Использование информационно-коммуникационных технологий на занятиях по физической культуре

Автор: Елена Вячелавовна Мелентьева

 «Надо быть ясным умственно,

чистым нравственно и опрятным физически»

 Антон Павлович Чехов

 

Введение

Актуальность

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что мы живем в эпоху высоких компьютерных технологий, в которой современный педагог должен использовать эту возможность для улучшения образовательного процесса. Современные требования к образовательному процессу возрастают, и педагог должен прекрасно владеть информационными вычислительными технологиями.

Ключевые слова: информационные компьютерные технологии, образовательный процесс, обучающиеся, занятия, физическая культура, интернет, презентации.

Цель физического воспитания в колледже состоит в том, чтобы способствовать общему развитию личности обучающегося путем формирования физической культуры. Основами физической культуры являются: хорошее здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и умения в области физической культуры, мотивы и выученные способы (умения) выполнения физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.

Программа обучения физкультуре предусматривает большое количество теоретических материалов, в которые выпадает минимальное количество часов, поэтому использование современных информационных технологий является неотъемлемой частью образовательного процесса.

Физическая культура обучающихся в средних специальных учебных заведениях в составе гуманитарного образования выступает в качестве продуктивных мер комплексного воздействия различных организационных форм, средств и приемов, общей и профессионально-прикладной физической культуры личности будущего специалиста в процессе формирования его профессиональной компетенции. Как учебная дисциплина физическая культура обязательна для всех специальностей, она служит укреплению здоровья, физического, интеллектуального и духовного совершенствования учащихся, характерна для общей и профессиональной культуры.

Основными требованиями современной физической культуры являются обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода в работе с учетом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной активности, особенностей развития психических свойств. Дифференцированные и индивидуальные подходы важны для учащихся как с низкими, так и с высокими результатами в области физического воспитания. Низкий уровень развития двигательных качеств часто является одной из основных причин отсутствия интереса ученика к физическому воспитанию. Студент с высоким уровнем физического развития не заинтересован в физическом воспитании, предназначенном для среднего школьника. Кроме того, обучающиеся физической культурой делятся на основные, подготовительные и специальные группы. Поэтому необходимо различать задачи, содержание и темпы развития программного материала и оценку достижений.

Современное образование ставит задачу педагога совершенствовать традиционные технологии и находить новые подходы к организации образовательного процесса. Использование информационно-коммуникативных технологий (далее — ИКТ) является одним из способов развития двигательной активности и познавательной деятельности обучающихся на занятиях физической культурой. ИКТ предоставляет обучающимся возможность предоставить более полную, достоверную информацию об изучаемых спортивных элементах, повысить роль видимости в образовательном процессе, удовлетворить потребности, интересы и усилить их познавательную деятельность.

Специфика физической культуры не позволяет использовать ИКТ в той мере, в какой они используются в других занятиях, так как основной направленностью преподавания дисциплины является физическая активность. В процессе ИКТ используются для достижения следующих педагогических целей, таких как развитие творческого мышления у учащихся путем формирования навыков обработки информации (при использовании текстовых, графических и табличных редакторов, локальных и сетевых баз данных); усиления учебно-воспитательного процесса. Кроме того, непосредственно в профессиональной деятельности ИКТ позволяют педагогу физкультуры решать проблемы различной степени сложности с помощью компьютерных программ с учебно-научной целью.

В этой статье я хочу рассмотреть возможность использования программы PowerPoint для создания образовательных презентаций на занятиях физического культуры. Самым непосредственным способом объяснения техники выполнения изучаемых движений, отражения теоретических вопросов с разных направлений на уроках физкультуры является демонстрация материала с помощью электронных презентаций.

