводства, сельского хозяйства.

         За пять лет существования опытно-семенного участка школьников под руководством Самсонова Г.С.  учащиеся научились проводить разные опыты по выращиванию высокоурожайных сортов, по подбору удобрений, дополнительных кормов для получения высокого урожая. Знания, полученные на уроках биологии у своей любимой учительницы Павловой Ф.С., дети с успехом использовали на практике на пришкольном участке. Полученные в ходе исследовательской, опытно-семенной работы семена высокоурожайных сортов картофеля и овощных культур звено передавало в овощеводческую бригаду родного колхоза. Еще опыт работы овощеводческого звена учащихся Хаптагайской восьмилетней школы имени Кеши Алексеева был представлен в марте 1965 года на VI Республиканском съезде учителей и представителей общественности. Большая выставка достижений пришкольного участка и опытно-семенного звена Хаптагайской школы получило высокое одобрение участников съезда.

Сначала в 1961 году в школьном звене было 9 учащихся: Павлов Коля, Аргунова Роза, Федорова Дуня, Соломонова Таня, Ларионов Кеша, Соловьев Филипп, Самсонова Мотя, Назарова Таня, Степанова Маруся. Руководителем звена был избран ученик VII класса Павлов Коля. Он после окончания Хаптагайской восьмилетней школы учился в старших классах в Майинской средней школе, затем успешно поступил в городе Москве в Тимирязевскую  сельскохозяйственную академию на агрономический факультет. В 1962 году членов звена стало больше- 12 человек, работы для опытно-семенного участка еще прибавилось. В 1962 году на опытно-семенном пришкольном участке работали Павлов Коля, Ларионов Кеша, Васильев Сеня, Шамаев Павлик, Соловьев Филипп, Фёдорова Дуня, Соломонова Таня, Самсонова Мотя, Семёнова Шура, Фёдорова Наташа, Дмитриева Валя, Романов Миша, Яковлева Галя, Назарова Таня.

В 1965 году в звене было 9 человек, руководителем работала Соловьева Света, ученица VI класса. Учащиеся набирались раньше весной, а потом опыт показал, что это лучше делать осенью, в начале учебного года. Подбирали ребят, привычных к сельскому труду, физически крепких и с согласия родителей. Дети с большой охотой занимались в звене, потому что по результатам работы получали неплохой заработок. Поэтому большей частью в звене работали дети из многодетных семей. Вновь поступающих в звено набирали из учащихся 5-6 классов. Только тогда за несколько лет работы в опытном семенном участке школьники получали большой опыт и навыки работы в овощеводстве и исследовательской работе. Впоследствии в старших классах они сами делились опытом работы с младшими, с новыми членами звена и были настоящими помощниками своим руководителям: Самсонову Г.С. и Павловой Ф.С.

 

Режим работы школьников на опытно- семенном участке

         Педагогический совет Хаптагайской школы утверждал состав и режим работы опытно-семенного звена и пришкольного участка. В соответствии с природными, климатическими условиями режим работы мог корректироваться по ходу работы.

        

В летнее время режим был стабильным:

Подъем…………………….. 7.00 ч.

Выход на работу……………10.00 ч.

Обед………………….. ……. 13.00-14.00 ч.

Работа…………………….…14.00-16.00 ч.

Полдник……………………..16.00-17.00 ч.

Продолжение работы………17.00- 18.00.

         В 1965 году на опытно-семенном участке был построен полевой стан, где члены звена отдыхают, принимают пищу. Во время перерыва между работами дети читают газеты, журналы, слушают сказки, рассказывают друг другу занимательные истории, разгадывали загадки и ребусы. В звене был радиоприемник «Родина». По нему учащиеся слушали новости, песни, играли в настольный теннис, загорали и купались. Для охраны здоровья детей в звене было несколько аптечек, школьники друг другу оказывали первую помощь при небольших ранениях и ушибах. Их этому обучали на уроках биологии. В полевом стане выпускали стенгазеты, была витрина для периодической литературы, постоянно вели журнал учета по уходу за овощными культурами, список дежурства по звену, висели диаграммы, таблицы, показывающие, каких успехов достигли сенокосные звенья и овощеводческая бригада колхоза.

         Руководитель семенного участка Самсонов Г.С. своим питомцам каждый день объяснял, чем они должны заниматься в этот день, распределял обязанности, вид работы, советовал, давал ценные указания, а также обязательно рассказывал новости из жизни колхоза, района, республики, кратко пересказывал свежие газетные заметки, статьи,  проводил разные тематические беседы. Полевой стан находился недалеко от села Хаптагай, поэтому вечером дети шли в сельский клуб на киносеанс. Также помогали своим родителям по хозяйству.

 

Организация работы опытно-семенного звена

         План работы опытно-семенного участка принимали на правлении колхоза имени В.И.Ленина, согласовывали с педсоветом Хаптагайской школы и только после этого утверждали.Каждому члену звена с его согласия давали тему исследовательской работы и прикрепляли одну или две овощные культуры для выращивания и ухода за ними. Например, в 1965 году работа в звене была организована таким образом:

1.Павлов Дима -8 класс-  работает на лошади.

