8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный
с 6:00 по 21:00
?>

Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников в музыкально-игровой деятельности

Автор: Вассина Элла Вадимовна

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ СТАРШИХ ДОШКЛЬНИКОВ В МУЗЫКАЛЬНО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Вассина Э.В. Музыкальный руководитель, первая квалификационная категория

МАДОУ детский сад № 17

Развитие эмоциональной сферы дошкольников принадлежит к числу наиболее важных проблем в детской психологии и педагогике. Первый период психического развития ребёнка в дошкольном детстве самый ответственный. Закладываются основы всех психических качеств личности, познавательных процессов и видов деятельности. Главная задача гармоничного развития дошкольников предполагает достаточно высокий уровень развития его эмоциональной сферы. Это связано с развитием всех социальных и психических процессов в становлении личности ребёнка.

В развитии эмоциональной сферы дошкольника важную роль играет музыкальное искусство, оно обращено к чувствам человека, эмоционально по своей природе.

Музыкально-игровая деятельность эмоционально привлекательна для ребёнка, она включает в себя многие виды музыкальной деятельности: пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах, слушание музыки. Музыкально-игровая деятельность позволяет ребёнку выражать свои чувства и эмоции через активные действия. Открывает перед ребёнком возможности сопереживания, со чувствования героям игровых сюжетов, способствует развитию умения проявлять и выражать различные эмоциональные состояния.

Условия, обеспечивающие эффективность проведения музыкальных игр со старшими дошкольниками:

·                   учёт индивидуальных и психолого-возрастных особенностей детей;

·                   создание в группе игрового пространства, благоприятной для развития творческой деятельности дошкольников;

·                   обеспечение эмоционального комфорта ребёнка, в творческом подходе к решению поставленных задач.

Музыкальные игры, направленные на развитие эмоциональной сферы детей, изучены такими авторами, как А. И. Буренина, Н. Г. Куприна, Т. Б. Нечаева, Т. Э. Тютюнникова. В характеристике Н. Г. Куприной такие игры связаны с движением, танцем, словом, рисунком. Они могут получать уточняющие, конкретизирующие обозначения в связи с той формой практической деятельности, в которую они включают детей. По словам Н. Г. Куприной, «важно, что в музыкально-игровую деятельность дети входят с позиции творцов: пользуясь элементарными, доступными им средствами, они могут импровизировать, активно проявлять и выражать свои эмоциональные переживания».

В результате музыкальные игры дарят детям радость творческого перевоплощения и самовыражения через разнообразные практические действия. Игры помогают детям оказаться «внутри» музыки, стать творцом в ее звуковом мире, приобретать живой опыт эмоциональных переживаний, значимых именно для него самого, для его личности.

В игре «Двигательная импровизация» дети делятся на две команды: одни выполняют роль «деревьев», а другие роль «листьев». Деревья встают в произвольном порядке в разных точках игрового пространства на достаточно большом расстоянии друг от друга. В руках у «деревьев» музыкальные инструменты для аккомпанемента (бубны, треугольники, колокольчики и др.). У «листьев» глаза завязаны яркими тканями, которые символизируют цвет листьев, и каждый «листочек» стоит рядом со своим «деревом». С началом звучания музыки «дерево» начинает издавать звуки своим инструментом, а «листочек» кружится в танце, рядом ориентируясь на звуки своего «дерева» чтобы не заблудиться. Далее дети меняются ролями. Приём завязывания глаз во время игры проводит к обострению у детей внимания к музыке, эмоционального в чувствования в неё. Дети во время игры лишаются возможности копировать движения друг друга, проявляют самостоятельность, что педагогу позволяет объективнее оценивать способности детей.

В игре «Рисование музыки» дети рисуют звучащую музыку, самостоятельно выбирая сюжет, материал для рисования. После выполненного задания организуется выставка детских рисунков. Проводится обсуждение рисунков вместе с детьми, где каждый ребёнок получает поощрение. Высказывания детей по поводу рисунков своих сверстников учитывались при оценивании результатов.

