Размышление о воспитании

Автор: Татьяна Юрьевна Куропаткина

 Размышления о воспитании.

 

1. Цели воспитания личности и цели развития общества

 Об эффективном воспитании как направляемой социализации можно говорить лишь тогда, когда явно обозначены цели этой социализации. Цели воспитания существенно зависят от целей, которые сознательно ставит перед собой общество.

«Наша высшая цель — это сбережение нашего народа, столь уже измученного. Сбережения его физического бытия, его нравственного бытия, его культуры, его традиций…» Митрополит Московский и всея Руси Кирилл.

В 1975 г. Андрей Дмитриевич Сахаров в начале своей Нобелевской лекции написал: «Мир, прогресс, права человека — эти три цели неразрывно связаны, нельзя достигнуть какой-либо одной из них, пренебрегая другими».

Таким образом, основные направления развития общества и изменения государства намечены не сегодня.

Здесь необходимо учесть, что человек, являясь биосоциокультурным существом, обозначается тремя разными терминами: индивид, личность, субъект культуры.

Личность — это индивид, рассматриваемый как часть общества, то есть – это специалист, имеющий профессиональное образование, признаваемое государством, а также прошедший определенную социализацию. Считается, что государство упорядочивает отношения в обществе посредством права, однако государство не определяет всех отношений в обществе, поэтому термины «государство» и «общество» не являются синонимами, хотя обозначаемые ими понятия в чем-то пересекаются. Часто под обществом подразумевают сферу, лежащую между индивидом и государством, но это не совсем правильно. При всех недостатках советского строя в СССР был создан советский тип оптимистичного гражданина, уверенного (несмотря на жизненные неурядицы и минимальное бытовое обеспечение) в своем будущем, в могуществе государства и в прогрессивном характере советского строя. Теснота и  «коммунальность» жилища воспринимались как реальное выражение социального равенства, как истинный демократизм. Советский человек мыслил себя и действовал только в рамках коллектива. Труд для него являлся не столько средством достижения материальных благ, сколько нравственной ценностью при осознании его общественной значимости. В общественном сознании советского человека за годы советской власти успешно закрепилось представление, что счастлив и бессмертен тот, кто совершил великое дело ради своего общества и государства, и поэтому останется, в памяти народной. Это сделало ненужной религиозную идею бессмертия.

Этот тип личности будет воспроизводиться частью населения и в новых социально-экономических условиях.

В 90-е годы советский человек оказался в сложной ситуации. Интересы одних учитывало государство, а интересы других социальных типов или полностью игнорировались, или выражение их интересов лишь имитировалось. Новое государство стало для советского человека чужим и враждебным. Советский человек оказался выбитым из привычного русла жизни. Пришлось многим перестраиваться. Прошло двадцать лет. На основе перечисленных положений Конституции можно сформулировать цели воспитания.  Действующая Конституция РФ указывает, что Россия — демократическое федеративное правовое (ст. 1), светское (ст. 14) «социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» (ст. 7). «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства» (ст. 2). «Достоинство личности охраняется государством.

Многие вузовские коллективы строят свою работу, опираясь на идеи гуманизации, и направляют усилия на формирование новой гуманитарной культуры и гуманитарной среды в вузе. Формирование и развитие личностных качеств относятся к основным задачам высшего учебного заведения, поскольку необходимость воспитания молодежи требует и Закон РФ «Об образовании». Формирование гуманитарной среды в вузе, создание в его стенах атмосферы доверия, сотрудничества, совместного творческого поиска преподавателей и студентов являются необходимым условием организации эффективной учебной и вне учебной работы. Но такое воспитание будет лишь поддерживающим, если сам студент не осознает цели воспитания как свои собственные.

Основами формирования национального самосознания целесообразно считать идеи соборности России, особого российского пути развития, сочетающего и дополняющего черты культуры западных и восточных народов.

П.И. Бабочкин в качестве мировоззренческих основ воспитания студентов считает необходимым использовать идеи философии гуманизма, поскольку они наиболее соответствуют идеалам демократического общества:

демократизм;

 гуманизм, предполагающий отношение к личности студента как к самоценности, способной к саморазвитию и успешной реализации своих интересов и целей в жизни;

духовность, проявляющаяся в формировании у студента смысложизненных духовных ориентаций, потребностей к освоению и производству ценностей культуры, соблюдению общечеловеческих норм гуманистической морали, интеллигентности и менталитета российского гражданина;

патриотизм, предполагающий формирование национального самосознания у студенческой молодежи; конкурентоспособность, выступающая как особенность демократического общества;

толерантность, предполагающая наличие плюрализма мнений, подходов, идей, поступков для решения одних и тех же проблем;

индивидуализация, учитывающая, что в условиях демократических реформ личность получает свободу для проявления своей индивидуальности, и требующая от системы воспитания индивидуальной направленности, а не производства усредненной личности;

вариативность, нацеленность воспитания не на воспроизведение студентом образцов предшествующих поколений, а на готовность к деятельности в ситуации неопределенности.