2.Соловьев Никанор – 8 класс-моторист.

3.Павлова Дуня – 7 класс-исследует сорта помидоров «Белый налив», «Спартак», сорт картофеля «Мурманский».

4.Васильева Рая- 6 класс- изучает сорт огурцов «ДИН-ЗО-СН», сорт помидоров «Северная Роза».

5.Федоров Коля- 5 класс- ухаживает за сортом огурцов «ВИР-5-4».

6.Максимов Афоня – 7 класс- ухаживает за сортами помидоров «Июньские», «Хаптагайский», «Ленинаканский», «Неизвестный».

7.Аргунова Рита- 7 класс- ухаживает за сортом огурцов «Алтайское алоэ».

8.Степанова Маня – 6 класс- ухаживает за сортом огурцов «Июньские».

9. Соловьева Света – 7 класс- руководитель звена, ухаживает за сортами помидоров «Невский», «Скороспелка», «Корнеева».

         Задачи и план работы на новый день давались детям с вечера, поэтому они приходят на поле уже готовые к труду, с нужным инструментом. За эту работу отвечала руководитель звена- Соловьева Света.

         Работа по севу семян нового урожая начиналась рано весной, уход за рассадой тоже. Для этого использовались практические часы уроков биологии (учительница  Павлова Ф.С.). Каждый класс работал на посеве семян в теплице по 2-3 урока в течение дня. План сегодняшнего дня, например, заканчивал следующий класс на другой день. Календарно-тематический план учителя биологии учитывал эти практические занятия. В яровизации картофеля, в посадке и уборке участвовали члены звена, а также все старшеклассники.

         Осенью после уборки урожая проводились плановые подготовительные работы на новый посевной сезон. Члены звена перекапывали грунт в парниках, убирали маты, рамы, пленки с парников. Привозили чернозем, перегной, дерновую землю, для парников, необходимые для нового сезона. Зимой шили новые маты для парников.

         Так как колхоз хранил свой сортовой посевной картофель на пришкольном участке, зимние агромероприятия проводились с учетом этого обстоятельства. Согласовывались с правлением колхоза. Зимние работы были такие: снегозадержание, доставка чернозема. Весенние работы: выравнивание и уплотнение с помощью полевого катка, боронование.

Подготовку участка для посевов проводили тоже вместе с колхозом: это вспашка, боронование, доставка чернозема, перегноя, дерновой земли, перепревшего конского навоза, свежего навоза (балбаха) для теплых гряд, удобрений. Помогали в этой работе старшеклассники. Подготовка для посевных работ начиналась весной.

         Для организации летнего труда и отдыха на пришкольном участке в опытно-семенном звене привлекались учителя Хаптагайской восьмилетней школы, культурно-массовая работа проводилась с согласия и с помощью директора школы. Например, в 1965 году в июне, июле работал воспитателем Федоров Е.Н., в августе- учительница биологии Павлова Ф.С.

 

Работа юннатского кружка на пришкольном участке

         Зимой в Хаптагайской школе очень успешно работал юннатский кружок. В этом кружке дети учились получать семена для будущего урожая из  выращенных и собранных ими овощных культур. Здесь юннаты знакомились с теми видами работ, которые необходимо проводить зимой для получения высокого урожая, с агротехникой. Члены опытно-семенного участка использовали  в кружке юннатов опыт  своего летнего труда по выращиванию овощных культур. Руководитель юннатского кружка, учительница биологии Хаптагайской школы Павлова Февронья Семеновна знакомила детей с передовым опытом агробиологической науки. Ближе к весне, когда начинались посевные работы в парниках, практические занятия проводил сам Самсонов Гаврил Семенович. Занятия в юннатском кружке очень помогали в практической работе, члены кружка становились инструкторами на посевных работах, учили других учащихся, как нужно правильно сажать семена, были помощниками учителя.

 

 

Выращивание сортового картофеля в опытно-семенном участке

 

         Опытно-семенной участок, созданный Самсоновым Г.С, успешно занимался выращиванием сортового районированного картофеля. Школьники вместе со своим руководителем выращивали для родного колхоза высокоурожайные, приспособленные к местным суровым условиям и раннеспелые сорта картофеля, которые могли переносить долгую зиму и не нуждающиеся в особых условиях хранения. Это был большой вклад опытно-семенного участка в развитие сельского хозяйства колхоза, района, Республики.

         Звено в течение ряда лет исследовало 7 сортов картофеля и пришло к таким выводам: рекомендовало не сажать больше неприспособленные к нашим условиям сорта «Ульяновский», «Бурцевский». А такие сорта как «Мурманский» дает с одного гектара 80-130 центнеров, поэтому его рекомендовали члены звена для дальнейшего выращивания в местных условиях, и колхоз прислушался к этим рекомендациям и расширил посевные площади под этот сорт картофеля. В 1958 году было посеяно только 3 килограмма этого сорта «Мурманский», то в 1964 году получили с одного гектара 300 центнеров и отложили полностью для посадки в новом сезоне. Оказалось, что сорт «Мурманский» хорошо хранится в подвале, в подполье в наших условиях, не гниет и в хорошем состоянии доходит до весны.