При планировании занятия с использованием презентаций PowerPoint следует учитывать отдельные элементы, в котором используется компьютер, предвидеть интеграцию традиционных и интерактивных средств обучения, разрабатывать способы управления познавательной деятельностью обучающихся на уроках с учетом выявленных возможностей и ограничений использования ИКТ. Особое внимание уделяется компенсации с помощью техники отсутствия визуальных пособий на занятии физической культуры.

Информационная технология-это процессы, использующие совокупность средств и методов сбора, обработки, накопления и передачи данных (базовых данных) для получения новой качественной информации о состоянии объекта, процесса, явления, информационного продукта, а также о распространении информации и способах реализации этих процессов и методов.

Использование ИКТ открывает новые возможности в преподавании своего предмета, позволяет повысить эффективность обучения, интеллектуальный уровень обучающихся, привить навыки самостоятельной жизни, самоорганизации и облегчить решение практических задач. Использование компьютерных технологий на занятии позволяет сделать любой урок нетрадиционным, ярким, насыщенным, запоминающимся.

Результаты использования образовательных презентаций PowerPoint на занятиях физической культуры:

·         повышение посещаемости занятий;

·         повышение активности познавательной деятельности и эффективности и качества процесса обучения;

·         углубление межпредметных связей;

·         эстетическое воспитание за счет использования компьютерной графики, технологии мультимедиа;

·         применение знаний и умений в жизни (на отдыхе, в летних лагерях); 

·         увеличение объема и оптимизация поиска информации;

·         развитие коммуникативных способностей.

Использование презентации PowerPoint в учебном процессе является обязательным условием для достижения высоких результатов среди обучающихся. Правильное использование ИКТ делает занятие более многослойным, интересным и ярким, что, в свою очередь, стимулирует познавательный интерес к физической культуре, создает условия для мотивации к изучению этого предмета, способствует улучшению качества образования.

В настоящее время начинается компьютерная поддержка, которая позволяет вывести современное занятие на качественно новый уровень, использовать различные виды деятельности на занятии и более эффективно организовать контроль и учет знаний обучающихся. Это приложение для информационных технологий. Рано или поздно использование компьютера в учебной деятельности станет массовым, привычным явлением.

Таким образом, при организации и проведении современного урока физической культуры необходимо использование ИКТ, что позволяет успешно совмещать не только физическую, но и умственную работу, развивать интеллектуальные и творческие способности обучающихся, расширять общую перспективу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1.      Афанасьева О.В. Использование ИКТ в образовательном процессе. – www. pedsovet.org

2.      Дядюшкина Т.С. Использование информационных технологий на уроках физической культуры. ИТО – Ростов -2010.

3.      Попов Г.И. Информационные технологии в образовании в отрасли физической культуры и спорта. Вестник учебных заведений физической культуры. — 2004. — №1(2).

4.      Козлов, А. В. Проблемы применения информационно-коммуникативных технологий в физкультурном образовании / А. В. Козлов. — Текст : // Молодой ученый. — 2010. — № 6 (17). — С. 334-337. — URL: https://moluch.ru/archive/17/1713/ (дата обращения: 21.04.2022) .

5.      Википедия, [Электронный ресурс] Режим доступа :https://ru.wikipedia.org/wiki/Информационные_технологии   

6.      Проблемы применения ИКТ в физкультурном образовании, [Электронный ресурс] Режим доступа : https://moluch.ru/archive/17/1713/

7.      Возможности использование ИКТ на уроках физической культуры,  [Электронный ресурс] Режим доступа :https://razvitum.ru/articles/masters/2016-05-04-07-20-22

8.      Предмет «Физическая культура» и задачи, стоящие перед преподавателем, [Электронный ресурс] Режим доступа :https://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/library/2016/10/04/predmet-fizicheskaya-kultura-i-zadachi

9.      Применение информационно-коммуникативных технологий на уроках физической культуры «текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»», [Электронный ресурс] Режим доступа :https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-informatsionno-kommunikativnyh-tehnologiy-na-urokah-fizicheskoy-kultury  

 

 

 

 

×
×