Патриотическое воспитание молодежи через изучение своей малой Родины

Автор: Меркулова Марина вячеславовна

Патриотическое воспитание молодежи через изучение своей малой Родины.

Москва- столица нашей Родины. Мы живём в таком замечательном городе, нам не надо ехать за тысячи километров, чтобы оказаться в нём. Нам нужно просто выйти из дома, и мы можем соприкоснуться с культурой и историей столицы. Но часто жители города бегут по своим делам, не видят, не замечают, а самое главное не знают его. И это очень грустно, что мы не знаем истоков.

В школах Москвы отменили курс Москвоведение, который имел не только образовательный, но и воспитательный потенциал. Здесь ребята изучали родной город, узнавали историю, культуру. Некоторые элементы его есть в программе Окружающего мира в начальной школе. Но это всё разрозненно, бессистемно.

Изучать историю родного города нужно не от случая к случаю, а целенаправленно. Очень грустно, что жители Москвы не знают историю своего города, не любят его.

Очень часто слышим слова о патриотизме. Но он появляется не по мановению волшебной палочки. Его воспитывают сначала в семье, затем в образовательных организациях и постоянно обществом. Патриотическое воспитание- целенаправленная деятельность, которая формирует у подрастающего поколения ценностные ориентиры, нормы поведения гражданина и патриота.

Патриотизм-это любовь к родной стране. Любовь к своей малой Родине.

Очень хорошо, что в современном обществе стали уделять этой проблеме должное внимание. Можно выделить несколько направлений патриотического воспитания: духовно- нравственное, культурно- историческое, гражданско- правовое, военно- патриотическое, спортивно- патриотическое. Разные направления помогают воспитать культурную, высоконравственную молодежь. И выделить самое важное направление невозможно, каждое из них необходимо для развития определенной грани патриотических чувств.

Но хотелось сейчас сделать акцент на культурно- историческое направление. Это один из способов понимания величия нашей Родины, её огромный вклад в развитии человечества, её место в мировой политической системе. Это прекрасно можно изучать на уроках истории, внеклассных мероприятиях. Но и почаще выходить на улицу, изучая родной город, знакомясь с людьми и традициями Москвы.

В начале учебного года пришлось столкнуться с проблемой, которая подтолкнула к интересной работе. На уроке в 7 классе ученики не смогли ответить на простые вопросы по истории нашего города. Было решено не только изучить историю Москвы, но и историю Юго- Запада. И по собранным материалам изготовить наглядные пособия, фотовыставки, видеофильмы, которые могут быть использованы на уроках, классных часах, на школьных мероприятиях.

Началась эта работа с изучения легенд и гипотез основания города, происхождении его названия. Очень много информации они получили, посетив интересный музей Москвы. Там они увидели экспозицию «Древняя и Средневековая Москва», «Москва XVIII – XIX веков». Ребята узнали много интересного о топонимике, гидронимике города. Заинтересовались названием города. Очень понравились версии из коми и финно- угорского языков. По этим версиям название происходит от слова «корова» и «медведь». Москва обозначает «коровий брод» или «медвежья река. Но эти гипотезы имеют очень слабые места и мало сторонников. Ученики заинтересовались этим и сейчас изучают эти и другие версии.

Помимо изучения топонимики и гидронимики происхождения названия города ребят привлекло изучение названий улиц района, усадьбы района, наш район в годы войны, памятники района.

В течении нескольких месяцев ребята проводили работу, связанную с изучением названий районов Юго- Запада. Район Зюзино, в котором находится наша школа, получил свое название по имени опричника Василия Зюзина. Но существует еще одна версия, что название пошло от клички «зюзя», а не от фамилии. Название Ясенево произошло от имени ключника Андрея Боголюбского Ясеня, впервые упоминание этого населенного пункта появилось в документах XIV века и звучало «село Ясиновьское».  А район Воронцово получило свое название по имени владельца Федора Васильевича Воронца, одного из сподвижников Дмитрия Донского. Название Теплый Стан имеет несколько версий. Самая распространенная имеет татарские корни. Здесь жили ордынцы, приезжавшие в Москву, за сбором дани. В этом месте находились теплые шатры, где можно было погреться и переночевать. По другой версии это место известно со времен Ивана Калиты и является местом стоянки, местом ночевки. Это станция, где люди могли поменять лошадей, отдохнуть в тепле. Название Черемушки появилось в XVI веке. Как утверждают источники здесь было очень много черемухи. О существует версия, что свое название район получил от названия реки Черемхи, протекающей здесь. Название Котловка появилось от села Котлы. А котлы у славян назывались овраги округлой формы. Очень интересная версия. Коньково произошло от названия села. Район Узкое получил свое прозвище потому, что в этом месте обитало очень большое количество черных, белоухих ужей.

