ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В РАБОТЕ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Автор: Никитченко Светлана Игоревна

Постановка проблемы. Преодоление общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста осуществляется путём использования поэтапной системы формирования речи. Логопедическая работа предусматривает: раннее воздействие на речевую деятельность с целью предупреждения вторичных отклонений; взаимосвязь формирования фонетико-фонематических и лексико-грамматических компонентов языка; развитие речи с опорой на онтогенез; дифференцированный подход в логопедической работе к детям с ОНР, имеющим различную структуру речевого нарушения; связь речи с другими сторонами психического развития.

В процессе работы по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников обязательным условием является взаимодействие специалистов. Так как именно комплексная помощью со стороны воспитателя, логопеда, психолога и других сотрудников дошкольного образовательного учреждения позволит в полной мере реализовать коррекционный процесс и как следствие можно будет быстрее нормализовать нарушенные функции речи ребенка.

Особенности речевого нарушения – общее недоразвитие речи, специфику его преодоления раскрывали в своих научных трудах такие авторы как: А.Н. Гвоздев, Г.А. Каше, Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева, М.Е. Хватцев, Г.В. Чиркина. Коррекционные методы и приемы, а также логопедические аспекты взаимодействия специалистов дошкольного учреждения в процессе преодоления общего недоразвития речи отражены в научных трудах и публикациях: С.Д. Забрамной, В.И. Лубовского, У.В. Ульенковой и др. и психологической коррекции                   Г.С. Абрамова, Г.А. Каше, Р.Е. Левиной, И.Ю. Левченко, А.С. Спиваковской и др.

Целью статьи является теоретическое обоснование взаимодействия специалистов в работе по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников

Изложение основного материала исследования. Проблема преодоления общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста освещена в трудах Г.А. Каше, Р.Е. Левиной, Т.Б. Филичевой, М.Е. Хватцева, Г.В. Чиркиной и многих других. Исследователи под общим недоразвитием речи (ОНР) понимают речевую патологию, при которой отмечается стойкое отставание всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики, грамматики. Подход к проблеме преодоления ОНР предполагает комплексное планирование и реализацию логопедической работы с этими детьми. Основной формой обучения для детей данной категории являются логопедические занятия, на которых осуществляется развитие языковой системы. Определяя их содержание, важно выявить структуру дефекта, и те потенциальные речевые возможности ребёнка, которые логопед использует в работе.

Неполноценная речевая деятельность дошкольников с ОНР накладывает отпечаток на формирование у детей интеллектуальной, сенсомоторной, сенсорной и эмоционально-волевой сферы. Связь речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает наличие вторичных дефектов и образуют картину аномального развития ребенка. Так, имея полноценные предпосылки для овладения мыслительными операциями (сравнения, классификации, анализа, синтеза), дети отстают в развитии наглядно-образного и словесно-логического мышления, с трудом овладевают мыслительными операциями [5].

Л.Ф. Спировой взаимодействие рассматривается, прежде всего, как единство общения, отношений и деятельности, обеспечивающее преобразование совокупности индивидуальных действий в единую систему совместных действий [3].

Взаимодействие на уровне межличностных отношений, с точки зрения О.Н. Усановой выступает как «реально действующая связь, взаимная зависимость между субъектами, позитивная цель которой – добиться взаимопонимания и сотрудничества на основе обмена информацией в совместной согласованной деятельности субъектов по достижению общих целей и результатов при решении значимых для них проблем» [4, c. 271

Новые задачи, встающие перед дошкольным образовательным учреждением, предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с другими социальными институтами, помогающими ему решать образовательные задачи.

На современном этапе дошкольное образовательное учреждение постепенно превращается в открытую образовательную систему: с одной стороны, педагогический процесс ДОУ становится более свободным, гибким, дифференцированным, гуманным со стороны педагогического коллектива, с другой – педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с коллегами и ближайшими социальными институтами [2].

Известно, что коррекция речевого недоразвития проходит в тесной связи с повышением уровня развития высших психических функций. Поэтому логопедическая работа по речевому развитию начинается с совместной работы с педагогом-психологом.

Целью их сотрудничества являются задачи, направленные на содействие личностного развития детей, определение возможных причин нарушения личностного и социального развития, трудностей в освоении образовательных программ; своевременное предупреждение и преодоление нарушений развития; разъяснение специальных психологических знаний среди участников образовательного процесса (родителей, воспитателей). Без этого невозможно наладить полноценную речевую деятельность, реализовать задачи по расширению и обогащению словарного запаса детей, развитию связной речи, осуществить подготовку к обучению грамоте, исправлению грамматических ошибок [3].