В качестве проективной модели личности специалиста с высшим образованием предлагается социально активная, жизнеспособная, гуманистически ориентированная индивидуальность. В связи с этим «молодой специалист недалекого будущего должен будет обладать следующими личностными и гражданскими качествами:

·        быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни, уметь ориентироваться в социально-политической обстановке, имея свою мировоззренческую позицию, идеалы и гуманистические ценности, обладать способностью к саморазвитию, иметь потребность в достижениях и в самостоятельном принятии решений;

·        иметь уважение к законам и обладать социальной ответственностью, гражданским мужеством, внутренней свободой и чувством собственного достоинства, способностью к объективной самооценке, обладать целеустремленностью и предприимчивостью;

·        обладать высокой социальной активностью во всех сферах жизнедеятельности, стремлением к поиску нового и способностью находить нестандартные решения жизненных проблем {точнее сказать: рационально использовать стандартные и находить более эффективные нетрадиционные решения}, конкурентоспособностью в социально-экономической деятельности;

·        иметь в определенной степени индивидуалистические установки, ориентацию на себя, свои интересы и потребности, на достижение успеха в жизни, обладать рациональным мышлением и прагматическим отношением к жизни;

·        обладать национальным сознанием российского гражданина, гражданскими качествами, патриотизмом, стремлением к сохранению единства России и к становлению ее как великой державы, занимающей одно из ведущих мест в мировом сообществе.

2001 г. в НИИ высшего образования по гранту Минобразования РФ начата разработка проекта «Современная система воспитания студентов вузов: содержание, особенности, направления, технологии реализации и целенаправленного развития. Разработка примерной программы воспитания социально активной личности». 6 марта 2001 г. в докладе одного из руководителей проекта Л. И. Коханович, было подчеркнуто, что особенностями этого проекта будет переход к новой гуманистической воспитательной деятельности, переход от общественных форм воспитания к самовоспитанию, отказ от назидания, акцент на неповторимость индивидуальности.

Все это через мир, сотрудничество, образование, равенство всех граждан перед законом, рачительность в использовании ресурсов, повышение образованности и возрождение духовности, авторитету власти внутри страны и международному авторитету России.

2. Особенности воспитания и самовоспитания

Воспитание считают основной категорией педагогики. Однако этим термином в педагогической литературе обозначается пять разных понятий:

·        воздействие на человека социального строя и окружающей действительности;

·        передача новым поколениям накопленного общественно-исторического опыта;

·        весь учебно-воспитательный процесс в образовательном учреждении;

·        специальная воспитательная работа для формирования системы определенных убеждений и взглядов;

·        формирование отдельных качеств.

«Чтобы стать человеком, нужно учиться». Это позволяет истолковать по Коменскому термин «воспитание» как воздействие не только на нравственность учащегося, но и на проявление им активности, что обеспечивается всем учебным процессом. В XVIII в. французский философ и писатель Ж.Ж.Руссо в романе «Эмиль, или О воспитании» отметил: «Все, чего мы не имеем при рождении и без чего не можем обойтись, ставши взрослыми, дается нам воспитанием». Что же такое воспитание? Классическое понимание этого термина определяется, как процесс, направленный на личность и имеющий определенные цели. Тогда чем процесс воспитания отличается от процесса социализации? Социализация – это процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений. Получается, что социализация – это определенные условия жизни, в которых оказался человек. Но социализация зависит не только от внешних условий, экономических, политических, но и от агентов социализации. Значит, процесс социализации неотделим от уровня образования и воспитанности тех агентов социализации, которые непосредственно влияют на формирующуюся личность. Другими словами, воспитательный процесс находится внутри социализации. А поэтому как бы родители и учителя не старались, они не смогут оградить ребенка от (социализации) влияния самого общества. Значит осознание того, принимать или не принимать информацию, которую получает человек с самого детства, зависит от него самого. Но процессы осознанного усвоения социальных норм начинаются у индивида с момента взросления. Как же определить этот возраст, когда человек может сам решать, какая информация ему нужна, какая нет.   Любое общество переживает качественные и количественные изменения системы ценностей, социально значимых убеждений и установок, ценностных ориентаций и идеалов. В процессе социализации человек приобретает качества и убеждения, общественно одобряемые формы поведения, необходимые ему для нормальной жизни, но с годами убеждения могут измениться, если они, проходя проверку на истинность и ложность, не удовлетворяют требованиям жизни.  Иногда человек может знать нравственные нормы и нормы общественного поведения, но не соблюдать их и тем более не признавать их частью своих убеждений. Поэтому в вузе необходимо создать условия для направления социализации студента таким образом, чтобы он поступал не потому, что так принято в вузе, а потому, что это просто так принято в цивилизованном обществе и у образованных и интеллигентных людей, к коим он себя причисляет.  Воспитание в высшей школе – это специальная работа сотрудников вуза, направленная на становление у студентов системы убеждений, нравственных норм и общекультурных качеств. Установки и убеждения, сформированные в вузе, должны не мешать человеку в жизни, а помогать. И если к поступлению в вуз, человек повзрослел, то можно смело опираться на его внутреннюю мотивацию. 

Самовоспитание — это сознательная, систематическая работа над собой с целью достижения физического совершенства, воспитания высоких духовных качеств, закрепление профессиональных умений и навыков будущего специалиста и овладения методикой руководства совершенствования личности на собственном опыте. В выявлении закономерностей развития личности и в повышении эффективности воспитания, большое значение имеет собственная активность человека в формировании своей личности, процесса самовоспитания.  Еще известный философ М. Мамардашвили отмечал: «Самая глупая и трагическая идея XX в. — воспитание «нового человека».  Тягчайшим из всех насилий, творимых человеком над людьми, называл воспитание и М.Волошин. Это только говорит о том, что без желания самой личности, без осознания необходимости к самовоспитанию, без жажды изменить себя к лучшему – нельзя насильно воспитать человека. Строго говоря, с научной точки зрения нельзя воспитывать другого… Можно только воспитываться самому… В основу воспитательного процесса должна быть положена личная деятельность студента, а все искусство воспитателя должно сводиться только к тому, чтобы направлять и регулировать эту деятельность…/продолжение следует

×
×