В игре «Ассоциации» используются мелодии из классических произведений А. Вивальди. Дети слушают музыку и предают мысли и чувства, которые возникают у них во время её прослушивания. Все эти чувства и мысли дети выражают в виде стихотворения, рисования картинки, придумывают короткие рассказы и др.

В ирге «Челночок» дети делятся на две команды и встают в две шеренги, руками образуя «воротца». С началом звучания музыки первый ребёнок, в шеренге «челночком» пробегает через все «воротца». Когда он добегает до конца шеренги, движение начинает следующий игрок. Победителем становится та команда, которая быстрее закончит перемещение.

В игре «Аплодисменты» каждый ребёнок подстраивает свой ритмический рисунок к уже прозвучавшему. Это одна из простых музыкальных игр на запоминание прохлопанного ритма. Один из участников придумывает ритм и прохлопывает его в ладоши, а следующий игрок должен точно и без ошибки его воспроизвести и придумать следующий ритм, который передаётся таким же образом дальше.

В игре «Пантомимика» дети делятся на две команды, им предлагается внимательно прослушать мелодию. Затем каждой команде отводится определённое время, чтобы они могли обсудить и посоветоваться, что они будут изображать. В придуманной сценке или пантомимике, действующие лица не должны говорить, а выражать все действия с помощью жестов и мимикой лица. Все действия одной команды должны быть понятны другой команде. Дети должны  отразить характер музыки, например: если музыка грустная, игроки должны изобразить эти движения жестами, мимикой, плачем, тоскливым выражением лица, обыграть это в придуманном сюжете. Проигрывала та команда, которая не сумела достаточно ясно отразить мелодию.

В игре «Хоровод» дети встают в хоровод и начинают движение по кругу. Ведущий запевает песню, следующую строчку начинает петь идущий рядом и так продолжается до тех пор, пока песня не закончится. Тот ребёнок, который закончил строчку, начинает петь другую песню.

В игре «Ходим кругом» участники игры образуют круг. Ведущий становится внутри этого круга, медленно двигаясь по кругу под музыку, игроки запевают песенку, в которой упоминается имя ведущего, когда круг останавливается, ведущий должен показать движение или изобразить смешную позу. Все игроки должны в точности повторить его движения. После этого ведущий выбирает ребёнка, который будет исполнять роль ведущего.

Ходим кругом, друг за другом.

Эй, ребята, не зевать!

Все, что Коля (Саша, Ира или др.) нам покажет,

Будем дружно повторять!

В игре «Шёл Мишка к броду» прибаутка интонируется выразительно низким голосом, которому соответствуют тяжёлые шаги и размашистые движения рук. Все игроки, взявшись за руки образуют круг. Ведущий становится в центре круга, медленно двигаясь по кругу под музыку, дети запевают песенку, в которой упоминается имя ведущего. Круг останавливается, и ведущий показывает какие-либо движения, а другие участники игры должны в точности повторить все движения. После этого ведущий подходит к кому-то из детей и низко ему кланяется, тот становится ведущим.

Шёл мишка к броду — переваливание с ноги на ногу.

Бултых в воду — есть с размаху, всей тяжестью на стул.

Уж он мок, мок, мок — потряхивание кистями рук.

Уж он кис, кис, кис — помотать опущенной головой.

Вымок, выкис — встряхнуть руками и головой.

Вылез, высох — поднять голову и выпрямить спину.

Встал на колоду — подняться, потянуться.

Бултых в воду — сесть с размаху на стул.

В игре «Мама и детёныш» дети делятся на пары, один выполняет роль  «мамы», а другой  «детёныша». Животных называет ведущий, (это может быть семья кошек, собак, лошадей и др.). Ведущий говорит, что мама ласкает, жалеет, ругает или жалеет своего «детёныша», а «детёныш» должен реагировать на эти действия.

В игре «Два кота» дети изображают двух котов (чёрного и белого), разучивают подпевку и сочиняют характер для своего персонажа. Запев поют все дети первой команды изображая белого кота, поют свою партию и импровизируют движения в характере своего персонажа и имитируют движения, стараясь передать характер персонажа. Вторая команда, изображая чёрного кота аналогично исполняет свою партию.