         В 1963 году звено получило из Покровского опытного хозяйства при Якутском научно-исследовательском институте сельского хозяйства Якутии 50 килограмм картофеля сорта «Приекульский», который показал себя тоже как урожайный и неприхотливый сорт. В среднем с одного гектара сорт «Приекульский» дал 122 центнера. Также еще один сорт имел хорошие характеристики- это сорт «Хибинский ранний». От 4,5 килограммов этого сорта получили 140 килограмм, что является хорошим показателем. В 1965 году посадили на опытном участке новый сорт из Ленского района «Белоклубневый». Учащиеся провели исследования над этими вышеперечисленными сортами и сортом «Северная роза». Лучшие из них они рекомендовали для посадки в колхозе и в районе.

 

Подготовка картофеля к посадке

         Все подготовительные работы к посадке, к севу проводятся членами опытно-семенного участка вместе с колхозом. После весенней вспашки в 1965 году перед посадкой картофеля, как сортового, так и массового, вносится суперфосфат в почву. Перед посадкой, перед яровизацией картофель сортируют по размеру, по форме. Клубни с болезнью не берутся для посадки, уничтожаются. После яровизации сортируются еще по росткам.

         Яровизацию картофеля проводили весной двумя методами: в тепле и во влажной среде. Предпочтение делалось влажной среде. Здесь отбирались раннеспелые сорта картофеля. Реализация раннеспелых сортов в экономическом отношении выгодно для колхоза. Также убирали картофель в разное время: среднеспелые попозже. Так легче для организации уборки урожая. Если нет хорошей техники для уборки, то можно не успеть собрать урожай, тогда картофель может померзнуть или остаться вообще неубранным. Это невыгодно. После уборки раннеспелых сортов пашню готовили соответственно пораньше, и работа механизатора тоже облегчалась. Высокоурожайность от этих мероприятий тоже очень сильно зависела.

         Чтобы получить высокий урожай картофеля, был проведен опыт по привитию между двумя культурными сортами. Для привития взяли клубни картофеля с ростками, в среднем весом в 80-150 грамм. 15 июня к сорту «Мурманский» привили сорт «Приекульский» на 28 клубнях, к «Мурманскому»- «Северную розу»- на 40 клубнях, к «Приекульскому»- Мурманский»- на 25 клубнях привили ростки. В итоге осенью получили урожай от привития к «Мурманскому» «Приекульского» 84 килограмма, к «Мурманскому» «Северной розы»- 30, 6 килограмм, к «Приекульскому» «Мурманского»- 30 килограмм.

Итоги урожайности сортового картофеля по годам указано в следующей таблице:

 

Название сорта картофеля

Получение урожая с одного гектара

 (в центнерах)

1961 г.

1962 г.

1963 г.

1964 г.

1965 г.

1

«Ранняя Московская»

90,9

154,0

20,0

65,0

2

«Мурманский»

190,2

197,7

61,0

83,0

153,3

3

«Ранняя Роза»

101,3

101,8

16,2

55,2

127

4

«Ульяновка»

82,0

127,2

16,2

5

«Северянин»

116,77

113,7

30,0

40,0

6

«Приекульские ранние»

116,6

122,6

195,5

7

«Хибинский ранний»

333,3

 

Получено в среднем с одного гектара всех сортов

114,9

87,6

33,7

74,94

162,8

 

         В 1963 году были ранние заморозки, поэтому урожай картофеля был низким.

Опытно-семенное звено в 1965 году посадило картофеля на 5 гектарах и по сравнению с  овощеводческой бригадой Хаптагая от одного гектара  получило на 46 центнеров  больше урожая картофеля. Каждый год звено школьников выращивало сортовой картофель и полученный урожай отдает овощеводческой бригаде Хаптагая. И по итогам этого в 1965 году только от посаженных на 15,7 га сорта «Мурманский» овощеводы Хаптагая получили 2115 центнеров, то есть с одного гектара 134,7 центнеров. Это большой вклад членов опытно-семенного участка школьников в дело развития картофелеводства в колхозе имени В.И.Ленина и Мегино-Кангаласский район. Если бригада на 31,5 га посадила картофель, то в среднем с одного га получила 116,8 ц урожая картофеля. Из них было посажено на 19,7 га сортового картофеля и получено с одного гектара 141,6 ц. А на 11,8 га посадили рядовой, обычный картофель и получили только 75,7 ц.

         Отсюда следует вывод, что в 1965 году овощеводческая бригада Хаптагая получила  от сортового картофеля с одного гектара на 65,8 ц больше, чем от рядового картофеля.

 

Выращивание овощных культур на опытно-семенном участке

         На опытно-семенном участке в 1961 году посадили 11 сортов томатов, 3 сорта огурцов, 6 сортов белокочанной капусты. В 1962 году уже 14 сортов томатов, впервые посадили нигде ранее в Якутии не выращенный сорт огурцов «ДИН-ЗО-СН»- это новый китайский сорт огурцов. В 1965 году 6 сортов томатов, огурцы таких сотов как «ДИН-ЗО-СН», «Алтайский», 4 сорта капусты.

