Автор: Урамаева Наджия Мухамедчановна
Финансовая грамотность
на уроках математики.
Нажить много денег — храбрость; сохранить их — мудрость, а умело расходовать их — искусство.
Бертольд Авербах
Если хочешь быть богатым, нужно быть финансово грамотным.
Роберт Кийосаки
Финансовая грамотность – понимание основных финансовых понятий и использование этой информации для принятия разумных решений, способствующих благосостоянию людей. К ним относятся принятие решений о тратах и сбережениях, выбор соответствующих финансовых инструментов, планирование бюджета, накопление средств на будущие цели, например, получение образования или обеспеченная жизнь в зрелом возрасте.
Формирование финансовой грамотности на уроках математики необходимо через интеграцию в урочную деятельность. Для этого необходимо использовать задания, нацеленные на формирование адекватных представлений об управлении личными финансами и развитие навыков ответственного, грамотного потребительского поведения на финансовом рынке.
Финансово грамотного человека отличает присущая ему культура потребительского и финансового поведения, а вовсе не знание специальных терминов и понятий.
К числу базовых принципов грамотного потребительского и финансового поведения относятся:
• реалистичная оценка своих финансовых возможностей и ограничений при принятии потребительских и финансовых решений;
• понимание необходимости выбора, невозможности удовлетворения всех потребностей и желаний;
• наличие навыка рассмотрения альтернативных вариантов решения;
• количественная (получаемая путем математических расчетов) оценка финансовых последствий принимаемых решений;
• понимание личной ответственности за последствия (в том числе долгосрочные) принятого решения.
Первичные представления о финансах формируются у детей уже в дошкольном возрасте, а в возрасте 10–12 лет у детей начинают формироваться осознанные экономические представления: как выбрать тариф сотового оператора, тариф на интернет и т.д. Именно поэтому, учителю математики, работающему в 5-11 классах, необходимо формировать финансовую грамотность учащихся с пятого класса как на уроках, так на математических кружках в 5 – 6 классах «В мире математики», «Реальная математика», предметных математических курсах: «Математика «+» в 7 классе, Избранные вопросы математики в 8, 9 классах, консультациях в 9-11 классах.