Развитие творческих способностей учащихся через проектную деятельность.

Автор: Колчева Татьяна Сергеевна

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ
 « РАЗВИТЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ
ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

Колчева Т.С.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа села Лавы Елецкого муниципального района Липецкой области

Школа – это фундамент, на котором строится вся человеческая жизнь. А начальная школа – стартовая площадка для взлёта в завтрашний день.

Во главу угла в своей работе ставлю следующее:

· развитие уверенности ребёнка в себе и своих способностях, его стремление к знаниям;

· воспитание в детях уважения прав других в ОУ и в обществе;

· здоровье ребёнка, создание благоприятной среды  для  его  воспитания;

· оборудование и ТСО, которые  обеспечат  естественный, живой  и всесторонний  образовательный процесс, так как формирование ребёнка   зависит не столько от уроков, сколько от обстановки, которая для него создаётся, от того, насколько учитель сумеет обеспечить ему возможность самостоятельно принимать решения и действовать на их основе.

На протяжении последних 3 лет работаю над темой по самообразованию: « Развитие творческих способностей  учащихся через проектную деятельность»   

Проектная деятельность реализуется через все направления внеурочной и урочной деятельности.                                                                         Считаю, что проектная деятельность  способствует развитию УУД:

· коммуникативных (учиться не только говорить, но и слушать собеседника, принимать другое мнение и спокойно отстаивать своё, сотрудничать, договариваться в группе);

· познавательных (умение анализировать, обобщать, сравнивать, классифицировать; учиться проводить исследование, уметь наблюдать, выявлять, соотносить);

· регулятивных (планировать, контролировать и оценивать свои действия; вносить коррективы с учетом предложений педагога).

Проектная деятельность позволяет  повысить уровень школьной подготовки и создать условия для  развития  творческих способностей, инициативности, самостоятельности.

Формы организации  проектной деятельности: проектирование работ; беседы, эксперименты, наблюдения, коллективные, групповые и индивидуальные исследования.

Формы подведения итогов: выставки творческих работ, оформление тематических папок и стендов, исследовательские работы и творческие проекты, презентации проектов, конкурсы, создание моделей, конференции с презентацией проектов и т.д.

У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Все, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования — это умное руководство со стороны взрослых.

Именно поэтому моё внимание привлек метод проектов.

Требования к проектированию, в общем, самые простые, и главное из них- исходи из ребенка . Все темы, которые предлагаю своим ученикам, посильны пониманию ребенка. Чем меньше ребенок — тем проще проект. Маленькие дети способны выполнять только очень незамысловатые проекты и рассчитывать свою работу на день или только на несколько часов.

Отсюда вывод: проекты в младшей школе отличаются несложностью, простотой. Ученик должен отчетливо представляет не только задачу, стоящую перед ним, но и, в основном, пути ее решения.

 

Театральные представления: «Сказка про Репку», « Снежная королева», « Сказка про Красную шапочку на новый лад»,     « Рождественская сказка», « Светлая Пасха», социальная сказка о вреде курения и многие другие.

 II. Исследовательские проекты  – по структуре напоминающие подлинно научное исследование. Продуктом исследовательских проектов в начальной школе могут быть – научные сообщения, статьи в школьной газете. Были реализованы следующие проекты: « Пушкин — это всё наше», который занял первое место  в областном конкурсе.

« Преподобный Сергий Радонежский. Русь: прошлое, настоящее, будущее»,  «Пасха. Исследование традиций и обычаев», « Здоровье — бесценное богатство каждого человека»

Важно отметить, что проектная деятельность в начальной школе осуществляется под непосредственным руководством учителя или родителей, а дети, в рамках учебной и внеурочной  деятельности, реализуют собственные идеи, проводят исследования, обобщают и представляют полученные результаты.

 Так, изучая в 1 классе наш край, речь зашла о реке Сосне, на берегах которой располагается село Лавы. Ребята обозначили проблему: что река загрязнена. Одна из учениц класса, Клокова  Дарья, заинтересовалась этой проблемой. Результатом её проекта по защите реки стало стихотворение, которое было опубликовано в областной газете.

 Темы детских проектных работ  выбираю  из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Проблема проекта или исследования должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития. Длительность выполнения проекта ограничивает одним уроком или одной-двумя неделями в режиме урочно-внеурочных занятий.

Так были реализованы проекты : « Мой верный друг — язык мой русский»,  « Покормите птиц зимой!», проект по литературному  чтению
« Крылов — истинно русский поэт», выпуск газет по предметам к неделе Начальной школы, проект по окружающему миру: «Экология в опасности»,
« Из истории костюма» (показ слайдов и  комментарии), составление и показ презентаций на уроках технологии: Проекты детской площадки, проект «Моя комната», результатом проектной деятельности стала выставка  «Город мастеров».

 Конечно, большая работа проводиться: необходимо заранее выбрать тему проекта, продумать цели и задачи, которые будут поставлены перед учениками, необходимо заинтересовать ребят проектом.

Работу над темой начинают с её выбора. Так как тема выбирается одна на всех, то она должна быть  ёмкой, чтобы в ней можно было выделить разных под тем по интересам детей. Коллективный выбор детьми единой на всех темы должен регулироваться учителем (наводками и подсказками), а вот под темы –дети выбирают сами, что им интересно.

   Заранее продумываю,  кто из ребят, чем будет заниматься, учитываю  их желания, подбираю необходимый материал по теме проекта.  

    Считаю, что задача учителя не просто давать задания и оценивать их выполнение, а умело подводить ребят к поставленной цели, помогать выбирать нужные сведения из общего потока информации. Основываясь на собственном опыте,  утверждаю, что такая работа благоприятствует развитию познавательных способностей детей, умению самостоятельно находить материал по теме, обрабатывать его, повышает интерес к учебной деятельности.

После завершения работы над проектом дети рассказывают о своей работе, показывают то, что у них получилось, и очень хотят услышать похвалу в свой адрес. У детей, принимающих участие в проектной деятельности   отмечается  рост школьной мотивации. Дети 3-4-х классов умеют работать самостоятельно, в группах. Они учатся ставить перед собой цель и намечать пути её реализации. Поэтому средний ученик подтягивается до сильного, а сильный становится опорой для всего класса.

         Таким образом, проектная деятельность обеспечивает целостное восприятие окружающего мира, даёт толчок к самостоятельной деятельности ребят и наглядно утверждает их личностный рост. По истечению второго года внедрения этой технологии,  увидела, что дети активнее включаются в работу над проектом, умеют вовремя оставить работу, с которой не смогут справиться, перейти в другую группу.

 Данная технология помогает сплочению детского и родительского  коллективов, способствует повышению личностного роста ученика.

Успешным средством преодоления разобщённости семьи и школы является совместная проектная деятельность. Она создаёт ситуацию успеха, радости, удовольствия, способствует формированию у ребёнка положительной самооценки: “Я сам!”, “Я смог!”, “Я знаю!”.

Единение детей и взрослых на основе общих интересов делает их равноправными участниками общения, между которыми складываются доверительные отношения.

×
×