Та — та, два кота,

Два ободранных хвоста.

Белый кот в чулане,

Все усы в сметане.

Чёрный кот полез в подвал,

И мышонка там поймал.

          В игре «Узнай по голосу» педагог показывает детям картинки с изображением животных: корова, собака, кошка и т.д. и говорит о том, что все они говорят разными голосами, например: корова «му», кошка «мяу» и т.д. Усвоив это, детям предлагается поиграть. Они повторяют за педагогом звукоподражания, называют животное и выбирают соответствующую картинку, пока не соберут все.

В игре «Вьюги» героем может быть любой предмет: камешек, палочка, комок бумаги и др. Дети должны придумать характер своему герою, историю из жизни, воспроизвести в движениях, нарисовать их, говорить от его имени, играть с ним. Игры такого рода прекрасная возможность для перевоплощения ребёнка в какой-либо образ, постижения таким способом различных эмоций и их внешних проявлений. Подражание в игре является основой для формирования культуры выражения эмоций, навыков, необходимых для коммуникации, необходимой для развития личности ребёнка в аспекте социального общения.

Вьюги — вьюг — вьюги вью

Колотушки колочу,

Приколачиваю,

Заколачиваю.

В игре «Снег кружится» дети прослушивают музыку и представляют себя снежинкой, используя танцевальные движения, при этом передают эмоциональное состояние соответствующее музыкальному произведению. На протяжении танца дети могут использовать различные предметы (ленты, цветные верёвочки, полоски бумаги и др.). Танцевальные движения должны быть выбраны в соответствии с характером музыкального произведения.

В игре «Водоросли» дети образуют круг и представляют себя в гостях у Морского царя. Под спокойную музыку, дети делают движения, изображая колышущие «водоросли». Роль «ведущей водоросли» передаётся каждому участнику игры. Во время игры должна соблюдаться тишина и дети должны внимательно прослушивать музыку. Морской царь забирает к себе того, кто нарушил тишину в его царстве. «Водоросли», которые остались в игре до конца звучания музыки, получают поощрительные призы.

В игре «Водяной» в центре образованного круга сидит ребёнок, он выполняет роль «водяного». Дети идут вокруг «водяного» хороводным шагом, тихо произнося слова, по окончании слов останавливаются. Ребёнок встаёт, закрывает глаза, педагог подводит его к другому ребёнку и он на ощупь определяет, к кому его подвели называя имя ребёнка. Если угадал кто перед ним, тот ребёнок играет роль «водяного» и игра продолжается.

Дедушка Водяной,

Дедушка Водяной,

Что сидишь ты под водой.

Выгляни на чуточку,

На одну минуточку.

 

Главной задачей на занятиях был эмоциональный и психологический настрой у детей. Мы использовали игры на раскрепощение: «Топотушки», «Верёвочка», на снятие эмоциональной напряжённости: «Ласковые лапки»,

«Клубочек», «Круглый ушастик», «Ласковые ладошки», что очень помогало детям раскрепоститься, показать свои эмоции и чувства. Стремились, чтобы все дети принимали активное участие в творческих заданиях по развитию эмоциональной сферы.

           Работая с детьми старшего дошкольного возраста, мы учили их понимать, дифференцировать эмоциональное состояние по внешним признакам (мимика, жесты, позы, интонация голоса), определять причины того или иного настроения, развивая способность реагировать на эмоциональное состояние другого человека, проявлять сочувствие, содействие. Большую помощь в этом оказывали пластические этюды и игры. Они коротки, разнообразны и доступны детям по содержанию. В работе использовались этюды на выражение основных эмоций, на отображение и сопоставление положительных и отрицательных черт характера, этюды воплощения. Музыка являлась постоянным фоном, который передавал различные настроения.

Таким образом, проведенная с детьми старшего дошкольного возраста работа по развитию эмоциональной сферы с использованием музыкальных игр является эффективной.

×
×