Много ученики уделили внимания названиям улиц района. В районе Зюзино находится 19 улиц. Они получили их в честь городов Крыма и Причерноморья. Узнали о памятниках, культурных объектах. Поинтересовались историей появления района. Это было еще одно направление наших поисков.

Мы с ребятами провели экскурсии в усадьбы, расположенные на территории округа: Зюзино, Воронцово, Узкое, Знаменское- Садки. Узнали много интересного об истории, хозяевах. Но грустно, что от них остались небольшие фрагменты. От усадьбы Зюзино осталась только церковь Бориса и Глеба, флигель, липовая аллея и пруд. А хозяином этой усадьбы был Глеб Иванович Морозов, супруг Феодосии Морозовой, которая известна по картине Сурикова «Боярыня Морозова».

Очень красивое место Воронцово. Здесь тоже осталось мало от бывшей усадьбы. Но по легенде автором проекта был Баженов.  Въездные ворота сделаны в стиле работ легендарного архитектора.

Усадьба Узкое. Сейчас здесь находится санаторий Академии Наук РФ, поэтому место ухоженное, но посетить ее можно только с экскурсией.

Усадьба Знаменское- Садки находится за пределами МКАДа, принадлежала, как и Узкое, роду Трубецких. Сейчас находится в аварийном состоянии, но здесь можно посмотреть убранство усадьбы XVIII века, погулять вокруг помещичьего дома.

Посетив эти замечательные места, школьники подготовили сообщения по темам. Провели тематические встречи с учениками начальной школы, подготовили для них викторины по Юго- Западному району Москвы. Начали работу над проектами «Дворянские усадьбы на территории округа», «Хозяева усадеб Юго- Запада», «Исчезнувшие усадьбы округа», «История района Зюзино», «Навание улиц Юго- Запада». Работа интересная и очень захватывающая. Ребята не только узнают что- то о своем районе, но развивают свой творческий потенциал. И самое главное в таком виде работы является активная позиция ученика, которая позволяет ему самостоятельно определять направления и способы достижения цели, здесь хорошо происходит взаимодействие ученика и учителя, как партнеров.

Реализацию проектов можно разделить на три этапа. Первый состоит в изучении интересов ребят, формировании проблем, составления плана работы. Здесь важно распределить обязанности и возможности практических результатов. Второй этап –практическая деятельность. Здесь нужно самостоятельно находить и конкретизировать полученные знания. Ребята сами подбирают источники знаний, обрабатывают информацию. Обращаются за помощью к различным видам информации: книги, Интернет. Консультируются с преподавателями, родителями, специалистами. Когда проект будет завершен, на третьем этапе, проводится осуждение с целью выявления общественной пользы того, что сделано, а также перспективы продолжения работы. Проектная форма работы направлена на формирование сознательной, активной, самостоятельной личности. Она позволяет улучшить образовательную и воспитательную работу современной школы.

Так через изучение истории своего города и проектной деятельности можно привить любовь к своей малой Родине и России. Через патриотизм можно воспитывать любовь к ближнему, быть человечнее. Патриотизм- это состояние души. Это воспитание нужно всегда, а особенно сейчас, когда забываются вековые традиции, когда молодежь теряет интерес к прошлому нашей страны. Надо объяснить, что у человека Родина одна, что любить ее надо такой, какая она есть. Учиться на примерах истории, знать своих героев, не поклоняться псевдогероям, пробудить интерес к историческим событиям.

 Патриотизм выступал и выступает главным объединяющим фактором, помогающим народу преодолеть невзгоды, выстоять в трудные периоды истории. Не может считаться цивилизованным общество, если составляющие его граждане не будут ощущать потребности обогатить и приумножить историческое наследие, бережно относиться к своей Отчизне, культурным и историческим ценностям. Как красиво, а главное точно, сказал один из немецких политиков, патриотизм – это горячо любить свой народ, а не ненавидеть другие.

Очень хочется, чтобы наши ученики больше интересовались историей своего народа, своей страны. Любили ее. Изучение начинается с истории своей малой Родины. Для московских школьников- это изучение истории нашей столицы. И очень жаль, что сейчас многие и них не знают, не интересуются своими истоками. Одной и задач патриотического воспитания подрастающего поколения является научить «любить не только свои родные места, но и знать о них, приучает их интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень», как говорил академик Д.С. Лихачев. Надо больше внимания уделять преподаванию в школах Москвы курса Москвоведения. Возродить его в рамках ученого плана, выделять на изучение истории малой Родины больше часов. Это очень важно для возрождения нашего общего патриотизма.

×
×