эссе

Автор: Мальцева Елена Владимировна

«Традиции и новаторство в профилактической работе»

 

Защита детей — это моя высочайшая забота,

                                                                 мой профессиональный долг, моё призвание.

                                                                                                               Ш.А. Амонашвили

 

Современный мир — это быстро изменяющаяся динамичная система. Каждый элемент этой системы представляет собой важное звено, от состояния которого зависит состояние системы в целом. И одним из таких важных звеньев является современная школа, которая сочетает в себе множество разных аспектов.

Школа и профилактическая работа, традиция и новаторство. Что же это такое?

Традиция — это опыт, накопленный поколениями, неоднократно опробованный на практике и сам превратившийся в практику.

Новаторство (от лат. novator — строящий заново, обновитель, изобретатель)
проявление нового в созидательной деятельности людей, выражение творческих способностей человека в труде.

Профилактическая работа — профилактика правонарушений, помощь в устранении причин, способствующих отклонению в поведении подростка, обеспечение защиты его прав, свобод и законных интересов, воспитание в духе соблюдения законности и правопорядка – основные направления профилактической работы.

Как правило, основная доля профилактической работы в школе, ложится на социального педагога.

Начиная свою трудовую деятельность я, как и каждый молодой педагог, училась у старших, училась на их опыте, который складывался годами.

Первые шаги были нелегки: пришлось столкнуться с массой трудностей. Как это часто бывает, за деревьями не все способны увидеть лес.

На тот момент для меня существовали такие понятия как — школьный  совет профилактики, родительский комитет, «группа риска», «трудные подростки» и обязанности: контроль за посещением учебных занятий, успеваемостью, дисциплиной,   за детками, которые остались без попечения, предупреждение преступлений и объяснение, что произойдет после совершения преступления, о их  правах.

            Как  правило, работа строилась на планах, мероприятиях, которые проводились постоянно, из года в год. Взаимодействие с общественностью, участковым, комиссией по делам несовершеннолетних. Работа школьного совета профилактики, который наделен многими  функциями, что позволяют ему взаимодействовать с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений. 

Безусловно, традиционная профилактическая работа давала свои положительные результаты: снижение числа,  состоящих на профилактическом учете, вовлечение в спортивные секции и кружки по интересам, пропаганда здорового образа жизни, профориентационные мероприятия, летнее оздоровление и трудоустройство.

И для меня было очень приятно видеть ребенка, которого вытянули из «группы риска» и его уже не считают «трудным». А таких детей  было много.  И совсем не важно – сколько было потрачено сил и времени,  если есть результат!

Наша современная жизнь требует поиска новой системы в профилактической работе подрастающего поколения, где традиционная работа не забыта, а является одним не маловажным  звеном  новой профилактической системы.

Хочется   отметить, что  работы совета профилактики с несовершеннолетними «группы риска» недостаточно. Зачастую ему принадлежит роль карающего органа, что способствует закреплению у несовершеннолетних недоверия, пассивности при общении со взрослыми, педагогами. А индивидуальный подход к каждому несовершеннолетнему, учитывающий возрастные, психолого-педагогические особенности «группы риска» часто остается за пределами этой деятельности, либо реализованным не полностью. Те дети, чьи особенности, проблемы не позволяют успешно социализироваться, нуждаются в индивидуальном сопровождении, поддержке.

Об организации тьюторского сопровождения, наставничества в условиях образовательного учреждения как о способе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних я слышу все чаще и чаще. Так кто же такие тьюторы?

 Тьюторы  – это наставники.

 В профилактической работе наставничество можно рассматривать как метод психолого — педагогического сопровождения подростков группы риска. И тут уместно вспомнить китайскую пословицу:

«Расскажи мне – и я забуду,

Покажи мне – и я запомню,

Вовлеки меня – и я научусь»

Я думаю со  мной согласятся в том, что убеждение и личный пример, психологическая  поддержка и укрепления веры подростка в свои силы и возможности, вовлечение в интересную деятельность безусловно, способствуют одобряемым формам поведения,  особенно подростку,  оказавшемуся в трудной ситуации. Ведь  помочь ему может значимый взрослый или сверстник, наставник который может понять, принять, помочь направить. Не так ли?

Значимым  звеном в профилактической работе является Школьная служба примирения, цель которой  своевременно  разрешить  конфликтные ситуации, достижение взаимопонимания между участниками образовательного процесса, создание комфортного микроклимата в образовательном учреждении, совершенствование профилактики асоциального поведения подростков. Разрешение  конфликтных  ситуаций, что способствует   укреплению позитивных социальных связей в обществе, в частности является эффективным способом профилактики правонарушений в среде несовершеннолетних.

Во всех возникающих проблемах с детьми, даже, несмотря на ситуацию прав он или не прав, я никогда не отталкиваю их от себя.

Это одно из главных кредо моей деятельности!

Знаете! В детях столько силы воли преодолевать жизненные удары, что многим взрослым не под силу, главное направить их в нужное русло и помочь им, показать что они нужны.

 

 

 

 

 

×
×