Автор: Елена Юрьевна Маврина
Мир, в котором мы живём, постоянно изменяется. Стремительный рост научно-технического прогресса обуславливает необходимость развития и воспитания людей, обладающих нестандартными разрешениями проблем. Иначе говоря, необходимы люди, способные находить выход из проблемной ситуации, мыслящие не шаблонно, умеющие принимать нестандартные решения, творчески мыслить, способные жить в новом демократическом обществе и быть полезными этому обществу.
Креативность — не просто современная тенденция, а необходимая черта, с помощью которой вы будете проживать жизнь ярче, насыщеннее, станете смелее.
Способность придумывать новое и полезное, отклоняющееся от традиционных или принятых схем мышления- вот что такое креативность. Креативность- это противоположность шаблонному мышлению.
Это «дар» доступный каждому. Некоторые приписывают это качество особой «креативной породе» людей, а про себя говорят: «Ну, я же не из творческих людей». Безусловно, есть люди, которые более предрасположены креативу и творчеству, так сказать имеют талант. Им необходимо вдохновение, а личностям с техническим/логическим складом ума требуются способы развития креативности.
Ученые не смогли обнаружить какой-либо «ген креативности». Как и любой другой навык он просто требует практики. Без практики нельзя научиться водить автомобиль, кататься на лыжах, да даже читать и писать. То же самое применимо к креативности. Чем больше креативного присутствует в жизни человека, тем более креативным он становится.
Мы предлагаем вам проявить свою креативность. Перед вами самый обыкновенный канцелярский предмет. Все мы знаем для чего он нужен. Предлагаем придумать нестандартные применения скрепки. Внесите ответ в форму с вашего мобильного устройства. Чтобы войти, активируйте QR код, который у вас на столах.
Зачем нужна креативность:
— Мир беспрерывно и очень быстро меняется;
— Меняются технологии;
— нарастает конкуренция в современном мире.
Люди с развитым креативным мышлением хорошо адаптируются в социуме, способны противостоять негативным обстоятельствам, находят решения в сложных ситуациях, способны к саморазвитию.
Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать возможность всем без исключения учащимся проявлять свои способности и весь свой творческий потенциал. Развитие индивидуальных возможностей учащихся важно на всех этапах школьного обучения, но особое значение имеет формирование креативного мышления в младшем школьном возрасте, поскольку именно в этом возрасте заключаются основы учебной и осознанно управляемой деятельности.
Около 10 лет назад в США известные в то время ученые, Джордж Ленд и Бет Джарман опубликовали книгу «Контрольная точка и дальше: освоение будущего сегодня», где описывали результаты исследования креативного (дивергентного) мышления, то есть — способность человека мыслить нестандартно и создавать принципиально новые идеи. Дивергентное мышление не идентично понятию творчества, но является хорошим примером творческого подхода. Это способность мыслить нелогически: мыслить по аналогиям и ассоциативно. Исследование заключалось в серии тестов, которые давали детям дошкольного возраста — от 3-х до 5-ти лет Оказалось, что нестандартно, креативно мыслят из 1600 детей 98% . Этих же гениальных детей проверили через 5 лет, уже в школе. Оказалось, что их креативность снизилась на 70%. Ещё через 5 лет у этих же детей результаты гениальности достигло только 10%. Затем эту же проверку провели в возрасте 25 лет и старше. Из них людей с развитым креативным мышлением оказалось только 2%. Получается что после выхода из детского сада у детей резко снижается способность к настоящему дивергентному мышлению.
Что же происходит с этими детьми с 5 до 15 лет? В современной школе учат не ошибаться, учат не рисковать, учат знать, что именно этот ответ – правильный. И он написан в конце учебника. Но подсматривать туда нельзя. Такая растрата талантов происходит из-за того,что ребенок изучает не то, к чему у него есть способности. Парадоксально, но факт — нестандартное, креативное мышление резко повышается если обучение проходит как у маленьких детей, совместно, радостно, в форме игры, не конкурируя, а помогая друг другу. Вот где на помощь приходит внеурочная деятельность.
