ФОРМИРОВАНИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ КАК НЕОБХОДИМЫЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Автор: Герланд Евгения Викторовна

 

Е. В. Герланд

Формирование регулятивных универсальных учебных действий  как необходимый фактор развития личности младшего  школьника

Ключевые слова: регулятивные УДД,  приемы, рефлексия, ФГОС, развитие личности.

Современное образование направлено на всестороннее развитие личности ребёнка. В основе успешности и самостоятельности учения лежат общие учебные действия, имеющие приоритетное значение над узко-предметными знаниями и умениями. Развитие личности в системе образования обеспечивается через формирование универсальных учебных действий, которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Таким образом, достижение «умения учиться» предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия

В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, а также  построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических  особенностей обучающихся.

 Выпускник получит возможность научиться:

·      основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;

·      осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач.

Регулятивные УУД обеспечивают учащимся организацию их деятельности, учитывая все её компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка). Таким образом важнейшей задачей начальной школы является  научить ребенка  самостоятельно  добывать    знания, то есть заложить базу для успешного обучения   его  в  средней и старшей школе. ФГОС НОО выдвигает требования к формированию у школьников метапредметных результатов – универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных), которые должны стать базой для овладения ключевыми компетенциями, составляющими основу «умения учиться».

Развитие регулятивных действий связано с формированием произвольности поведения, поэтому ребенок  учится сам, а учитель ему  ассистирует.

Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся:

·      целеполагание — как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

·                планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

·                прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

·                контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

·                коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

·                оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

·                волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Перед учителем встаёт проблема отбора методических приёмов формирования регулятивных универсальных учебных действий.

 Важнейшими    для  формирования универсальных учебных  действий в ФГОС НОО  являются рефлексивные умения, но их формирование не происходит спонтанно.   Требуется  создать  особую учебную среду, отобрать учебный материал, тщательно спланировать урок  и совместную деятельность субъектов образовательного процесса, а также  предоставить возможность детям побыть в роли наставника.

На современном этапе учитель должен видеть каж­дого школьника в процессе обучения, для этого каждо­го учащегося необходимо активно вовлекать в деятель­ность. Личность включается в деятельность только то­гда, когда это нужно именно ей, когда имеются опреде­ленные мотивы для её выполнения. Именно начальная школа должна обеспечить познавательную мотивацию учащихся, готовность к сотрудничеству, к совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения. Про­блему повышения мотивации школьников к саморазви­тию невозможно решить без правильно организованной рефлексивной деятельности. Одним из направлений новаторского подхода к обучению младших школьни­ков является формирование регулятивных учебных действий, в основе которых лежит определённая техно­логия рефлексивной деятельности ученика на уроках.

Современная педагогическая наука считает, что, если человек не рефлексирует, он не выполняет роли субъ­екта образовательного процесса, поэтому в начальной школе необходимо обучать детей рефлексивной дея­тельности.

Цели развития рефлексии:

·      выявление уровня трудности, эмоционального отношения к заданию;

·      развитие оценочной деятельности одноклассников;

·      выявление самооценки детей;

·      выделение детьми критериев оценки;

·      развитие умений оценивать по критериям;

·      выявление причин для преодоления имеющихся трудностей.

Современный педагог  должен владеть определёнными методами и приёмами, позволяющими формировать у учащихся рефлексивные умения. Таким образом, для формирования рефлексивных умений  учащемуся требуется организовать свою деятельность на каждом из трёх последовательных этапов: прогноз (структурирование) своей деятельности, воплощение и рефлексия.

Предлагаем вашему вниманию ряд приёмов по формированию регулятивных          УУД, которые позволяют достичь поставленных целей. Остановимся отдельно на каждом из вышеперечисленных  этапов.

На первом этапе учащийся прогнозирует и планирует свою учебную деятельность:

«Заметки на полях»

1.    Интересно/ неинтересно

2.    Важно/ неважно

3.    Смогу/ не смогу

«Цветопись»

Красный цвет — информацией не владею

Желтый цвет — информация неполная

Зеленый цвет – информацией владею

 «Источник»

1.    Знаю/ не знаю откуда получить информацию (1 шаг для 1-2  класса)

2.    Доступен/ недоступен источник информацию (2 шага для 3-4 класса)

«Улыбка»

J-положительный настрой на работу (рад выполнять работу)

L-отрицательный настрой на работу (не  хочу, не буду выполнять работу)

K-нейтральный настрой на работу (мне всё равно)

 

На втором этапе учащиеся стремятся определить результаты своей деятельности, соотносят результаты с поставленной целью и определяют наличие ошибок.

«Идеал»

Подчеркнуть наиболее похожую на эталон  букву или цифру.

Данный прием может быть использован  на уроках технологии, изобразительного искусства, где учащиеся сравнивают свои работы с образцом.