         Перед опытно-семенным звеном стояла задача вырастить приспособленные к местным условиям сорта овощных культур и получить новые высокоурожайные гибриды овощей, размножить их и посадить на пашнях колхоза повсеместно. Так Самсонов Г.С. использовал для создания новых гибридов овощных культур два вида скрещивания:

1.искусственное опыление мужских цветков женскими цветками;

2.прививка к стеблю одного растения стебля другого.

         Кроме этого, юные огородники занимались закалкой растений, меняя температурный режим, вынося рассаду на воздух. Для семян выбирали и оставляли плоды, рано поспевающие и больших размеров. В результате получали жизнестойкую, крепкую рассаду, которая давала высокий стабильный урожай.

         Члены опытно-семенного участка перед посадкой семена замачивали в растворе с добавлением микроэлементов, закаляют при изменяющемся температурном режиме. Затем с 20 апреля высаживали семена в теплице в подготовленных ящичках.

         Учащиеся, которые имеют уже опыт работы в звене, полностью овладели навыками  закалки растений, досконально знали условия выращивания и как ухаживать за овощными культурами.    Члены звена каждый год получали семена от таких культур как томаты, огурцы, капуста и оставляют их для нового сезона. Так в 1961 году родному колхозу передали итог своей скрупулезной работы – семена для нового урожая- 1 кг 355 г томатов, 13 кг огурцов.

         Летом 1965 года от огурцов «ДИН-ЗО-СН» в результате искусственного опыления получили 187 г, а после прививки алтайского сорта к ДИН-ЗО-СН получили 50,8 г гибридных семян.

         На томате оставляют 2-3 цветка, тогда плоды станут крупными. На огурцах тоже 2-3 плодам оставляют, другие плоды на растении сразу снимают. Пока не пожелтеет, огурец должен находиться на стебле. Все пожелтевшие огурцы снимают и кладут в деревянную бочку, закрывают крышкой, чтобы хорошо перебродила эта семенная масса. После трех суток вытаскивают, разрезают вдоль, достают осторожно семена, потом прополаскивают несколько раз в воде, чтобы не осталось слизи на семенах. Потом раскладывают на листах бумаги, чтобы просушить. Павлова Ф.С, учительница биологии, рассказывала: «Получение семян- очень трудоемкая работа. Поэтому осенью работаем в школе на практических занятиях в холодное время». Например, от 100 кг огурцов можно получить 996 г семян, это значит, чтобы получить 12 кг семян, нужно 1300 кг огурцов.

         От качества семян очень сильно зависит урожайность овощной культуры. Поэтому семена всегда замачивают, выбирают для посадки только те семена, которые не вспыли наверх. Всплывшие семена бракуют, выбрасывают.

         Огурцы любят теплое и влажное лето. Корни огурцов хорошо развиваются при температуре 15-25 градусов. Чтобы получить хороший урожай, раньше высаживали рассаду на высоких теплых грядах.  Для этого зимой на один гектар пашни привозили и разбрасывали 400-500 тонн свежего навоза.

         Весной, когда земля оттаивала, в мае месяце свежий навоз крошили с помощью граблей и делали высокие теплые грядки длиной 25-30 метров, шириной 1-2 метра, высотой 4-5 штуки свежего навоза. Потом сверху закрывали землей толщиной 20-2 см и разравнивали граблями. На этих грядках выкапывали по две лунки по всей длине. В каждую лунку засыпали смесь из чернозема, перегноя и песка. Затем в каждой лунке пальцем делали 5-6 углублений, куда уже клали семена огурцов, закаленные и подготовленные для посева. Поверх семян засыпают мелкий, мягкий чернозем.

         Когда сажают семена, обязательно наливают в лунку 2-3 литра теплой воды. Потом поливают только через 3 суток. Впоследствии следят за высыханием грунта и поливают по мере надобности во влаге.

         «Огурцы, посаженные в теплой грядке, несмотря на низкую температуру воздуха, в сравнении с огурцами, посаженными в холодную грядку, растут лучше, быстрее и дружнее, дают больше урожая»,- говорил Г.С.Самсонов. Школьное звено всегда использовало этот метод и получало высокий урожай с таких теплых грядок. В 1965 году высадили семена огурцов сорта «Алтайский» и «ДИН-ЗО-СН», замоченные в растворе алоэ, синьке, в простой воде без добавок.

         Члены звена сразу пропалывали сорняки, которые появляются на грядках. После появления 3-4 листочков огурцов проводили первую прополку и рыхление. А после появление первых цветков проводили вторую прополку и рыхление. Были опасны заморозки, которые выпадали после посадки рассады в грядках. Поэтому грядки при угрозе заморозков всегда закрывали циновками.