Пол Торренс сказал: «Креативно мыслить — это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее.»
— Креативное мышление — это способность к генерированию новых и совершенствованию уже существующих идей, поиск альтернативных путей решения задач.
— В целом креативность мышления обусловлена двумя принципами: индивидуальной заинтересованностью и социальной значимостью.
– индивидуальная заинтересованность:
— полученные навыки пригодятся в будущей профессии;
— успех обучающегося повышает его самооценку;
— одобрение учителя и одноклассников усиливает желание учиться лучше;
— развитие креативного мышления повышает любознательность;
— интерес – единственная мотивация, которая обеспечивает работоспособность человека и развивает креативность мышления.
социальная значимость:
— чувство товарищества;
— уважение к старшим;
— доброта-отзывчивость: стремление делать людям добро;
— трудолюбие – работа, направленная на достижение цели;
— дисциплинированность – подчинение установленным правилам;
— бережливость.
Таким образом, компетенция «креативное мышление» является актуальной, необходимой и востребованной.
Креативность – это навык мыслить нестандартно, применяя технологию организации творческого процесса.
В связи с этим особую актуальность приобретает проблема развития творческой активности личности. Творческие личности во все времена определяли прогресс цивилизации, отличающиеся новизной, нешаблонностью, помогая людям увидеть необычное в, казалось бы, обычных явлениях. Элементы творчества могут присутствуют во всех видах деятельности человека и присущи любому нормальному ребенку – нужно только суметь вовремя их раскрыть.
Мы живем в век инноваций. Сегодня зачастую большинство обучащихся не имеют полного представления о своем творческом потенциале.
Креативность зависит от целого ряда факторов: опыта, таланта, умения думать по–новому и – внимание! – способности пробиться сквозь барьеры «привычного». Особенно важна так называемая «внутренняя креативность». Она выражается в том, что люди, вдохновленные своей работой, относятся к повседневным делам более творчески, чем все остальные.
Задача педагога – не препятствовать внутренней креативности, предоставить возможность ребенку стать первооткрывателем и исследователем. Чтобы добиться прочного усвоения изучаемого материала, педагогу необходимо постоянно совершенствовать методику проведения занятий через поиск новых форм, методов и приемов обучения. Помимо формирования знаний, умений и навыков необходимо учить ребенка мыслить, рассуждать, каждая проблема должна быть личностно–значимой, тогда появится и вдохновение.
Креативность — это интеллект + воображение.
Благодаря интеллекту человек способен думать, анализировать информацию, понимать причинно-следственные связи, делать выводы. Воображение позволяет выйти за рамки привычных шаблонов, отбросить стереотипы, увидеть новые пути решения задач.
Из чего складывается креативность:
-чувствительность к проблемам и стремление к их решению
-умение преодолевать стереотипы
-дивергентность (метод творческого мышления, применяемый обычно для решения проблем и задач. Заключается в поиске множества решений одной и той же проблемы)
-ассоциативное мышление (Ассоциация – это связь между понятиями и представлениями, возникающая в процессе их осознания.)
-системное мышление
-умение строить причинно-следственные связи
-умение задавать вопросы
— Обобщая всё услышанное, предлагаем вам включиться в процесс творческого восприятия и креативного мышления и составить синквейны, где ключевым словом является креативность.
Правила построения синквейна
· Первая строчка — это тема. Представлена одним словом и обязательно существительным.
· Вторая строка состоит из двух слов, раскрывающих основную тему. прилагательные)
· В третьей строчке описываются действия, относящиеся к слову, являющемуся темой синквейна. В третьей строке три слова.(глаголы)
· Четвертая строка — фраза, при помощи которой составляющий высказывает свое отношение к теме.
· Пятая строчка — одно слово, которое представляет собой некий итог, резюме.
Таким образом, креативное мышление – важный, деликатный, заслуживающий особого внимания инструмент. Креативность доступна всем, но её необходимо развивать, тренируя гибкость, быстроту и прогностичность ума.