 «Лесенка успеха»

Найди свое место на лесенке.  Применяется дифференцировано в зависимости от возраста учащихся (количество ступенек увеличивается от класса к классу). (Рис. 2,3)

 

 

 

 

Рисунок 2.

 

 

 

 

Рисунок 3.

Третий этап представляет собой собственно рефлексию.

В ходе него ученик обнаруживает свои достижения и проблемы; понимает, почему в деятельности у него что-то не получилось или получилось; находит причины проблем и достижений. Это позволяет ученику осознать свою ответственность, что способность произвольности 

 «Спасибо!»

Интересным приёмом считаем устное высказывание учащихся

«Я благодарю (имя) за …», который можно использовать после групповой работы или на заключительном этапе проектной деятельности. Ребёнок завершает данную фразу называя имя одноклассника, оказавшего ему помощь в процессе работы, и объясняя причину своего выбора. Таким образом учащиеся анализируют свою деятельность и  отмечают активных участников группы. Полученная информация даёт наглядную картину умения анализировать свою и чужую деятельность, выделять важные моменты.  Данные высказывания можно написать на бумажном  сердечке и презентовать товарищу, оказавшему   ему, действенную помощь

«Незавершенное  высказывание»

Таблица поможет  всем    учащимся  проанализировать собственную деятельность на уроке, в то время как учитель выбирает нужный ему вид рефлексии. (Рис. 4)

Вид рефлексии

Форма рефлексии

  Знания

 Новым (интересным, необычным) для  

 меня было…

  Деятельность

 Раньше у меня не получалось…, а теперь 

 получается

  «Я»

 Оказывается, я…

  Многофункциональная

 Сегодня я сделал маленькое открытие…

 

 

 

 

Рисунок 4.

«Острова»

Наиболее известен в педагогических кругах прием «Острова». На большом листе бумаги рисуется карта с изображением островов со следующими названиями: остров Неуверенности, остров Вдохновения, остров Удовлетворения, остров Накопления знаний, остров Размышления, остров Пустоты, Бермудский треугольник, остров Оптимизма и т.д.
Карта вывешивается на доске. Ученики рисуют или уже готовые кораблики прикрепляют в соответствующем районе, который отражает их душевное эмоционально-чувственное состояние после состоявшегося мероприятия.
После помещения своего «настроения» на бумагу можно его проанализировать: ученик объясняет, почему его кораблик приплыл к данному  острову.

Каждый из участников имеет право нарисовать на карте остров со своим названием.

Вышеперечисленные приемы зарекомендовали себя весьма эффективно. Однако работают  они при следующих условиях:

1.    Если учитель использует их постоянно, чтобы дети могли привыкнуть к такой работе.

2.    Если форма проведения адаптирована под возраст детей.

3.     Если  используются единые символы и обозначения учителями данного класса (цвет, знаки, символы).

Существует большое количество приёмов рефлексии, однако в данной статье были приведены только активно используемые нами на занятиях. Следует отметить, что процесс рефлексии на уроке занимает немного времени (при условии её систематического использования), позволяя приучить учащегося к самоконтролю, самооценке, саморегулированию и формированию привычки к осмыслению событий, проблем жизни. Таким образом, рефлексия способствует формированию личности младшего школьника.

 

Литература

1.    Интернет ресурс Социальная сеть работников образования nsportal.ru

2.    http://lchool.narod.ru/UD/htm

3.     Психологическое и социально-педагогическое сопровождение процессов реализации ФГОС ДО и ФГОС ОО: материалы четвёртой Всероссийской научно-практической конференции (Россия, Волгоград, 23-24 апреля 2015 г.) / Состав. П.П. Кучегашева. – М.: Планета, 2015. 304 с.

4.    www.standart.edu.ru http://fgos.isiorao.ru

 

 

 

v\:* {behavior:url(#default#VML);}
o\:* {behavior:url(#default#VML);}
w\:* {behavior:url(#default#VML);}
.shape {behavior:url(#default#VML);}

Normal
0

false
false
false

RU
X-NONE
X-NONE

/* Style Definitions */
table.MsoNormalTable
{mso-style-name:»Обычная таблица»;
mso-tstyle-rowband-size:0;
mso-tstyle-colband-size:0;
mso-style-noshow:yes;
mso-style-priority:99;
mso-style-qformat:yes;
mso-style-parent:»»;
mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;
mso-para-margin-top:0cm;
mso-para-margin-right:0cm;
mso-para-margin-bottom:10.0pt;
mso-para-margin-left:0cm;
line-height:115%;
mso-pagination:widow-orphan;
font-size:11.0pt;
font-family:»Calibri»,»sans-serif»;
mso-ascii-font-family:Calibri;
mso-ascii-theme-font:minor-latin;
mso-hansi-font-family:Calibri;
mso-hansi-theme-font:minor-latin;
mso-fareast-language:EN-US;}

×
×