В опытно-семенном участке юные исследователи выращивали такие сорта капусты: «Слава», «Гако», «Номер1», «Скороспелка-3», «Цветную капусту».  Капусту выращивали не только для получения семян, но и для реализации населению, чтобы обеспечить жителей Крайнего Севера здоровой, витаминной пищей. В 1961 году посадили новый сорт «Гако», не образующий крепкого кочана. Такую капусту могли выращивать в любой семье, чтобы всю зиму употреблять свежие овощи, что очень полезно для здоровья. Из этой капусты сорта «Гако» готовят разные блюда. Это было продемонстрировано на выставке «Праздник урожая», здесь можно было увидеть самые разнообразные овощные блюда. Это встретило одобрение и восхищение населения.  На семенном участке в 1961 году получили 300, в 1965 году 200 стеблей для семян, это отложили на новый сезон.

В 1961 году, в первый год опытно-семенное звено посадило на 1,5 га капусту, огурцы, томаты. Вот в этой таблице отражены результаты первого года:

Название культуры

Посевная площадь

Валовый  сбор

(ц)

Урожайность

 с 1 га  в среднем (ц)

Прибыль с реализации урожая (рб)

Доход с 1 га (рб)

Себестоимость 100 кг

Огурцы

0,18

25,05

139,1

720,09

400-

 

 

92

Томаты

0,53

130,22

245,7

7734,6

145

Капуста

0,50

170,0

340,0

1122,0

2244,0

Прочие культуры

0,29

17,38

59,9

168,82

575,0

 

1,5

 

 

9744,73

6496,40

5,101

 

Получение урожая с овощных культур на опытно-семенном участке

Год

Капуста

Огурцы

Помидоры

Все овощные культуры

Площадь

(га)

Урожай

с 1 га (центнер)

Площадь

(га)

Урожай

с 1 га (центнер)

Площадь

(га)

Урожай

с 1 га (центнер)

Площадь

(га)

Урожай

с 1 га (центнер)

1961

0,5

340,0

0,18

139,1

0,53

245,7

1,5

220,8

1962

0,11

177,2

0,30

16,6

0,55

156,3

1,0

110,5

1963

0,13

70,0

0,38

186,5

0,51

156,8

1964

0,20

17,9

9,20

279,5

0,4

148,7

1965

0,06

260

0,01

316

0,23

217,6

0,30

235

 

В 1963 году 7-13 августа выпали сильные заморозки, поэтому картофель и другие овощные культуры сильно пострадали, на таблице это видно- низкая урожайность. В 1965 году получили с некоторых сортов помидоров высокий урожай. Например, сорт «Хаптагайский», созданный Самсоновым Г.С., дал от одного гектара 361 ц., «Сибирская скороспелка»- 253 ц, «Ленинаканский»- 238 ц, «Корнеева»-233 ц.

 

 

Использование удобрений на опытно-семенном участке

Во время осенней сельскохозяйственной практики учащиеся собирали чернозем, перегной, древесную золу, навоз крупного рогатого скота, птичий навоз, мочу КРС. Все принимали активное участие: родители, колхозники, общественность.

Кроме этого органического удобрения, во время посадки огурцов и помидоров делали дополнительную подкормку микроэлементами. Например, на одно ведро воды растворяли 2 г борной кислоты, 1,5 г марганцево-кислого калия, 2 г медного купороса, смешивали и 3 июля этой смесью сбрызнули листья томатов.

Когда появляются цветки на огурцах, когда начинается плодоношение, подкармливали таким образом: на 100 л чистой воды высыпали 9 кг суперфосфата и замачивали на 2-3 суток. Потом добавляли 2-3 литра  коровьей мочи или й1 кг аммиачной селитры, 1 кг хлористого калия, 40 г борной кислоты, медного купороса, тщательно размешивают и наливают в лунку 0,5 литра этой жидкости. В 1962 году 31 июля с помощью дождевальной установки провели подкормку картофеля, капусты, томатов на 1 га такой смесью: на 1 га томатов- суперфосфат 64 кг, хлористый калий- 16 кг, на 1 га капусты- аммиачная селитра 12 кг, хлористый калий- 60 кг, перфосфат 160 кг, или на 100 л воды  мочи КРС 3 кг, суперфосфата 9 кг, борной кислоты- 40 кг.

В 1961 году по сравнению с овощеводческой бригадой Хаптагая опытно-семенное звено получило урожая с 1 га больше, используя вышеперечисленные подкормки и удобрения.

Сравнительная таблица урожаев семенного участка школы и бригады

Название овощей

Семенной участок

Бригада Хаптагая

Томаты

245,7 ц

244,4 ц

Огурцы

139,1 ц

136,7 ц

 

         Когда появляются первые настоящие листья на огурцах, делали подкормку из расчета на 15 частей воды 1 часть коровьей мочи, поливали на одну раму парника 1-1,5 лейки данной смеси. А когда уже появлялись вторые настоящие листья, то подкормку делали раствором: на 1 ведро воды 7 г аммиачной селитры, или 0,5 л коровьей мочи ,7 г хлористого калия,150 г суперфосфата. Для огурцов, которые предназначались для получения семян, использовалась такая смесь: 6 ведер мочи КРС, 8 кг суперфосфата, 1,5 кг соли калия, 6 ведер чистой воды. Настаивали смесь 2-3 суток и разводили 10 частями воды и поливали по 0,5 л в каждую лунку.

