Практический материал для педагога вокалиста»

Автор: Четвертакова Светлана Юрьевна

Статья «Практический материал для педагога вокалиста»

Существует мнение, что вокал — самое сложное из всех видов музыкального  искусства. Я полностью с этим согласна, но не из-за того, что люблю свою профессию. Когда инструментом является человеческий голос, это говорит о многом и всё объясняет.
При первой встрече с начинающим вокалистом уделяю большое внимание гигиене голоса.Поясняю  что можно, а чего следует избегать. Стоит только раз нанести вред голосу и можно лишиться его навсегда. Знакомлю со строением голосового аппарата,объясняю  что такое связки и как их надо беречь, укреплять и держать в тонусе.
Ещё мой замечательный преподаватель говорила, что петь запрещено в двух случаях, при температуре и, женщинам, в менструальные циклы. Полностью с этим согласна и придерживаюсь этих правил в своей работе. Если обращать внимание на насморк, проблемы с горлом и т.д. и не заниматься, это будет сильно тормозить процесс и не способствует укреплению(закалке) связок. Я не беру во внимание какие то серьёзные заболевания горла, при приёме на вокальное отделение певческий аппарат учащегося должен быть здоров, вплоть до справки от фониатора.
Кратко поясню чего не следует делать:
-Не употреблять раздражающие заднюю стенку гортани продукты питания.
-Не пить молочные напитки  в холодном виде, напитки с красителями.
-В холодное время года держать в тепле ноги, особенно стопы.
Замёрзли ноги, заболело горло.
-Строго соблюдать режим питания и сна. Во время сна отдыхают связки.
-Стараться не нервничать, во избежания спазмов горла
-Женщинам соблюдать голосовой покой во время менструального цикла.
Можно долго говорить об этом, главное- соблюдать и ваш красивый тембр голоса будет вас радовать.

Самым основным вопросом  на начальном этапе обучения является постановка правильного певческого дыхания.
Как человек не сможет долго прожить без воды и пищи, так и голос не будет полноценно звучать без правильного, опёртого дыхания.
Этой теме отводится огромное время.   В  процессе обучения педагог постоянно должен держать под контролем систему «вдоха-выдоха» у обучающегося.
Тип дыхания нижнерёберно-диафрагматический.  Я его называю опоясывающий.
Дыханию следует посвятить отдельную статью, поэтому, пробегусь кратко:
-Стойка «лапчатого гуся», упор на ноги.
-Имитация танца живота, движения животом вперёд- назад.
-Хорошо открыть рот, освободить глотку.
-Произвольно подышать, разумеется через рот.
-Затем, соединить с  движениями  живота. Вперёд- вдох, назад- выдох. Не путайте эти движения, втягивание живота в себя- это выдох.
-Где заканчиваются рёбра, в центре (солнечное сплетение) находится опора звука.
-Разделите себя пополам рукой, рука чуть выше диафрагмы. Всё, что находится ниже руки (диафрагма, ноги, ягодицы) отвечает за опору звука. Всё, что выше-  находится в состоянии покоя.
Правильное дыхание- это здоровье человека. При высоком, грудном типе дыхания человек подвержен частым простудным заболеваниям и головным болям.
Дышите правильно и ваш голос будет опёртым и наполненным.

Теме резонаторного строения голоса я тоже отдаю особое предпочтение.
Очень люблю работать над постановкой резонаторов.
 Не каждый педагог может выявить и развить у обучающегося резонаторы, необходимые для расширения диапазона и исполнения произведений. Согласна, это очень не просто.
Зачастую слышу» гнусавое» пение. Человека вели в головной резонатор, но не довели.
Три резонатора- головной, грудной и смешанный.
Три регистра певческого голоса- верхний, средний, нижний.
В каждом регистре используется свой резонатор.
В верхнем- головной, в нижнем- грудной, в среднем- смешанный.
Но есть одна важная особенность. При работе в верхнем диапазоне голоса активен головной резонатор, но вместе с ним(менее активно) используется и грудной. Тем самым, голос звучит наполнено, а не резко, пронзительно.
Так же происходит при ходе в нижний регистр. Наряду с   основным- грудным , работает головной, озвучивая  низы.
Мне нравится называть головной резонатор микрофоном №1. Именно он усиливает звук, а не стационарный микрофон.
В среднем регистре используем смешанный резонатор( головной с грудным),голос приобретает красивый , металлической оттенок.
У каждого педагога есть свои методы, наработанные и проверенные годами. Немного о головном резонаторе и его поиске.
-Хорошо откройте рот, разделите его пополам ладонью(горизонтально)
-Возьмите вдох и протяните звук «а»
_ Посмотрите, где звучите над ладонью или под ней? Может, посередине, на ребре ладони?
-Если ощущаете, что над ладонью, значит попали в цель.
 Знайте, что в пении участвует всё то, что находится над ладонью. Всё,  что ниже ладони, в пении не участвует. Перечислять конкретно, что именно, не стану, это и так понятно.
Пользуйтесь  резонаторами не только в пении, но и в обычной речи.

К основным этапам обучения, конечно же, отношу чистое интонирование. Слух и голос есть у каждого человека, мы же слышим и говорим. В некоторых случаях отсутствует координация слуха и голоса. Именно с такими случаями мне особенно нравится работать. Какова радость от того, что со временем человек начинает чисто интонировать и исполняет произведения любой сложности. Занимаясь с такими проблемными учениками, от педагога требуется огромное терпение. Многие педагоги, отказываясь от таких учеников, говорят что у них нет слуха.

Тембр человеческого голоса характеризует человека. Не стоит искажать тембр при переходе от разговора к пению, ведь вокал- это и есть обыкновенная разговорная речь, плавно переходящая в пение.
Используйте свой обычный, разговорный тембр при пении, конечно, соблюдая и применяя все вокальные навыки.
Вокалист с красивым тембром завораживает публику, доводит до «мурашек». Неприятный тембр не воспринимается положительно.
 Некоторым своим ученикам я полностью меняю тембр и разговорный, и вокальный. Это очень интересная и  не простая работа. Учащийся должен быть и исполнителем, и слушателем.
Вот кратко о тембральной стороне голоса.

Итак, выделю основные этапы обучения вокалу:
-Гигиена голоса
-Дыхание
-Резонаторы
-Интонирование
-Тембр голоса
 
Повторю, это основное, на что я обращаю особое   внимание   на занятиях. Помимо перечисленного, существует довольно много различных проблем, которые необходимо решить, научив человека профессионально звучать.

        

×
×