В коррекционно-логопедической работе с детьми, страдающими различными речевыми нарушениями, положительную роль играют совместные занятия учителя-логопеда и музыкального руководителя, представляющие собой объединение системы движений, словарного наполнения и музыкального фона.

Всем известно, что лучшее запоминание происходит при включении трех органов чувств: слуха, зрения и моторных ощущений (движений). Кроме реализации коррекционных целей по преодолению нарушений речевых функций, достигается повышение эффективности в развитии неречевых, что способствует более интенсивной адаптации детей в среде сверстников и в социуме в целом. Во время проведения занятий с помощью синтеза слова, движения, ритма и музыки развивается и совершенствуется речь. Движения помогают осмыслить слово. Ритм помогает связать и отработать слоговую систему слова, дав ребенку понять, что различным ритмам соответствуют и разные типы движений. Совместные коррекционные занятия, с одной стороны -помогают эффективнее преодолевать трудности нарушенных речевых функций, а с другой — развивают функциональные системы ребенка [1].

Рассмотрим, каковы функции и задачи учителя-логопеда и воспитателя в процессе их взаимосвязанной совместной деятельности. По утверждению А.Н. Корнева, необходимо обеспечить взаимодействие, преемственность в работе учителя-логопеда и воспитателя в логопедической группе. Как считает автор, работа воспитателя и работа учителя-логопеда должна быть совместной. Преемственность в их работе предполагает не только совместное планирование, но и обмен информацией, обсуждение достижений детей. Данная информация фиксируется в специальной тетради взаимосвязи. Воспитатель, как и учитель-логопед, должен знать не только особенности речевой патологии детей, но и особенности психических процессов, тесно связанных с речевой деятельностью, состояние внимания и памяти, пальцевой и артикуляционной моторики, словесно-логического мышления [2].

Следующая преемственность и взаимосвязь в работе учителя-логопеда с инструктором по физической культуре. Данный подход способствует эффективности логопедической помощи и прочному закреплению полученных результатов. Инструктор по физической культуре на своих занятиях решает задачи общего физического развития, укрепления здоровья, развития двигательных умений и навыков, что способствует формированию психомоторных функций. Особое внимание обращает на возможность автоматизации поставленных учителем-логопедом звуков, закрепления лексико-грамматических средств языка путем специально подобранных подвижных игр и упражнений, разработанных с учетом изучаемой лексической темы.

Свою работу учитель-логопед строит обязательно с родителями. Наиболее часто и активно используемые формы работы учителя-логопеда с родителями -это консультации, беседы, родительские собрания, семинары-практикумы, анкетирование, памятки для родителей, папки-передвижки, информационно-методические стенды (например, «Советы логопеда»). Оценка языковой среды является обязательным компонентом программы посещения семьи.

В настоящее время особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей, пользуются нетрадиционные формы общения, среди которых выделяют: информационно-аналитические, досуговые, познавательные.

Вся работа позволяет создать положительный эмоциональный настрой родителей на совместную работу, обсудить, что необходимо развивать и воспитывать в ребенке, подчеркнуть его неповторимость и индивидуальность, с которой нужно считаться, позволить увидеть наглядно трудности собственных детей, а также возможные методы и приемы их решения.

Наиболее часто именно учителя-логопеды в педагогических коллективах являются инициаторами инновационных процессов. Систематическое, четко ориентированное наблюдение за ходом развития речи детей и специальные диагностические процедуры помогают своевременно выделить тех, которым требуется логопедическая помощь, позволить выделить резервные возможности воспитанников, составить дифференцированную программу [6].

Выводы. Таким образом, успех совместной коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи, во многом зависит от правильно организованного взаимодействия учителя-логопеда и специалистов ДОУ (воспитателей, музыкального руководителя, воспитателя по физической культуре и медицинских работников). Каждый из них, решая свои задачи, определенные образовательными программами, должен принять участие в формировании и закреплении правильных речевых навыков у детей, развитии сенсомоторной сферы, высших психических процессов и укреплении здоровья.

Аннотация. В статье представлена значимость взаимодействия специалистов по преодолению речевых нарушений у обучающихся с общим недоразвитием речи, рассмотрены условия и формы их работы.

Ключевые слова: общее недоразвитие речи, коррекционно-развивающая работа, логопед, педагога, психолог, взаимодействие специалистов.

Annotation. The article presents the significance of the interaction of specialists in overcoming speech disorders in students with general speech underdevelopment, the conditions and forms of their work are considered.

Keywords: general underdevelopment of speech, correctional and developmental work, speech therapist, teacher, psychologist, interaction of specialists.

 

×
×