         Остальные овощные культуры подкармливали микроэлементами или куриным пометом, раствором еловой хвои, томатными пасынками, все это варили в воде и этой смесью делали подкормки. Также использовали древесную золу.

 

Дневники наблюдений членов опытно-семенного участка

Каждый член опытно-семенного участка исследовал овощную культуру, за которой он ухаживал и вел записи в дневнике наблюдений о результатах своего опыта. В этой тетради записывали свои задания, все, что узнали.

         Также юные исследователи записывали изменения погоды, направление ветра, какие осадки когда выпадали, когда посадили растения, свой уход за ними, когда появились первые листья, плоды, когда подкормки делали, в каком объеме и сколько раз. В этих дневниках можно было найти и записи о том, когда приезжали корреспонденты из газет, радио, представители колхозов, совхозов, школ, чем они интересовались и какие вопросы задавали.

         Кроме этого, дети записывали, какие советы, инструкции давал Самсонов Г.С., какие беседы проводил. Например, в дневнике руководителя звена, ученицы VII класса Соловьевой Светы были такие записи: «21.07.1965 г. Сегодня солнечно. Ветер юго –западный. Ветер слабый, едва колышет листья растений. Утром приехал Самсонов Г.С. на своей машине. Он провел беседу с нами, как ухаживать за нашими растениями, как измерять плоды и делать подкормку. Соловьев Никанор и Егор Николаевич (учитель-воспитатель) косили траву вокруг участка. Остальные пололи сорняки на картофельном поле.  После обеда было пасмурно, безветренно. После полдника пололи сорняки на картофельном поле в местечке Ыагастаах, потом убирали сорняки томатов под пленкой. Сегодня мы работали дружно и весело».

         «26.07.1965 г. Сегодня был пасмурный день. Безветренный, тихий день. Сегодня я измерила размеры помидоров:

1.Сорт «Сибирская скороспелка»  вырос на 2 мм, 20 ветвей, 3 кисточки.

2.Сорт «Корнеева» вырос на 3 мм, 15 ветвей, 4 кисточки.

3.Сорт «Невский»  вырос на 1,5 мм, 10 ветвей, 3 кисточки.

Соловьев Никанор и 5 девочек пололи сорняки на капустном поле и окучивали. Я и другие девочки пасынковали томаты и огурцы.  Два мальчика окучивали картофель. После полдника я, Маня, Рая провели подкормку помидоров.

         На ведро воды сделали такую смесь:

1.Аммиачная кислота- 10 г.

2.Хлористый калий- 10 г.

3.Медный купорос- 0,3 г.

4.Борная кислота- 0,5 г.

5.Суперфосфат- 60 г.

6. Марганцево-кислый калий -0.3г.»

         Аргунова Рита, ученица VII класса, сделала в дневнике такую запись: «17.08.1965 г. Сегодня солнечно. С утра до вечера было жарко. Сегодня срезали сорт помидоров «Неизвестиый». Сорт огурцов  «Алои» подрос на 1,5 см, плоды  выросли на 1,8 см.  Сегодня приезжали из Якутской киностудии и снимали про нашу работу фильм».

         Таким образом, члены опытно-семенного участка записывают в своих дневниках все, о чем узнали, что делали за день. Д.И.Варламов, работник ИУУ, который описывал опытную работу   школьников, отмечал: «Конечно, не все дети так подробно и старательно записывают свои наблюдения. Если бы они подробно записывали, какие опыты проводят, какую подкормку делают, какой урожай получили, какие наглядные пособия использовали, то виден был бы результат работы этого члена звена. Они записывают иногда, в каком месяце какую работу сделали и все. Надо добиться, чтобы записи в дневнике велись аккуратно, постоянно  от начала до конца».

 

Обмен опытом работы на семенном участке

         Самсонов Гаврил Семенович постоянно изучал опыт колхозов, совхозов, школ, научно-исследовательских институтов Якутии, занимающихся овощеводством. Кроме этого, сотрудничал с Хибинской полярной, Адлерской овощной опытной станциями, Всесоюзной сельскохозяйственной Тимирязевской академией. Таких предприятий и специалистов сельского хозяйства, с которыми работает Самсонов Г.С, очень много. У них он получал семена новых сортов и с этими сортами проводил опыты на опытно-семенном участке. Чтобы познакомиться с опытом работы опытно-семенного звена Хаптагайской восьмилетней школы не раз приезжали учителя из разных школ Республики, специалисты сельского хозяйства, школьники, советские, партийные работники.

         В июне 1965 года в Якутскую АССР приехал погостить летчик-космонавт, Герой Советского Союза Валерий Федорович. Герой космоса познакомился с работой опытно-семенного участка Хаптагайской школы и оставил самые высокие отзывы.

