Автор: Мальцева Елена Владимировна
«Традиции и новаторство в профилактической работе»
Защита детей — это моя высочайшая забота,
мой профессиональный долг, моё призвание.
Ш.А. Амонашвили
Современный мир — это быстро изменяющаяся динамичная система. Каждый элемент этой системы представляет собой важное звено, от состояния которого зависит состояние системы в целом. И одним из таких важных звеньев является современная школа, которая сочетает в себе множество разных аспектов.
Школа и профилактическая работа, традиция и новаторство. Что же это такое?
Традиция — это опыт, накопленный поколениями, неоднократно опробованный на практике и сам превратившийся в практику.
Новаторство (от лат. novator — строящий заново, обновитель, изобретатель)
проявление нового в созидательной деятельности людей, выражение творческих способностей человека в труде.
Профилактическая работа — профилактика правонарушений, помощь в устранении причин, способствующих отклонению в поведении подростка, обеспечение защиты его прав, свобод и законных интересов, воспитание в духе соблюдения законности и правопорядка – основные направления профилактической работы.
Как правило, основная доля профилактической работы в школе, ложится на социального педагога.
Начиная свою трудовую деятельность я, как и каждый молодой педагог, училась у старших, училась на их опыте, который складывался годами.
Первые шаги были нелегки: пришлось столкнуться с массой трудностей. Как это часто бывает, за деревьями не все способны увидеть лес.
На тот момент для меня существовали такие понятия как — школьный совет профилактики, родительский комитет, «группа риска», «трудные подростки» и обязанности: контроль за посещением учебных занятий, успеваемостью, дисциплиной, за детками, которые остались без попечения, предупреждение преступлений и объяснение, что произойдет после совершения преступления, о их правах.
Как правило, работа строилась на планах, мероприятиях, которые проводились постоянно, из года в год. Взаимодействие с общественностью, участковым, комиссией по делам несовершеннолетних. Работа школьного совета профилактики, который наделен многими функциями, что позволяют ему взаимодействовать с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений.
Безусловно, традиционная профилактическая работа давала свои положительные результаты: снижение числа, состоящих на профилактическом учете, вовлечение в спортивные секции и кружки по интересам, пропаганда здорового образа жизни, профориентационные мероприятия, летнее оздоровление и трудоустройство.
И для меня было очень приятно видеть ребенка, которого вытянули из «группы риска» и его уже не считают «трудным». А таких детей было много. И совсем не важно – сколько было потрачено сил и времени, если есть результат!
Наша современная жизнь требует поиска новой системы в профилактической работе подрастающего поколения, где традиционная работа не забыта, а является одним не маловажным звеном новой профилактической системы.
Хочется отметить, что работы совета профилактики с несовершеннолетними «группы риска» недостаточно. Зачастую ему принадлежит роль карающего органа, что способствует закреплению у несовершеннолетних недоверия, пассивности при общении со взрослыми, педагогами. А индивидуальный подход к каждому несовершеннолетнему, учитывающий возрастные, психолого-педагогические особенности «группы риска» часто остается за пределами этой деятельности, либо реализованным не полностью. Те дети, чьи особенности, проблемы не позволяют успешно социализироваться, нуждаются в индивидуальном сопровождении, поддержке.
Об организации тьюторского сопровождения, наставничества в условиях образовательного учреждения как о способе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних я слышу все чаще и чаще. Так кто же такие тьюторы?
Тьюторы – это наставники.
В профилактической работе наставничество можно рассматривать как метод психолого — педагогического сопровождения подростков группы риска. И тут уместно вспомнить китайскую пословицу:
«Расскажи мне – и я забуду,
Покажи мне – и я запомню,
Вовлеки меня – и я научусь»
Я думаю со мной согласятся в том, что убеждение и личный пример, психологическая поддержка и укрепления веры подростка в свои силы и возможности, вовлечение в интересную деятельность безусловно, способствуют одобряемым формам поведения, особенно подростку, оказавшемуся в трудной ситуации. Ведь помочь ему может значимый взрослый или сверстник, наставник который может понять, принять, помочь направить. Не так ли?
Значимым звеном в профилактической работе является Школьная служба примирения, цель которой своевременно разрешить конфликтные ситуации, достижение взаимопонимания между участниками образовательного процесса, создание комфортного микроклимата в образовательном учреждении, совершенствование профилактики асоциального поведения подростков. Разрешение конфликтных ситуаций, что способствует укреплению позитивных социальных связей в обществе, в частности является эффективным способом профилактики правонарушений в среде несовершеннолетних.
Во всех возникающих проблемах с детьми, даже, несмотря на ситуацию прав он или не прав, я никогда не отталкиваю их от себя.
Это одно из главных кредо моей деятельности!
Знаете! В детях столько силы воли преодолевать жизненные удары, что многим взрослым не под силу, главное направить их в нужное русло и помочь им, показать что они нужны.