 

Подведение итогов работы

опытно-семенного участка  Хаптагайской восьмилетней школы

         Каждую осень в Хаптагайской школе подводили итоги работы опытно-семенного звена. В связи с этим организовывали «Праздник урожая», к которому готовились заранее. На выставке можно было увидеть такие экспонаты: овощи, которые вырастили дети на своем опытном участке,  блюда из этих овощей, самые известные сорта картофеля, томатов, огурцов, капусты, также фотоальбом с самого дня создания опытно-семенного звена с фотографиями нового сезона.

         Также для выставки готовят материалы из кабинета биологии, которые используют на уроках и занятиях юннатского кружка. В 1965 году для этой выставки руководитель опытно-семенного участка Соловьева Света собрала и составила гербарий диких растений, произрастающих на территории Хаптагая. Гербарий был на 46 листах. На той же выставке представляли  результаты своего труда учащиеся, которые работали в других звеньях: пришкольном участке, в сенокосном звене, в овощеводческой бригаде колхоза.

         На «Празднике урожая» обязательно представляли доклад об итогах работы опытно-семенного участка. На этот праздник приглашались учащиеся, учителя школы, представители правления колхоза имени В.И.Ленина, руководители сельскохозяйственных предприятий. В конце праздника награждали передовиков производства, учащихся, которые показали высокие результаты в своей работе: на опытно-семенном участке, сенокосном звене, на пришкольном участке, в овощеводческой бригаде. Им вручали грамоты, ценные призы за высокие показатели. Это значило, что взрослые, общественность, педагогический коллектив школы, правление колхоза высоко ценят летний труд школьников во благо родного села, колхоза. Так в 1965 году правление колхоза имени Ленина вручило Хаптагайской школе телевизор. Члены опытно-семенного звена сделали доклады, провели беседы об использовании удобрений, подкормки для получения высокого урожая овощей, о том, как ухаживают они за овощами. Здесь они использовали свой практический опыт и знания, полученные на уроках биологии.

 

 

 

 

 

Судьба членов опытно-семенного звена Самсонова Г.С.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Федорова Евдокия Егоровна, окончив физико-математический факультет ЯГУ, стала работать в Балыктахской средней школе.

2.Романов Михаил выучился на полиграфиста в г. Калинине.

3.Самсонова Матрена Гаврильевна — моя бабушка- училась во Всесоюзной сельскохозяйственной академии имени Тимирязева в Москве, работала, как отец, бригадиром-овощеводом в Хаптагае.

4. Павлов Николай Петрович поступил во Всесоюзную сельскохозяйственную Академию при содействии Гаврила Семёновича и получил диплом об окончании агронома-селекционера. Работал ведущим научным сотрудником Якутского научно-исследовательского Института сельского хозяйства, в Покровском ОПХ, кандидат

5.Шамаев Павел Павлович работал заведующим лабораторией Института геологии алмаза и благородных металлов Сибирского отделения РАН, кандидат геолого-минералогических наук,

6.Ларионов Иннокентий Кузьмич всю жизнь работал водителем в Якутске.

7.Дмитриева Валентина Александровна окончила сельскохозяйственный факультет ЯГУ, работала ветеринарным врачом в Ханагаласском улусе.

8.Соловьев Филипп Петрович окончил биолого-географический факультет ЯГУ, доктор биологических наук, профессор Российской Академии Естествознания, проректор по научной работе Государственного образовательного учреждения, «Якутский государственный инженерно-технический институт».

9.Назарова Татьяна Семеновна, окончила курсы продавцов, работник советской торговли, работала всю жизнь в селе Ломтука Мегино-Кангаласского улуса.

10.Фёдорова Наталья Иннокентьевна окончила биолого-географический факультет ЯГУ, до выхода на заслуженный отдых работала учителем биологии и химии в Олекминском улусе в Токкинской средней школе.

11.Соломонова Татьяна Прокопьевна окончила Якутское педучилище №1, работала старшей пионервожатой в Хаптагайской восьмилетней школе, воспитателем в Хаптагайском детском доме. Сейчас на заслуженном отдыхе, живет в Хаптагае.

12. Яковлева Галина Николаевна окончила Якутское педучилище №1.

13.Васильев Семен Семенович окончил Всесоюзный государственный институт кинематографии, операторский факультет ВГИК (мастерская Л.В. Косматого). После первого курса работал в Москве ассистентом в центре научных фильмов. В 1970 году работал кинокорреспондентском пункте в г. Якутске. В 1976-1991 — оператор Гостелерадио ЯАССР. С 1991 по 1995 — оператор постановщик «Сахафильма». В настоящее время работает в Национальной вещательной компании «Саха». Член Союза кинематографистов РС(Я).

14.Семёнова Александра Степановна окончила Благовещенский сельскохозяйственный институт.

15.Соловьева Светлана Николаевна окончила СПТУ по специальности сантехник, работала в Харбалахе, в г.Якутске завхозом в национальной библиотеке им.А.С.Пушкина, кладовщиком в Союзе художников Якутии.

16.Васильева Раиса Семеновна окончила ССУЗ по специальности парикмахер, работала техническим работником в Павловской средней школе.

17. Лукин Дмитрий Гаврильевич окончил Томский технологический институт, работал много лет шеф поваром в ресторане «Север» г.Якутска.

18.Аргунова Маргарита Герасимовна окончила бухгалтерские курсы, работала бухгалтером в г Якутске до выхода на заслуженный отдых.

19.Павлов Денис Дмитриевич – майор в отставке, до выхода на заслуженный отдых работал в медицине катастроф Республики Саха (Якутия).

20.Соловьев Никанор Петрович – в Хаптагае работал кочегаром на ферме.

21.Павлова Евдокия Филипповна окончила Магаданский педагогический институт, работала в п.Маган учителем начальных классов до выхода на заслуженный отдых.

22.Максимов Афанасий Васильевич после школы поступил в Якутское медучилище, по семейным обстоятельствам не окончил, работал в СХПК «Дирин» в Хаптагае, передовик производства.

23.Дмитриева Евдокия Егоровна- окончила СПТУ, торговый работник, работала продавцом в селе Тулагино.

24.Степанова Марфа Васильевна- работала лаборанткой в Якутском госуниверситете.

Автор книги по истории Хаптагайской школы, ветеран педагогического труда, многие годы работавший в нашей школе учителем русского языка и литературы, завучем и начальником лагеря труда и отдыха «Юность» Орлов В.Е. пишет об этом в своем исследовании: «Без сомнения, в выборе профессии в жизни для этих ребят не последнюю роль сыграла работа в опытно-семенном участке, где под руководством Гаврила Семеновича проводились научно обоснованные исследовательские опыты и эксперименты, наблюдения и прививки».

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

         В данной исследовательской работе описан опыт работы опытно-семенного звена Хаптагайской восьмилетней школы с 1961 по 1965 годы. Работой этого школьного звена руководил известный в Якутской АССР человек, Герой Социалистического Труда, мой прадед Самсонов Гаврил Семенович. Очень жаль, что зимой 1966 года его уже не стало из-за тяжелой болезни. Ему было всего 44 года. Гаврил Семенович пережил тяжелые времена — работал на тяжелых работах в Новосибирске на трудовом фронте во время Великой Отечественной войны. Тяжело больным человеком он вернулся с трудового фронта и работал в колхозе счетоводом. Создал овощеводческую бригаду в колхозе в селе Хаптагай, где он родился и вырос. В 1957 году за большой вклад в развитие сельского хозяйства Якутской АССР Самсонов Г.С. был удостоен высокого звания Героя Социалистического Труда. Вел большую общественную работу, в честь юбилея победы возглавил поисковую работу школьников по восстановлению имен павших воинов и участников войны из Хаптагайского наслега, вел исследовательскую работу по краеведению, по истории Хаптагая, сотрудничал с Майинским музеем. Об этом мною написано 2 доклада в прошлом учебном году.

После Гавриила Семеновича пришкольным опытно-семенным участком руководили Павлова Февронья Семёновна (1967), Орлов Владимир Ефимович  (1968,1969).

         В результате работы над темой «Вклад опытно-семенного участка Хаптагайской восьмилетней школы в развитие овощеводства в колхозе имени В.И.Ленина и в Мегино-Кангаласском районе» сделаны следующие выводы:

1.Члены опытно-семенного звена с успехом использовали теоретические знания, полученные на уроках биологии и химии (учитель Павлова Ф.С.) и работа в опытно-семенном звене показало, что учащиеся овладели агротехникой  по выращиванию овощных культур.

3.Трудясь на опытно-семенном участке, школьники учились любить труд и уважать людей труда, и работа Г.С.Самсонова и педколлектива Хаптагайской школы по организации труда школьников имела огромное воспитательное значение.

3.Члены опытно-семенного участка Хаптагайской школы своей работой по семеноводству и селекции внесли большой вклад в развитие овощеводства в колхозе имени В.И.Ленина, в Мегино-Кангаласском районе, Республики, в повышение дохода родной школы, колхоза.

4.Опыт работы опытно-семенного звена Хаптагайской восьмилетней школы широко был распространен в районе и Республике, и мы в семейном лагере Самсоновых используем ряд лет этот бесценный опыт по испытанию и изучению новых сортов овощных культур: капусты, томатов, огурцов, сладкого перца, свеклы, моркови. Есть итоги этой работы в докладах Миши, Айты, Нарыйааны, Айыыны Максимовых, Алеши, Аниты, Кости Самсоновых. Опыт этой работы опубликован на разных сайтах, в сборнике «Самсоновские чтения» Хатасской агрошколы и Хаптагайской агрошколы.

5.Исследовательская, опытно-семенная работа по семеноводству и селекции, организованная Самсоновым Г.С., побудила многих выпускников школы посвятить свою жизнь науке (Павлов Н.П., Соловьев Ф.П., Шамаев П.П.), педагогике (Федорова  Н.И., Федорова Е.Е., Соломонова Т.П., Павлова Е.Ф., Яковлева Г.Н.,), развитию сельского хозяйства Республики (Самсонова М.Г., Дмитриева В.А., Семенова А.С., Максимова А.В., Соловьев Н.П.).

 

 

×
×